Охлаждающая способность углеводородов
В современных авиационных и космических системах тепловые нагрузки на металл достигают огромных величин.
Нагреваемые поверхности для предотвращения преждевременного разрушения охлаждают, омывая внешнюю сторону нагреваемой металлической стенки потоком топлива (авиационные системы), горючего или окислителя (ракетные системы). На самолетах в специальных теплообменных аппаратах охлаждают топливом циркулирующие смазочные масла и жидкости, являющиеся рабочим телом для гидравлических и различных автоматически действующих устройств. В зависимости от величины теплового напора изменяются условия (количество, скорость и давление), при которых пропускается топливо, горючее или окислитель по охлаждаемому тракту, прежде чем оно попадает в зону сгорания.
Эффективность охлаждающей жидкости определяют ее теплоемкость, теплопроводность, плотность, вязкость, пределы кипения (давление насыщенных паров) и, наконец, коэффициент теплопередачи от нагретой стенки к жидкости.
Можно представить несколько условий теплообмена:
1. Охлаждающая жидкость омывает стенку, нагретую до температуры, намного ниже температуры ее кипения. Это наиболее простой случай конвективного теплообмена;
2. Охлаждающая жидкость омывает стенку, нагретую до температуры, намного превышающей температуру ее кипения. При этом в пограничном слое жидкость — стенка будет происходить усиленное парообразование или так называемое поверхностное пристеночное (пупырчатое) кипение, хотя среднемассовая температура охлаждающей жидкости может оставаться без существенного изменения. Общее закипание в теплообменном аппарате охлаждающей жидкости приведет к резкому снижению коэффициента теплопередачи, увеличению гидравлического сопротивления, возникновению пульсационного режима в парожидкостной смеси, нарушению нормальной подачи охладителя в систему. В этих условиях (при достаточно высокой тепловой нагрузке) наступит так называемый кризис кипения — в пограничном слое образуется устойчивая изолирующая паровая пленка. Если пристеночное (пузырчатое) кипение сопровождается улучшением коэффициента теплопередачи от стенки к жидкости за счет более интенсивного перемешивания охлаждающей жидкости, то с образованием устойчивого парового изолирующего слоя (пленочное кипение), коэффициент теплопередачи резко падает, быстро повышается температура охлаждаемой поверхности вплоть до плавления (прогара) металла. Следовательно, кризисной величины теплового напора нужно избегать, поскольку при этом исключается нормальный теплообмен, в результате чего разрушается перегретая поверхность.
При давлениях выше критического охлаждающая жидкость не кипит, поскольку она находится лишь в однофазном состоянии, и расчет производят как для конвективного теплообмена. С увеличением давления температура кипения углеводородов повышается, и при критическом давлении она достигает максимального значения. При критической температуре поверхностное натяжение жидкости становится равным нулю, в связи с чем граница между жидкостью и насыщенным паром над ней исчезает. Однако нагрев охлаждаемой жидкости до критической температуры весьма опасен, так как в околокритической области температур коэффициент теплоотдачи к жидкости резко уменьшается. Наибольший эффект охлаждения достигается в условиях возможно большего недогрева жидкости до температуры ее кипения на выходе из теплообменной системы. Обозначим тепло- обменную способность охлаждающей жидкости при турбулентном течении в условиях остывания горячей стенки через коэффициент А. Для воды этот коэффициент будет равен единице, для метилового спирта 0,545, этилового спирта 0,482, жидкого кислорода 0,479, а для четыреххлористого углерода лишь 0,141. Для углеводородов этот коэффициент ненамного выше коэффициента для четыреххлористого углерода.
При использовании углеводородных топлив в качестве охлаждающих жидкостей могут возникнуть осложнения в связи с их недостаточной стабильностью, повышенными глубиной и скоростью распада составляющих компонентов, наличием неуглеводородных органических примесей и минеральных микрозагрязнений (продукты коррозии металлов, их износа, почвенная пыль и др.).
В зависимости от температуры охлаждаемой стенки наименее стабильные компоненты углеводородных топлив — углеводороды с ненасыщенными связями, серо-, азот- и кислородсодержащие органические соединения — будут подвергаться деструкции с последующим уплотнением продуктов распада. Глубина этих процессов определяется температурой и наличием в системе растворенного кислорода. Чем выше температура стенки и чем больше доступ кислорода воздуха к жидкости, тем глубже будут происходить у нагретой поверхности процессы окислительного уплотнения продуктов распада нестабильных компонентов охлаждающей углеводородной смеси. При этом на поверхности будет откладываться плотный слой твердого вещества (пленка), обычно содержащего большое количество углерода, относительно малые количества водорода, кислорода, серы, азота и зольных элементов. В составе отложений всегда обнаруживаются зольные элементы, поскольку в формировании отложений участвуют минеральные примеси, оказывая, так же как и повышенная температура, как бы цементирующее влияние на структуру отложений. Теплопроводность таких отложений весьма низкая >и приравнивается к теплопроводности окислов металлов. При наличии отложений нарушается нормальный теплообмен между металлической стенкой и охлаждающей жидкостью (резко падает коэффициент теплоотдачи); на стенке в месте скопления отложений температура будет чрезмерно повышаться, что может привести к разрушению (прогару) металла.
Таким образом, из изложенного можно заключить, что лучшей охлаждающей способностью обладают насыщенные углеводороды (алканы, цикланы) высокой степени чистоты, не содержащие сернистых и азотистых соединений, минеральных примесей и не окисляющиеся в условиях эксплуатации. Следовательно, охлаждающая способность углеводородных топлив (горючих) определяется стабильностью составляющих компонентов в данных условиях, количеством и скоростью прохождения жидкости, площадью охлаждаемой поверхности, удельной величиной снимаемого теплового напора, разностью между температурами кипения жидкости и охлаждаемой стенки, разностью между температурами жидкости на входе и выходе теплообменного аппарата.
Основные зависимости отражены в уравнении теплового баланса охлаждаемого тракта:
где ?qf — сумма произведений удельных тепловых потоков на площади охлаждения соответствующих участков; G — общее количество охлаждающей жидкости; с —средняя удельная теплоемкость охлаждающей жидкости; Т вых, Т вх. — среднемассовая температура жидкости соответственно на выходе и входе охлаждаемого тракта.
Охлаждающая способность углеводородного топлива или горючего может быть оценена:
1) по величине отношения количества тепла, воспринимаемого жидкостью при нагреве ее до температуры кипения, к количеству тепла, фактически отводимого ею от охлаждаемой поверхности;
2) по величине отношения количества тепла, которое может быть снято данным охладителем, к максимальной величине теплового потока, передающегося через стенку;
3) по величине отношения температуры начала термического распада компонентов охладителя к температуре охлаждаемой поверхности;
4) по интенсивности самопроизвольного повышения температуры охлаждаемой поверхности вследствие образования на ней слоя продуктов термического распада компонентов охладителя.
Лучшую охлаждающую способность будут иметь стабильные в данных условиях углеводороды и их смеси, характеризующиеся большей плотностью, теплопроводностью, удельной теплоемкостью, температурой кипения и меньшей вязкостью.
|