Плотность топлива
Плотность среднедистиллятных топлив позволяет выявить их эксплуатационные свойства, играющие существенную роль в условиях транспортирования и хранения, при определении разовой загрузки топливом баков машин; при определении энергетического запаса, отвечающего объему загружаемого топлива.
Наконец, от плотности зависят основные физико-химические характеристики топлив: пределы выкипания, молекулярный вес составляющих углеводородов, характер распыла в данных условиях и другие параметры, которыми определяются огневые качества топлив.
Плотность углеводородов изменяется с изменением их молекулярного веса и химического строения даже в пределах одного гомологического ряда (табл. 11).
Как видно из табл. 11, углеводороды с более компактно и симметрично расположенными углеродными атомами в молекуле характеризуются более высокой плотностью. Такой же особенностью отличаются алкилмоноциклические (ароматические и циклановые) углеводороды.
Плотности углеводородов различных классов, близких по молекулярным весам и пределам выкипания, неодинаковы. Это видно на примере узких фракций однотипных по строению углеводородов, которые выделены из среднедистиллятных топлив, полученных с заводских условиях из различного нефтяного сырья (табл. 12). Для углеводородов с одинаковым числом углеродных атомов в молекуле, но различных по химическому строению плотность возрастает в следующем направлении: н-алканы ? н-алкены ? изоалканы ? изоалкены ? алкилциклопентаны ? алкилциклогексаны ? алкилбензолы ? алкилнафталины. Различия в плотностях углеводородов, составляющих топливные смеси, достигают 15—20%. В пределах гомологических рядов углеводородов, однотипных по строению, плотности возрастают с увеличением температуры их кипения на каждые 50 °С и, следовательно, с увеличением молекулярного веса примерно на 2,5-3,5%.
Систематизация справочных материалов, позволила графически (рис. 13—15) представить зависимость между плотностью и химическим строением углеводородов с числом углеродных атомов 5—20.
Из приведенных на рис. 13—15 данных видно, что относительная плотность алканов зависит не только от числа углеродных атомов, но и от их расположения в молекуле. Максимальную плотность имеют алканы с тремя и более метальными группами в молекуле, расположенными при одном углеродном атоме или рядом. Более высокая плотность наблюдается у алканов разветвленного строения. Для этого число боковых цепей должно быть возможно большим, расположение их компактным, а длина цепей может ограничиваться лишь одной метильной группой. Так, относительная плотность н-додекана составляет 0,7487, а 2,2,3,4,5,5-гексаметилгексана — 0,7925. Для алканов с числом углеродных атомов В молекуле ОТ Сб ДО С20 плотность изменяется от 0,66 до 0,79; для цикланов с таким же числом углеродных атомов в молекуле — от 0,75 до 0,88.
Для цикланов наблюдается такая же закономерность, как и для алканов. С увеличением числа боковых цепей и при более компактном их расположении в молекуле плотность заметно возрастает.
Плотность цикланов С8—С12 с боковыми цепями, расположенными в ортоположении, 0,795—0,815; при расположении боковых цепей в метаположении она равна 0,785—0,800.
Плотность цикланов по мере увеличения числа метильных групп, находящихся в положении 1, 2, 3, 4, 5, б, резко возрастает. Изомеры моноциклических ароматических углеводородов с одинаковым молекулярным весом, так же как алканов и цикланов, имеют тем большую плотность, чем больше боковых цепей, компактно расположенных в бензольном кольце. Плотность бензольных углеводородов с боковыми цепями в ортоположении выше, чем углеводородов с таким же молекулярным весом, но с боковыми цепями в мета- и тем более в параположении.
В гомологическом ряду алкилароматических углеводородов плотность уменьшается при переходе к структурам с более длинными боковыми цепями, хотя в некоторых случаях это правило не выдерживается.
Наибольшая плотность наблюдается у бициклических углеводородов. Для бицикланов величина р420 приближается к 0,88, для углеводородов ряда нафталина — к единице.
Смиттенберг на основании экспериментальных данных предложил формулы для вычисления плотности углеводородов пяти гомологических рядов. Формулы (табл. 13) включают лишь одну переменную величину: число атомов углерода С в молекуле или молекулярный вес М. Эти формулы можно использовать для углеводородов, застывающих при температуре ниже 20 °С. Отклонения вычисленных при помощи формул значений плотности от экспериментальных данных находятся в пределах ошибки определения.
Плотность углеводородов и их смесей изменяется с температурой. При изменении температуры реактивного топлива на 50 °С объем его изменяется на 3—5%—увеличивается при нагреве и уменьшается при охлаждении. Зная плотность при одной температуре, можно ее пересчитать для другой температуры с достаточной точностью по формуле:
где ?4t — плотность при t°С; р420 -- плотность при 20°С.
Среднюю температурную поправку ? можно вычислить по формуле:
Влияние высоких давлений на сжимаемость жидких углеводородов и их смесей невелико. Под давлением 100 ат плотность среднедистиллятного топлива возрастает всего лишь на 2—3%. Даже очень высокое давление не приводит к существенному изменению плотности углеводородов (табл. 14).
Величина, обратная плотности, называется удельным объемом, что соответствует объему единицы массы жидкости или газа при данных температуре и давлении. С увеличением температуры удельный объем жидкости возрастает, а с увеличением давления уменьшается (табл. 15).
Для расчетов часто требуется знать плотность паров углеводородов или топливных смесей. Плотность насыщенных паров углеводородных смесей зависит от фракционного состава и температуры.
Бударов вывел закономерности, устанавливающие температурную зависимость между давлением и плотностью насыщенных паров углеводородов, входящих в состав топлив. На этом основании составлена номограмма, изображенная на рис. 16.
Зная плотность насыщенных паров углеводородов или их смесей при одной температуре, можно рассчитать их плотность при другой температуре. Данные номограммы справедливы для температурных пределов от —50 до 150°С.
В табл. 16 приведены данные о давлении и плотности насыщенных паров керосина прямой перегонки.
От плотности зависят многие физико-химические характеристики топлив и индивидуальных углеводородов. На основании этой зависимости составлены и используются различные номограммы, облегчающие расчеты и позволяющие легко определить значение неизвестных, но зависимых величин.
На рис. 17 приведена номограмма, основанная на зависимости между плотностью дизельных топлив, их средней температурой кипения (температура выкипания 50% объема при стандартной разгонке) и цетановым числом. Плотность топлив и углеводородов — весьма важная характеристика, при помощи плотности подсчитывают объемную теплоту сгорания, вес заправленного топлива при известном объеме, степень распыла топлива, подаваемого в зону сгорания, и др. В Приложениях 2 и 3 приводятся плотности индивидуальных углеводородов различного химического строения, которые могут являться составляющими компонентами топливных смесей.
|