Теплопроводность топлива
Теплопроводность характеризует процесс распространения тепла в неподвижном веществе за счет теплопередачи, но не за счет конвекции и лучистого теплообмена.
Тепло передается в результате движения молекул. Поэтому для газов такой путь передачи энергии определяется их теплоемкостью и вязкостью. Передача энергии от слоя к слою в жидкостях происходит со звуковой скоростью пропорционально их плотности и теплоемкости.
По закону Фурье плотность теплового потока (qx) в направлении х пропорциональна коэффициенту теплопроводности (?) и градиенту температуру по нормали к поверхности, через которую передается тепло:
где qх — плотность теплового потока в направлении х, кал/(см2 • сек); Т — температура, °С или °К; х—расстояние, см.
qx определяется как количество тепла, проходящего в 1 сек через 1 см2 поверхности, перпендикулярной к направлению х. В этом случае коэффициент теплопроводности будет иметь размерность:
Итак, коэффициент теплопроводности выражает количество тепла, проходящего за единицу времени через единицу поверхности при падении температуры на один градус на единицу длины. Коэффициент теплопроводности для современных топлив является одной из важных теплофизических величин.
Теплопроводность газов, паров и их смесей не является линейной функцией состава смеси, подчиняющейся законам аддитивности. Теплопроводность газовых смесей может отличаться от теплопроводности ее составляющих. Для паров углеводородов коэффициент теплопроводности уменьшается с увеличением молекулярного веса, возрастает с повышением температуры и мало изменяется с изменением давления, увеличиваясь приблизительно на 1% на каждую атмосферу в пределах от 1 мм рт. ст. до 10 ат.
Коэффициент теплопроводности для газов и паров может быть с достаточной точностью подсчитан для 0°С и давления 1,033 кГ/см2 по формуле:
где c? — истинная теплоемкость пара при постоянном объеме, ккал/ (кг • град); ?0 — вязкость паров, кг/(м•сек).
Зная значение ?0, можно определить коэффициент теплопроводности паров углеводородов при более высоких температурах по формуле:
где Т, Т0 — температуры, °К; п — значение степени, характерное для углеводородов. Так, для паров некоторых топлив и углеводородов существуют следующие значения n:
В отличие от газов и паров с повышением температуры коэффициент теплопроводности для большинства жидкостей снижается. С повышением давления теплопроводность жидкостей увеличивается. Для определения теплопроводности жидкости может быть использовано уравнение Вебера:
где ? — коэффициент теплопроводности, кал/(см • сек • град); ср — удельная теплоемкость при постоянном давлении, кал/(г • град); ? — плотность, г/см3; М — молекулярный вес:
Рассчитанные данные отклоняются от экспериментальных в среднем на 5—15%.
На основании этой зависимости составлена номограмма (рис. 25).
Для жидких индивидуальных углеводородов коэффициент теплопроводности при 0 °С и давлении 1 атм может быть также подсчитан по формуле:
а для топлив плотностью от 0,7 до 1,0 по формуле:
В узком интервале температур изменение коэффициента теплопроводности жидких топлив подчиняется линейной зависимости (уменьшение на 1% при повышении температуры на 10 °С). Зная коэффициент теплопроводности для жидких топлив при 0 °С, можно пересчитать его для более высоких температур по формуле:
где t — температура, для которой определяется ?;
? — температурный коэффициент теплопроводности.
При ? = 0,0011 формула для температурного предела от 0 до 200°С позволяет подсчитать величину ? с точностью до 10%.
Исследовалась теплопроводность в пределах температур от 15 до 325 °С и давлениях от 1 до 200 ат авиационного керосина (плотность ?15.615.6, пределы кипения 164—253 °С) состава, соответствующего английской спецификации D. Eng. R. D. 2495 (рис. 26).
Теплопроводность жидких углеводородов уменьшается с повышением температуры, а при одной и той же температуре увеличивается с повышением давления. Как это видно из рис. 26, давление не оказывает заметного влияния на коэффициент теплопроводности жидких углеводородных топлив. При низких температурах коэффициент теплопроводности с изменением давления в пределах от 1 до 20 ат увеличивается на 0,5%, а при 200 300°С — на 1%.
Данные об изменении коэффициента теплопроводности с температурой для товарного бензина Б-70 (ГОСТ 1012—54) и товарных керосинов Т-1 (ГОСТ 10227—62) и Т-5 (ГОСТ 9145—59) приведены в табл. 28.
На рис. 27 показано изменение с повышением температуры коэффициента теплопроводности нефти и продуктов ее переработки, определенного с точностью ±2%. С увеличением плотности и молекулярного веса углеводородов коэффициент теплопроводности возрастает, тем больше чем выше температура.
Наибольшей теплопроводностью характеризуются нормальные алканы, затем следуют алкилпроизводные ди- и трициклических структур с длинными боковыми цепями. Сравнительно малой теплопроводностью обладают алкилдекалины. В табл. 29 приведены коэффициенты теплопроводности индивидуальных углеводородов различного строения, часть из которых можно рассматривать как возможные составляющие перспективных топлив.
На рис. 28 показано изменение коэффициента теплопроводности нормальных алканов в зависимости от температуры, определенного с точностью до ±1% . Так же как и для нефтепродуктов, теплопроводность нормальных алканов уменьшается с повышением температуры. Большей теплопроводностью характеризуются соединения с более высоким молекулярным весом. Различие значений коэффициентов теплопроводности несколько увеличивается с повышением температуры кипения углеводородов.
Знание теплопроводности топлив, так же как и теплоемкости, необходимо для тепловых расчетов заводской аппаратуры, транспортных технических средств и двигателей.
|