Углеводороды в топливе
В зависимости от происхождения нефти в товарных реактивных и дизельных топливах содержатся следующие основные углеводороды (в вес. %):
Во фракциях нефтей Азербайджана преобладают углеводороды циклановой структуры, в керосиновых фракциях нефтей Приволжских месторождений — алкановой структуры. Так, во фракции 150—200°С ромашкинской нефти обнаружено следующее содержание углеводородов (в вес. %):
Найдено, что в керосиновой фракции 180—320°С бавлинской нефти карбона содержатся (в вес. %):
Остальное — органические неуглеводородные примеси (сернистые соединения, смолы и др.). Количество неохарактеризованных углеводородов составляет 1,5%.
В соответствии с требованиями к низкотемпературной характеристике топлив содержание алканов нормального строения ограничивается. Максимально допустимое их содержание должно отвечать количеству, растворимому в топливе данного состава при минимальной предусмотренной для него температуре кристаллизации. В реактивных топливах, для которых температура кристаллизации предусматривается ниже —60°С, содержание алканов нормального строения не превышает 5—7%. В дизельных топливах, для которых температура кристаллизации в зависимости от назначения должна быть выше минус 10 — минус 60°С, может содержаться 10—20% алканов нормального строения. Названные пределы приблизительны, поскольку они зависят и от молекулярного веса таких алканов. Чем длиннее углеродная цепь, тем выше температура кристаллизации нормальных алканов. В цепи нормальных алканов, содержащихся в керосинах, 10— 18 углеродных атомов.
В узких керосино-газойлевых фракциях прямой перегонки нефтей содержание нормальных алканов изменяется от 9 до 32%. Например, во фракции 200-350°С ромашкинской нефти их содержится 16%; во фракции 200—400 °С туймазинской нефти— 14%; в газойле каталитического крекинга (230—405°С) — 14%.
Температура кристаллизации алкаиов изомерного строения значительно ниже, чем у их аналогов — нормальных алканов.
Многие углеводороды имеют огромное число изомеров. Так, додекан (C12H26) имеет 355 .изомеров, кипящих в пределах 176— 216°С, а гексадекан (C16H34) — 10 359 изомеров, кипящих в пределах 268—285,5°С. У цикланов возможное число изомеров несравненно больше (гомологи циклопентана, циклогексана, цистрансизомерия). Лишь этилциклогексан имеет 23 возможных изомера. У ароматических углеводородов число изомеров не менее значительно. Таким образом, углеводородные топлива следует представлять себе как сложную смесь углеводородов различного строения.
В действительности состав углеводородов нефтепродуктов оказался намного проще, чем можно было бы ожидать при наличии в смеси всех изомеров того или иного углеводорода. Однако несмотря на это топливная смесь углеводородов все же крайне сложна. Для разделения и индивидуализации углеводородов топлив требуется затрата больших усилий. В результате длительной и кропотливой работы Института нефти США из фракций мидконтинентской нефти выделено всего лишь 72 углеводорода, в том числе 46 углеводородов, кипящих ниже 150 СС, 13 углеводородов, кипящих в пределах 150—200 °С, и 13 углеводородов, кипящих выше 200°С. Углеводородный состав керосино-газойлевых фракций изучен недостаточно.
Накопленные сведения позволяют считать, что алканы изомерного строения, содержащиеся в среднедистиллятных нефтяных топливах, характеризуются малоразветвленной структурой. Количество боковых цепей невелико, а длина их ограничивается 1—5 углеродными атомами. В боковых цепях изоалканов содержатся преимущественно метильные или этильные группы и значительно реже встречаются пропильные группы.
Среди цикланов среднедистиллятных топлив обнаружены одно, двух-, трех- и четырехзамещенные циклогексаны и циклопентаны. Боковые цепи состоят преимущественно из 1—3 углеродных атомов. Из бициклических конденсированных цикланов найдены декалин и его гомологи. Так, в керосине сураханской легкой масляной нефти обнаружены тетраметилзамещенные циклогексана, декалин, метил- и диметилдекалины. В керосинах туй- мазинской девонской нефти найдены тетраметилциклогексан, моноалкнлциклогексаны изомерного строения, м- и п-диалкил- циклогексаны, 1,3,3-триалкилциклогексаны, тетраалкилциклогексаны, декалин, диметилдекалины, триметилдекалины, пергидро- аценафтен. В керосинах ромашкинской девонской нефти установлено присутствие цикланов, близких по строению к цикланам керосина туймазинской нефти. В прямогонных керосино-газойлевых фракциях содержание цикланов во фракции 200—350 °С ромашкинской нефти составляет 19%, во фракции 200—400 °С туймазинской нефти 24%. Что же касается газойля каталитического крекинга, полученного при переработке тяжелого сырья (фракций 320—450 °С), то в нем содержание цикланов ниже 5—10%, хотя в отдельных фракциях оно достигает 15%.
При исследовании ароматических углеводородов керосино-газойлевых фракций установлена интересная зависимость: по своей структуре эти ароматические углеводороды представляли как бы дегидрированные аналоги цикланов, обнаруживаемых в той же фракции. Ассортимент ароматических углеводородов ограничивался одно-, двух-, трех- и четырехзамещенными бензолами с числом углеродных атомов в боковой цепи 1—5 (преимущественно метил-, этил-, реже пропилгруппы).
Из моноциклических ароматических углеводородов в керосинах сураханской легкой масляной нефти найдены тетраметил- бензолы (три изомера); в керосинах туймазинской девонской нефти — тетраметилбензолы, алкилбензолы с алкильными группами преимущественно изомерного строения в n-, реже в о- и м-положении, трехзамещенные типа 1,2,3- и 1,2,4-бензолы, а также тетраалкилзамещенные. В керосине ромашкинской девонской нефти обнаружены тетраметилбензолы, в том числе 1,2,4,5- тетраметилбензол (дурол), моноалкилбензолы (главным образом, с боковыми цепями изомерного строения), м- и n-диалкилбензо- лы и триалкилбензолы. В керосине туймазинской девонской нефти содержатся моно-, ди- (м- и п-) и тетраметилбензол, и триалкилбензолы. Такого же типа моноциклические ароматические углеводороды содержатся в керосине ромашкинской девонской нефти. Во фракции 200—300 °С миннибаевской (девонской) нефти по спектрам поглощения в ультрафиолетовой области установлено присутствие моноциклических ароматических углеводородов, м- и n-диалкилбензолов, всех изомеров трехзамещен- ных (1,2,3-, 1,3,5- и 1,2,4-) бензолов. Среди тетраалкилбензолов, преобладали изомеры 1,2,3,4- и 1,2,3,5.
Многие исследования керосиновых фракций, полученных прямой перегонкой различных нефтей, подтверждают, что углеводородный состав этих фракций близок к вышеописанному.
В прямогонных керосино-газойлевых фракциях с повышением температуры кипения общее содержание ароматических углеводородов возрастает с 18—25 до 40—47%, а в газойле каталитического крекинга снижается с 80—86 до 15—30%. С повышением температуры кипения фракций содержание моноциклических соединений снижается, а бициклических возрастает. Так, в отгоне 270—300°С керосиновой фракции 200—300°С бавлинской нефти — одной из наиболее перспективных нефтей Татарской АССР — моноциклических ароматических углеводородов содержится 6%, а бициклических 72%, в то время как в керосиновой фракции моноциклических ароматических углеводородов содержится 32%, а бициклических 37%.
В керосино-газойлевой фракции прямой перегонки, полученной из ромашкинской и туймазинской нефтей, общее содержание ароматических углеводородов превышает 30%, а в газойле каталитического крекинга достигает 50—70%. Между тем содержание ароматических углеводородов в газойле каталитического крекинга может быть намного меньше. Например, в газойле каталитического крекинга тюленевской нефти (фракция 200— 350°С) ароматических углеводородов содержится 11%; очевидно, содержание ароматических углеводородов зависит не только от сырья, но и от режима процесса его переработки.
В большинстве керосино-газойлевых фракций нефтей обнаружен нафталин и его гомологи: метил-, диметил-, этил-, триметил-, тетраметилнафталины. Содержание бициклических ароматических углеводородов достигает 11—20% от общего содержания ароматических углеводородов (или 1—5% на углеводородную фракцию). Углеводороды ряда нафталина выделены из керосинов нефтей Азербайджана, Северного Кавказа, Дальнего Востока. Они найдены во фракциях нефтей Грузии, Туркмении, крупнейших месторождений Татарин и Башкирии. Исключение составляют керосины эмбенских и майкопских нефтей, в которых нафталин и его гомологи практически отсутствуют. В керосино-газойлевых фракциях наряду с бициклическими ароматическими углеводородами найдены углеводороды смешанного строения, например тетралин, а также трициклические углеводороды типа аценафтена или бензоиндана.
Ненасыщенные углеводороды керосино-газойлевых фракций исследованы мало. Во фракциях прямой перегонки их количество невелико. Например, во фракции 200—350°С ромашкинской нефти ненасыщенных углеводородов 2—3%, во фракции 200— 400 °С туймазинской нефти — 5,3%. В газойле каталитического крекинга ненасыщенных углеводородов содержится в среднем 10—12%. С повышением температуры кипения фракций этого же газойля содержание ненасыщенных углеводородов увеличивается с 1,5 до 25%. С возрастанием требований к качеству топлив даже незначительная примесь ненасыщенных углеводородов будет оказывать отрицательное влияние на стабильность и другие характеристики топлива. После гидроочистки в прямогонных дистиллятах остаются небольшие количества ненасыщенных углеводородов. Так, дизельные фракции, выкипающие в пределах 200— 360 °С, поступают на гидроочистку с йодным числом 5—13. После гидроочистки йодное число равно 2. Если принять, что молекулярный вес такого топлива равен 200 и считать, что ненасыщенные соединения имеют лишь одну двойную связь, то их количество в этом случае достигает 1,5 вес. %, т. е. оно может оказать существенное влияние на стабильность топлива, особенно в термически напряженных условиях эксплуатации, а также при длительном хранении. Весьма важно знать степень отрицательного влияния ненасыщенных углеводородов в зависимости от их строения. Имеются основания считать, что алкены наиболее стабильны, циклены занимают промежуточное положение, а наименее стабильны, по-видимому, диеноароматические и олефиноароматические углеводороды.
Газойлевая фракция (кипящая выше 180 °С), полученная на основе калифорнийских нефтей, содержала 30% ненасыщенных углеводородов в продукте термического крекинга, 14% в продуктах каталитического крекинга и 2% в продуктах прямой перегонки.
Во фракции каталитического крекинга (171—221 °С) обнаружено около 3% инден-стиролов, причем содержание углеводородов такого строения возрастало с температурой кипения фракций. Присутствие диено- и олефииоароматических углеводородов удалось установить косвенным путем—при изучении строения продуктов их окисления, извлеченных из крекинг-керосина и реактивных топлив прямой перегонки. Соединения, состоящие из бензольного и нафтенового колец с боковыми цепями, содержащими одну и более дзойных связей, присутствуют в топливах прямой перегонки, а также и в крекинг-дистиллятах. Различие заключается лишь в их количестве. При весьма приблизительной оценке в топливах прямой перегонки их содержится менее 1%, в крекинг-керосине 3%. Такое количество (1—3%) вполне достаточно для того, чтобы отрицательно повлиять на стабильность топлив. Пока нет веских оснований предполагать наличие в керосино-газойлевых фракциях прямой перегонки циклодиеновых или алканодиеновых углеводородов, которые также относятся к наименее стабильным соединениям.
Проблема изучения химической активности, состава, строения ненасыщенных углеводородов топлив, даже в случае их малой концентрации в смеси, весьма актуальна. К сожалению, ей пока не уделяется достаточного внимания.
Из олефииоароматических углеводородов наиболее изучены стирол и его гомологи. В табл. 5 приведена характеристика некоторых углеводородов ряда стирола.
Значительные количества олефино- и диеноароматических углеводородов обнаружены в продуктах пиролиза и высокотемпературного термического крекинга керосина. Так, при крекинге фракции 150—210°С, содержавшей 10% цикланов, 20% ароматических углеводородов (температура 680—700°С, избыточное давление 2,8—3,5 ат), во фракции 150—190°С, выход которой составлял 5—8% всей суммы продуктов крекинга, содержание олефииоароматических углеводородов достигало 30—40%. Среди них обнаружены метил-, этил-, диметилстиролы, пропенил-бензолы, инден и метилинден. Углеводороды такого же строения обнаружены во фракции 150—200°С—продукте пиролиза керосина. Присутствие ненасыщенных замещенных ароматических углеводородов было установлено также в керосино-газойлевых фракциях прямой перегонки. Среди ароматических углеводородов этих фракций в составе моноциклических найдено 6,4% ненасыщенных соединений; в составе бициклических 21,1% и в составе трициклических углеводородов 1,6%.
Ненасыщенные замещенные ароматические углеводороды вследствие своей малой стабильности оказывают отрицательное влияние на многие эксплуатационные свойства топлив.
|