Турбокомпрессор не имеет кинематической связи с двигателем, поэтому его частота вращения и вместе с ней давление наддува не зависят непосредственно от частоты вращения двигателя; рабочая точка турбокомпрессора устанавливается при балансе мощностей компрессора и турбины, расположенных на одном валу.
Частота вращения турбокомпрессора возрастает с увеличением массового расхода воздуха через двигатель и температуры выпускных газов перед турбиной, т. е. с повышением мощности двигателя. На расходной характеристике линии постоянных частот вращения двигателя с турбонаддувом несколько сдвинуты (вследствие переменного противодавления на выпуске) по сравнению с аналогичными линиями при механическом наддуве.
Расположение кривых на расходной характеристике четырехтактного двигателя с турбонаддувом лишь незначительно отличается от расположения их при механическом наддуве, более высокое давление рвып несколько затрудняет продувку, однако за счет большего перекрытия клапанов при высоких нагрузках, как правило, обеспечивается достаточное количество продувочного воздуха. При малых нагрузках при определенных условиях может иметь место заброс газов в цилиндр (рис. 6.4).
Рассмотрим три эксплуатационных режима работы четырехтактного двигателя с турбонаддувом (рис. 6.5):
1) работа при постоянной частоте вращения двигателя;
2) работа по винтовой характеристике;
3) работа при постоянном крутящем моменте двигателя (как частный случай при работе по автомобильной характеристике).
В первом случае рабочие точки располагаются на кривой, соответствующей определенной частоте вращения двигателя. С падением крутящего момента количество энергии, подводимой к турбине, уменьшается, баланс мощностей компрессора и турбины колеблется при более низком уровне давления, на холостом ходу давление наддува составляет лишь небольшую часть от давления при полной нагрузке.
При работе по винтовой характеристике наряду с энергией отработавших газов, уменьшающейся при понижении крутящего момента, подача воздуха с падением частоты вращения также уменьшается, что приводит к сильному снижению давления наддува.
На режиме работы Мe = const вследствие уменьшения воздухоподачи при снижении частоты вращения баланс мощностей турбокомпрессора устанавливается при более низком уровне давления наддува, правда, в этом случае падение уровня давления не столь резкое, как при работе по винтовой характеристике.
У двухтактного двигателя с турбонаддувом в связи с повышением противодавления на выпуске, имеющем место при увеличении воздухоподачи, парабола зависимости p2 / p1 от V1 протекает круче, чем при наличии только продувки или механического наддува (рис. 6.6). Для упрощенного определения этой параболы используют так называемое заменяющее сечение F3aм, образованное из эквивалентного отверстия Fэкв и эквивалентного сечения турбины Fт экв
которое подставляют вместо Fэкв в уравнение (5.2).
|