Резьбовые отверстия, имеющие забоины или срыв резьбы до двух ниток, восстанавливают прогонкой резьбы метчиком нормального размера согласно данным графы 2 (табл. 9).



Резьбовые отверстия, имеющие износ или срыв резьбы более двух ниток, ремонтируют перерезанием этой резьбы под увеличенный ремонтный размер или восстанавливают постановкой резьбовых пробок с нарезанием в резьбовых отверстиях резьбы нормального размера.
При ремонте резьбовых отверстий методом постановки резьбовых пробок отверстия рассверливают по кондуктору до диаметра и на глубину согласно графам 8 и 9 в этих отверстиях нарезают резьбу по данным граф 10 и 11 (табл. 9).
В нарезанные резьбовые отверстия завертывают до упора резьбовые пробки, изготовленные из стали Ст. 3 или из стали 35, после чего отрезают выступающие части и зачищают эти места заподлицо с основным металлом. На линии соединения резьбовой пробки с блок-картером сверлят отверстие диаметром 3 мм, глубиною 8—12 мм и в это отверстие запрессовывают гладкий штифт, который зачищают заподлицо с поверхностью. Допускается постановка резьбовых пробок на клее БФ-2, 1040 «Герметик», эпоксидной пасте без наполнителя или сурике, а также закернивание в 3—4 местах по линии резьбы. Отверстия в резьбовых пробках сверлят по кондуктору или по разметке согласно данным граф 12 и 13 (табл. 9), нарезают в этих отверстиях резьбу нормального размера и зенкуют под углом 120° до наружного диаметра резьбы зенковкой диаметром 22 мм.
Отремонтированные резьбовые отверстия проверяют резьбовыми пробками, новым болтом или шпилькой, которые должны заворачиваться плотно и не иметь люфта. Резьба должна быть полной и чистой, без сорванных ниток. Смещение резьбовых отверстий от нормального положения допускается не более 0,15 мм.
При ремонте резьбовых отверстий под увеличенные размеры отверстия рассверливают на сверлильном станке или электродрелью (лучше для этой цели использовать радиально-сверлильный станок 2А53) на глубину и до диаметра согласно графам 4 и 6 (табл. 9).
В просверленных отверстиях нарезают резьбу согласно данным граф 5 и 7 (табл. 9) машинными метчиками на радиально-сверлильном станке указанного типа. Режим нарезания резьбы:

Отверстия зенкуют под углом 120° до наружного диаметра резьбы.
При нарезании ремонтной резьбы в отверстиях под шпильки крепления головки цилиндров верхнюю часть отверстий рассверливают до диаметра 18,8 мм (СМД-14) и 16,5 мм (СМД-7) на глубину 10 мм, а затем зенкуют резьбовую часть этого отверстия.
При нарезании резьбы увеличенного размера в блок-картере ставят специальные шпильки с увеличенным диаметром ввертной части или болты соответствующего ремонтного размера. В последнем случае в сопряженных деталях с блок-картером отверстия под болты необходимо рассверлить «а 1 мм больше диаметра болта.
Отверстия под шпильки крепления головки блок-картера сверлят в блок-картере по накладному кондуктору (рис. 11).

На плите-основании 3 этого кондуктора закреплены четыре продольные и четыре поперечные угловые опоры 4, два установочно-центрирующих пальца 1 и 5, две стяжные шпильки 9, прижимающие к блок-картеру кондукторную плиту 7, которая имеет шесть центрирующих пальцев 5 и шесть опор 6, а также семнадцать сменных кондукторных втулок 8.
Для сверления отверстий ремонтного или нормального размера блок-картер устанавливают на плиту-основание 3 базовыми отверстиями по нижней плоскости на центрирующие пальцы 1 и 5 между угловыми опора- ми 4, которые ориентируют и закрепляют деталь в продольном и поперечном направлениях.
В дальнейшем на верхнюю плоскость блок-картера устанавливают кондукторную плиту 7, центрирование которой достигают с помощью шести установочных пальцев 5, и прикрепляют к детали при помощи двух стяжных шпилек 9. В зависимости от диаметра сверла в кондукторную плиту устанавливают соответствующего диаметра сменные кондукторные втулки 8. Кондуктор одинаково пригоден как для блок-бартера двигателя СМД-14, так и для блок-картера двигателя СМД-7 и всех их модификаций. Необходимо только в зависимости от марки двигателя установить на соответствующую ширину блок-картера четыре поперечные угловые опоры 4.
Плита-основание 3 кондуктора изготавливается из чугуна СЧ18-36. Угловые опоры 4 и цилиндрические опоры 6, а также центрирующие пальцы 1 и 5 изготавливаются из стали У7А и подвергаются термообработке до твердости HRC 50?55. Пальцы 1 диаметром 16 мм (один срезанный), длиной 25 мм, а пальцы 5 диаметром 16 мм (все гладкие), длиной 72 мм.
Кондукторную плиту 7 изготавливают из алюминиевого сплава Ал-9; кондукторные втулки 8 — из стали У10А и подвергают термообработке до твердости HRC 60?65; стяжные шпильки 9 — из стали 45; болт с головкой, длина которого 100 мм по пазу стола станка для крепления кондуктора к столу радиально-сверлильного станка 2Б55 изготавливают из стали 35.
Отверстия под болты крепления картера маховика в блок-картере сверлят по накладному кондуктору, показанному на рис. 12.

Накладной кондуктор состоит из кондукторной плиты 3, в которой расположено девятнадцать сменных кондукторных втулок 4, детальная установка которых показана на сечении Б-Б (рис. 12).
Для установки кондуктора на блок-картер плита 3 имеет два уетановочно-центрирующих пальца 12 и 13, показанных на сечениях В-В и Г-Г (рис. 12).
Кроме того, плита 3 имеет две опоры 2 и 5 и два регулирующих у.пора 11 и 7, которые ориентируют кондукторную плиту по задней плоскости блок-картера. Для крепления кондукторной плиты к блок-картеру кондукто имеет два верхних 1 и 6 и два нижних 8 и 10 прижима, которые скрепляются болтом с захватом 9.
Для сверления отверстий под нарезание резьбы ремонтного или нормального размера блок-картер устанавливают передней плоскостью (поверхностью под картер шестерен) на стол радиально-сверлильного станка 2Б55, а на заднюю плоскость (поверхность под картер маховика) устанавливают кондуктор, как показано на рис. 12.
Установочно-центрирующие пальцы 12 и 13 должны входить в два базовых отверстия в блок-картере диаметром- 14 мм. В плиту 3 заранее устанавливают, сменные кондукторные втулки 4 соответствующего диаметра (по диаметру сверла).
Для облегчения и удобства в работе кондукторную плиту изготавливают из алюминиевого сплава Ал-9 с влитыми двумя ручками в плиту. Сменные кондукторные втулки 4 изготавливают из стали У10А и подвергают термообработке до твердости НRС 60?65. Установочно-центрирующие пальцы 12 и 13 и опоры 2 и 5 изготавливают из стали У7А и подвергают термообработке до твердости НRС 50?55. Регулирующие упоры 11 и 7 и болт 9 изготавливают из стали 45, причем упоры подвергают термообработке до твердости НRС 40?45. Верхние и нижние прижимы 1, 6, 10 и 8 изготавливают из стали 20Х, цементируют на глубину до 1,0 мм и закаляют до твердости НRС 56?62.
Накладные кондукторы для двигателей СМД-7 отличаются от накладных кондукторов для двигателей СМД-14 только габаритными размерами (рис. 12) и расположением кондукторных втулок на плите.
Накладной кондуктор для сверления в блок-картере отверстий под болты крепления картера и крышки распределительных шестерен устроен аналогично описанному накладному кондуктору.
|