Главное меню

Восстановление резьбовых отверстий

Резьбовые от­верстия, имеющие забоины или срыв резьбы до двух ниток, восстанавливают прогонкой резьбы метчиком нормального размера согласно данным графы 2 (табл. 9).

Резьбовые отверстия, имеющие износ или срыв резь­бы более двух ниток, ремонтируют перерезанием этой резьбы под увеличенный ремонтный размер или восста­навливают постановкой резьбовых пробок с нарезанием в резьбовых отверстиях резьбы нормального размера.

При ремонте резьбовых отверстий методом поста­новки резьбовых пробок отверстия рассверливают по кондуктору до диаметра и на глубину согласно графам 8 и 9 в этих отверстиях нарезают резьбу по данным граф 10 и 11 (табл. 9).

В нарезанные резьбовые отверстия завертывают до упора резьбовые пробки, изготовленные из стали Ст. 3 или из стали 35, после чего отрезают выступающие час­ти и зачищают эти места заподлицо с основным метал­лом. На линии соединения резьбовой пробки с блок-картером сверлят отверстие диаметром 3 мм, глубиною 8—12 мм и в это отверстие запрессовывают гладкий штифт, который зачищают заподлицо с поверхностью. Допускается постановка резьбовых пробок на клее БФ-2, 1040 «Герметик», эпоксидной пасте без наполнителя или сурике, а также закернивание в 3—4 местах по линии резьбы. Отверстия в резьбовых пробках сверлят по кон­дуктору или по разметке согласно данным граф 12 и 13 (табл. 9), нарезают в этих отверстиях резьбу нормаль­ного размера и зенкуют под углом 120° до наружного диаметра резьбы зенковкой диаметром 22 мм.

Отремонтированные резьбовые отверстия проверяют резьбовыми пробками, новым болтом или шпилькой, ко­торые должны заворачиваться плотно и не иметь люф­та. Резьба должна быть полной и чистой, без сорванных ниток. Смещение резьбовых отверстий от нормального положения допускается не более 0,15 мм.

При ремонте резьбовых отверстий под увеличенные размеры отверстия рассверливают на сверлильном стан­ке или электродрелью (лучше для этой цели использо­вать радиально-сверлильный станок 2А53) на глубину и до диаметра согласно графам 4 и 6 (табл. 9).

В просверленных отверстиях нарезают резьбу со­гласно данным граф 5 и 7 (табл. 9) машинными метчи­ками на радиально-сверлильном станке указанного ти­па. Режим нарезания резьбы:

Отверстия зенкуют под углом 120° до наружного диа­метра резьбы.

При нарезании ремонтной резьбы в отверстиях под шпильки крепления головки цилиндров верхнюю часть отверстий рассверливают до диаметра 18,8 мм (СМД-14) и 16,5 мм (СМД-7) на глубину 10 мм, а затем зенку­ют резьбовую часть этого отверстия.

При нарезании резьбы увеличенного размера в блок-картере ставят специальные шпильки с увеличенным диаметром ввертной части или болты соответствующего ремонтного размера. В последнем случае в сопряжен­ных деталях с блок-картером отверстия под болты необ­ходимо рассверлить «а 1 мм больше диаметра болта.

Отверстия под шпильки крепления головки блок-кар­тера сверлят в блок-картере по накладному кондуктору (рис. 11).

Накладной кондуктор для сверления отверстий в блок-картере под шпильки крепления головки цилиндров

На плите-основании 3 этого кондуктора закреплены четыре продольные и четыре поперечные угловые опо­ры 4, два установочно-центрирующих пальца 1 и 5, две стяжные шпильки 9, прижимающие к блок-картеру кон­дукторную плиту 7, которая имеет шесть центрирую­щих пальцев 5 и шесть опор 6, а также семнадцать сменных кондукторных втулок 8.

Для сверления отверстий ремонтного или нормально­го размера блок-картер устанавливают на плиту-осно­вание 3 базовыми отверстиями по нижней плоскости на центрирующие пальцы 1 и 5 между угловыми опора- ми 4, которые ориентируют и закрепляют деталь в про­дольном и поперечном направлениях.

В дальнейшем на верхнюю плоскость блок-картера устанавливают кондукторную плиту 7, центрирование которой достигают с помощью шести установочных пальцев 5, и прикрепляют к детали при помощи двух стяжных шпилек 9. В зависимости от диаметра сверла в кондукторную плиту устанавливают соответствующего диаметра сменные кондукторные втулки 8. Кондуктор одинаково пригоден как для блок-бартера двигателя СМД-14, так и для блок-картера двигателя СМД-7 и всех их модификаций. Необходимо только в зависимос­ти от марки двигателя установить на соответствующую ширину блок-картера четыре поперечные угловые опоры 4.

Плита-основание 3 кондуктора изготавливается из чугуна СЧ18-36. Угловые опоры 4 и цилиндрические опо­ры 6, а также центрирующие пальцы 1 и 5 изготавлива­ются из стали У7А и подвергаются термообработке до твердости HRC 50?55. Пальцы 1 диаметром 16 мм (один срезанный), длиной 25 мм, а пальцы 5 диаметром 16 мм (все гладкие), длиной 72 мм.

Кондукторную плиту 7 изготавливают из алюминие­вого сплава Ал-9; кондукторные втулки 8 — из стали У10А и подвергают термообработке до твердости HRC 60?65; стяжные шпильки 9 — из стали 45; болт с головкой, длина которого 100 мм по пазу стола станка для крепления кондуктора к столу радиально-сверлильного станка 2Б55 изготавливают из стали 35.

Отверстия под болты крепления картера маховика в блок-картере сверлят по накладному кондуктору, пока­занному на рис. 12.

Накладной кондуктор для сверления отверстий в блок-картере под болты крепления картера маховика

Накладной кондуктор состоит из кондукторной пли­ты 3, в которой расположено девятнадцать сменных кондукторных втулок 4, детальная установка которых показана на сечении Б-Б (рис. 12).

Для установки кондуктора на блок-картер плита 3 имеет два уетановочно-центрирующих пальца 12 и 13, показанных на сечениях В-В и Г-Г (рис. 12).

Кроме того, плита 3 имеет две опоры 2 и 5 и два регулирующих у.пора 11 и 7, которые ориентируют кон­дукторную плиту по задней плоскости блок-картера. Для крепления кондукторной плиты к блок-картеру кондукто имеет два верхних 1 и 6 и два нижних 8 и 10 при­жима, которые скрепляются болтом с захватом 9.

Для сверления отверстий под нарезание резьбы ре­монтного или нормального размера блок-картер уста­навливают передней плоскостью (поверхностью под кар­тер шестерен) на стол радиально-сверлильного станка 2Б55, а на заднюю плоскость (поверхность под картер маховика) устанавливают кондуктор, как показано на рис. 12.

Установочно-центрирующие пальцы 12 и 13 должны входить в два базовых отверстия в блок-картере диа­метром- 14 мм. В плиту 3 заранее устанавливают, смен­ные кондукторные втулки 4 соответствующего диамет­ра (по диаметру сверла).

Для облегчения и удобства в работе кондукторную плиту изготавливают из алюминиевого сплава Ал-9 с влитыми двумя ручками в плиту. Сменные кондукторные втулки 4 изготавливают из стали У10А и подвергают термообработке до твердости НRС 60?65. Установочно-центрирующие пальцы 12 и 13 и опоры 2 и 5 изготав­ливают из стали У7А и подвергают термообработке до твердости НRС 50?55. Регулирующие упоры 11 и 7 и болт 9 изготавливают из стали 45, причем упоры под­вергают термообработке до твердости НRС 40?45. Верхние и нижние прижимы 1, 6, 10 и 8 изготавливают из стали 20Х, цементируют на глубину до 1,0 мм и закаляют до твердости НRС 56?62.

Накладные кондукторы для двигателей СМД-7 от­личаются от накладных кондукторов для двигателей СМД-14 только габаритными размерами (рис. 12) и рас­положением кондукторных втулок на плите.

Накладной кондуктор для сверления в блок-карте­ре отверстий под болты крепления картера и крышки распределительных шестерен устроен аналогично опи­санному накладному кондуктору.