Сорта топлив, применяемых в судовых двигателях
При выборе сорта топлива для судовых дизелей необходимо руководствоваться их быстроходностью.
Чем быстроходнее двигатель, тем качество топлива должно быть выше.
Для дизелей с числом оборотов больше 1000 об/мин применяются маловязкие топлива следующих сортов (ГОСТ 4749—49 и 305—42): арктическое дизельное ДА, керосиновой фракции из низкозастывающих нефтей выпускается для использования при температуре ниже — 30° С; зимнее дизельное ДЗ облегченного фракционного состава, выпускается для использования при температуре 0 —30° С; летнее дизельное ДЛ, выпускается для использования при температуре выше 0° С; специальное дизельное ДС, имеет узкий фракционный состав и высокую температуру вспышки.
Основные характеристики маловязких топлив приведены в табл. 2.
Для дизелей, имеющих 500—1000 об/мин, применяется топливо средней вязкости одного сорта, которое называется соляровым маслом и является продуктом прямой перегонки в пределах 300—400° С. Основные характеристики солярового масла приведены в табл. 2.
Для тихоходных малооборотных дизелей (число оборотов 100— 300 об/мин) применяется высоковязкое топливо трех сортов: ДТ-1; ДТ-2 и ДТ-3, различающееся между собой вязкостью (5,0; 7,5 и 9,0° Е). Указанные высоковязкие сорта топлива, или, как их называют, моторные топлива, относятся к разряду тяжелых, вырабатываемых из мазутов разбавлением их керосино-газойлевыми фракциями. Степень разбавления легкими фракциями определяется достижением необходимой вязкости моторного топлива. Топливо сортов ДТ-2 и ДТ-3 требует подогрева как в расходных цистернах, так и непосредственно перед форсункой до температуры 50—60° С. Подогрев необходим для снижения вязкости этих сортов топлива до 3—5° Е.
Основные характеристики моторных топлив приведены в табл. 3.
В целях повышения рентабельности эксплуатации судов стали применять в качестве топлива для судовых мощных тихоходных дизелей топорные мазуты с содержанием серы до 5%. Такие топлива требуют тщательной сепарации и фильтрации и подогрева перед двигателем до 90° С. Для уменьшения износа деталей цилиндро-поршневой группы рекомендуется применять смазочные масла со щелочными присадками. При работе дизеля на сернистом мазуте и на смазочном масле с присадками износы цилиндра не превышают износа при работе на дизельном топливе.
В качестве топлива для карбюраторных двигателей автомобильного типа применяется бензин трех марок: А66, А70 и А74. Цифра в марке соответствует октановому числу данного бензина. В качестве топлива для карбюраторных керосиновых двигателей применяют керосин и лигроин. Октановое число лигроина не ниже 54. Керосин выпускается двух марок — с октановым числом 40 и 45.
|