Примеры систем очистки топлива на теплоходе «Волго-Дон-187» (пр. 507Б)
В данной системе предусмотрены автоматическая подготовка дизельного и моторного топлив и переключение подачи в двигатель того или иного топлива при наличии командного импульса и достижении заданного температурного режима.
Процесс управления системой сводится к нажатию кнопки для соответствующего топлива — дизельного или моторного. Все остальные операции подготовки топлива к переключению и само переключение происходят автоматически и сопровождаются соответствующей сигнализацией. Системы топливоподачи для дизелей 6ЧРН36/45 разработаны на заводе «Двигатель революции». В них предусмотрены дистанционное управление переключением подачи топлива одного вида на другое; автоматическое регулирование давления и температуры топлива; централизованный контроль и защита по температуре и давлению топлива.
Характеристики системы управления топливоподготовкой и топливоподачей дизелей пр. 507Б:
система пневмоэлектрогидравлическая обеспечивает управление топливоподготовкой и топливоподачей дизелей — основное (из ходовой рубки) дистанционное автоматизированное и местное с пульта автоматического управления переключением подачи топлива, установленного в машинном отделении) дистанционное автоматизированное;
система автоматического регулирования температурой дизельного топлива соответствует типу CAPT-I, снабжена терморегулятором типа РТП и поддерживает температуру на входе в дизели в пределах 60—70 °С;
система автоматического регулирования температурой моторного топлива соответствует типу CAPT-I и снабжена подогревателем;
давление питающего воздуха, при котором обеспечивается переход с дизельного топлива на моторное и обратно, не менее 0,3 МПа;
время перевода двигателя с моторного топлива на дизельное, вычисленное как время от момента нажатия на кнопку «Дизельное топливо» до начала работы дизеля на дизельном топливе, не более 7 мин;
автоматическое переключение подачи дизельного вместо моторного топлива происходит: при понижении температуры моторного топлива в системе менее 70 °С; при понижении давления питающего воздуха менее 0,3 МПа или исчезновении, или отключении электрического питания;
автоматический перевод двигателя с дизельного топлива на моторное обеспечивается по комплексу параметров: температура дизельного топлива не менее 38 °С, температура моторного топлива не менее 70 °С, давление питающего воздуха не менее 0,3 МПа, наличие электрического питания;
автоматическое включение резервного насоса дизельного топлива при выходе из строя насоса, навешенного на дизель, обеспечивающего при давлении дизельного топлива на входе в дизель не менее 0,05 МПа;
запуск дизеля на моторном топливе обеспечивается после стоянки продолжительностью не более 1,5 ч при включенном контуре подготовки моторного топлива.
На рис. 77 представлена схема системы топливоподачи дизелей пр. 507Б. Важным элементом в ней является распределитель топлива 1, который состоит из контура моторного топлива с пневматическим клапаном 2, контура дизельного топлива с редукционным клапаном 4 и общего контура с элементом «ИЛИ» 3, который состоит из корпуса и двух клапанов: дизельного (верхнего) и моторного (нижнего). В корпусе элемента предусмотрены три канала: верхний и нижний служат для подвода топлива, а средний для его отвода. Редукционный клапан 4 отрегулирован на постоянное давление дизельного топлива 70 кПа перед распределителем. При давлении моторного топлива более 70 кПа клапан дизельного топлива закрыт и в двигатель поступает моторное топливо. Если двигатель работает на дизельном топливе, то топливоподкачивающий насос 15 из расходной цистерны 5 забирает его и через фильтр грубой очистки 11 подает па охлаждение форсунок. Топливо, пройдя через фильтр 2ТФ-5 14, поступает в распределитель топлива.
Так как давление топлива в дизельном контуре поддерживается равным 70 кПа, а в контуре моторного топлива давления нет, то элемент «ИЛИ» пропускает дизельное топливо к двигателю. Редукционный клапан 16 на топливном коллекторе двигателя отрегулирован на давление 150 кПа, благодаря чему исключен сброс дизельного топлива в цистерну моторного топлива.
Для работы двигателя на моторном топливе необходимо включить на пульте управления кнопку «Моторное топливо», после чего автоматически выполняются следующие операции: повышается давление моторного топлива выше 50 кПа; включается электрический подогреватель 9 (для этого установлен датчик 8). Моторное топливо, подаваемое насосом 10, через подогреватель и фильтры тонкой очистки 2ТФ-5 7 направляется в распределитель 1. Пневматический клапан 2 закрывается при температуре моторного топлива 70 °С и дизельного 38 °С, при этом давление в контуре моторного топлива поднимается до 0,3—0,4 МПа. В этом случае в элементе «ИЛИ» клапан дизельного топлива закрывается, а клапан моторного топлива открывается и топливо поступает в коллектор насосов высокого давления. На магистралях моторного и дизельного топлив установлены соответственно датчики 19 и 17. При открытом клапане 2 давление в контуре моторного топлива не превышает 40 кПа. Для управления пневматическим клапаном 2 предусмотрен электромагнитный клапан РПК-25 18. После поступления моторного топлива в двигатель избыток его отводится через редукционный клапан 16 в расходную цистерну моторного топлива 6. Дизельное топливо, охладив форсунки, через редукционный клапан 4 поступает в термостат 13, холодильник 12 и возвращается к насосу 15. Для перевода двигателя с моторного топлива на дизельное нажимают кнопку «Дизельное топливо» в ЦПУ. При этом давление воздуха в пневматическом клапане 2 падает, клапан открывается и давление топлива понижается до 30—40 кПа. В элементе «ИЛИ» клапан дизельного топлива открывается и оно поступает в двигатель.
Расходная и отстойная цистерны моторного топлива оборудованы термосигиализаторами типа ТСМ-100, которые обеспечивают подачу звуковых и световых сигналов при превышении температуры топлива в цистернах выше 50 °С. Для контроля температуры топлива при подогревании в днищевой запасной цистерне предусмотрен термосигнализатор типа ТСМ-100. Расходная цистерна моторного топлива оборудована двумя реле уровня типа РУМ-19, обеспечивающими подачу сигналов при достижении топливом верхнего или нижнего уровней.
Для контроля падения давления установлены датчики, являющиеся элементом комбинированного реле КР-3. Для поддержания температуры топлива в определенных пределах при подогревании в электроподогревателях также предназначено комбинированное реле КР-3.
|