Дизели типа 410,5/13 имеются в одно-, двух-, четырех- и шестицилиндровом исполнении, мощностью соответственно 10, 20, 40 и 60 л. с.
В стационарных условиях эти двигатели предназначены для привода электрогенераторов, насосов, компрессоров и других агрегатов.
На фиг. 156 показаны разрезы двигателя 24 10,5/13.
Двигатели этого типа представляют собой бескомпрессорные четырехтактные дизели с вихрекамерным смесеобразованием. Иx техническая характеристика дана в табл. 15.
Остов дизеля состоит из блок-картера и прикрепленных к нему болтами крышек цилиндров, крышки крепления агрегатов, кожуха маховика и поддона (у четырех- и шестицилиндровых двигателей).
Блок-картер отливается из высококачественного чугуна. Его верхняя часть образует блок цилиндров, а нижняя, расширенная часть — картер. В блок-картере размещены: кривошипно-шатун- ный механизм, механизм газораспределения, а также омываемые водой втулки цилиндров. Втулки отлиты из высококачественного легированного чугуна.
Крышка цилиндров представляет собой сложную чугунную отливку, в которой расположены впускные и выпускные клапаны, вставки вихревых камер и свечи накаливания (в четырех- и шестицилиндровых двигателях). Крышки многоцилиндровых двигателей выполняются общими для двух смежных цилиндров.
Поддон в четырех- и шестицилиндровых двигателях служит для сбора масла. Крышка крепления агрегатов закрывает торец блок картера со стороны, противоположной маховику. На блоке крепятся масляные и водяные насосы.
Кривошипно - шатунный механизм состоит из коленчатого вала, шатунов и поршней.
Коленчатые валы одно- и двухцилиндровых двигателей изготовлены из стали 45, а четырех- и шестицилиндровых двигателей — из стали 40Х. Валы дизелей 1Ч и 2Ч устанавливаются на шариковых подшипниках. Колена валов двигателей 2Ч развернуты относительно друг друга под углом 180°. У двигателей 4Ч первое и четвертое колеса вала расположены в одной плоскости и под углом 180° по отношению ко второму и третьему колену. В двигателях 6Ч колена располагаются попарно в одной плоскости, но эти плоскости расположены по отношению друг к другу под углом 120°. Подвод смазки к мотылевым шейкам производится по наклонным отверстиям в щеках. Мотылевые шейки имеют осевые сверления, закрытые с торцов заглушками.
На каждую щеку коленчатого вала установлен стальной противовес, крепящийся двумя болтами, изготовленными из легированной стали марки 37XH3A. Исключение составляют двигатели 6Ч, не имеющие противовесов. На конце коленчатого вала со стороны отбора мощности закреплен маховик. Он изготовлен из серого чугуна.
^Шатуны штампуются из стали 45, имеют двутавровое сечение стержня и косой (под 45° к оси цилиндра) разъем нижней головки. Вкладыши нижней головки стальные, залитые свинцовистой бронзой марки Бр. С30 или из алюминиево-никелевого сплава. В верхнюю головку шатуна запрессовывается втулка из бронзы марки Бр. АЖ9-4. Поршни изготовляются из чугуна марки СЧ 24-44 или из алюминиевого сплава марки АК-4. Каждый поршень имеет четыре компрессионных и два маслосъемных кольца, изготовленных из чугуна. Поршневые пальцы плавающего типа, полые, изготовляются из стали 20.
Механизм газораспределения подобен схеме, и состоит из распределительного вала, шестерен газораспределения, толкателей, рычагов, впускных и выпускных клапанов с деталями их крепления и клапанными пружинами. Распределительный вал приводится во вращение шестернями от коленчатого вала.
Система топливоподачи состоит из топливного бака, фильтра, топливного насоса, форсунок и топливопроводов. В двигателях 4Ч и 6Ч имеется также топливоподкачивающий насос.
Топливные баки по емкости рассчитываются на работу дизеля в течение 9 час. на полную мощность. Топливные фильтры по устройству и принципу действия сходны с фильтром, рассмотренным на фиг. 120.
Топливный насос золотникового типа: у дизелей 1Ч и 2Ч односекционный, а у дизелей 4Ч и 6Ч блочной конструкции, соответственно с четырьмя и шестью насосными секциями. Привод топливного насоса производится от распределительного вала. Топливоподкачивающий насос дизелей 4Ч и 6Ч поршневого типа.
Конструкция форсунки дизеля Ч 10,5/13.
Регулятор дизеля центробежный, однорежимный или всережимный в зависимости от рода работы двигателя. Однорежимный регулятор устанавливается в случае работы дизеля на генератор постоянного или переменного тока, не работающий параллельно на общую сеть, а также при любой другой нагрузке, где не меняется значительно число оборотов и степень неравномерности. Всережимный регулятор устанавливается в дизелях 4Ч и 6Ч, предназначенных для работы на генератор переменного тока, работающий параллельно в общую сеть. Иногда эти регуляторы установлены на дизелях, работающих на генератор постоянного тока.
Система смазки дизеля смешанная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники и подшипники распределительного вала дизелей 4Ч и 6Ч или только шатунные подшипники дизелей 1Ч и 2Ч. Втулки рычагов клапанов дизелей 1Ч и 2Ч смазываются при помощи фитилей из бумажной ткани, помещенных в масляных ванночках, укрепленных на стойках рычагов. Рычаги клапанов дизелей 4Ч и 6Ч не имеют втулок и устанавливаются на игольчатых подшипниках. Остальные трущиеся детали смазываются разбрызгиванием. На дизелях типа Ч 10,5/13 установлены масляные насосы шестеренчатого типа. Кроме сетчато-войлочных фильтров, устанавливаются также фильтры тонкой очистки масла. Фильтрующим элементом тонкой очистки служит сменный фильтрующий элемент картонного фильтра АСФО.
Система охлаждения дизелей водяная, проточная, у некоторых дизелей 4Ч и 6Ч замкнутая.
Пуск двигателей производится вручную (одноцилиндровых) или электростартером СТ-25 мощностью 8 л. с. с номинальным напряжением 24 в. Источником тока служат батареи типа 6СТЭ-144 или 6СТЭ-128. Для зарядки батарей служат генератор ГСК-1500 мощностью 1000 вт, напряжением 26,5 в.
Для облегчения пуска предусмотрено декомпрессионное устройство, позволяющее держать открытыми выпускные клапаны во время такта сжатия. Кроме того, в крышках цилиндров 4Ч и 6Ч установлены свечи накаливания.
Самые маломощные, выпускаемые отечественными заводами дизели Ч 8,5/11 (мощностью 5 л. с. в одном цилиндре при п = 1500 об/мин) в основном не отличаются от конструкции рассмотренных дизелей ряда Ч 10,5/13.
|