Дизель Ч 10,5/13

Дизели типа 410,5/13 имеются в одно-, двух-, четырех- и шестицилиндровом исполнении, мощностью соответственно 10, 20, 40 и 60 л. с. В стационарных условиях эти двигатели предназна­чены для привода электрогенераторов, насосов, компрессоров и дру­гих агрегатов.

На фиг. 156 показаны разрезы двигателя 24 10,5/13.

Двигатели этого типа представляют собой бескомпрессорные четырехтактные дизели с вихрекамерным смесеобразованием. Иx техническая характеристика дана в табл. 15.

Дизель 2Ч 10,5/13

Остов дизеля состоит из блок-картера и прикрепленных к нему болтами крышек цилиндров, крышки крепления агрегатов, кожуха маховика и поддона (у четырех- и шестицилиндровых дви­гателей).

Блок-картер отливается из высококачественного чугуна. Его верхняя часть образует блок цилиндров, а нижняя, расширенная часть — картер. В блок-картере размещены: кривошипно-шатун- ный механизм, механизм газораспределения, а также омываемые водой втулки цилиндров. Втулки отлиты из высококачественного легированного чугуна.

Крышка цилиндров представляет собой сложную чугунную отливку, в которой расположены впускные и выпускные клапаны, вставки вихревых камер и свечи накаливания (в четырех- и шести­цилиндровых двигателях). Крышки многоцилиндровых двигателей выполняются общими для двух смежных цилиндров.

Поддон в четырех- и шестицилиндровых двигателях служит для сбора масла. Крышка крепления агрегатов закрывает торец блок картера со стороны, противоположной маховику. На блоке крепятся масляные и водяные насосы.

Кривошипно - шатунный механизм состоит из коленчатого вала, шатунов и поршней.

Коленчатые валы одно- и двухцилиндровых двигателей изготов­лены из стали 45, а четырех- и шестицилиндровых двигателей — из стали 40Х. Валы дизелей 1Ч и 2Ч устанавливаются на шариковых подшипниках. Колена валов двигателей 2Ч развернуты относительно друг друга под углом 180°. У двигателей 4Ч первое и четвертое колеса вала расположены в одной плоскости и под углом 180° по отношению ко второму и третьему колену. В двигателях 6Ч колена располагаются попарно в одной плоскости, но эти плоскости располо­жены по отношению друг к другу под углом 120°. Подвод смазки к мотылевым шейкам производится по наклонным отверстиям в щеках. Мотылевые шейки имеют осевые сверления, закрытые с торцов заглушками.

На каждую щеку коленчатого вала установлен стальной проти­вовес, крепящийся двумя болтами, изготовленными из легирован­ной стали марки 37XH3A. Исключение составляют двигатели 6Ч, не имеющие противовесов. На конце коленчатого вала со стороны отбора мощности закреплен маховик. Он изготовлен из серого чугуна.

^Шатуны штампуются из стали 45, имеют двутавровое сечение стержня и косой (под 45° к оси цилиндра) разъем нижней головки. Вкладыши нижней головки стальные, залитые свинцовистой бронзой марки Бр. С30 или из алюминиево-никелевого сплава. В верхнюю головку шатуна запрессовывается втулка из бронзы марки Бр. АЖ9-4. Поршни изготовляются из чугуна марки СЧ 24-44 или из алю­миниевого сплава марки АК-4. Каждый поршень имеет четыре компрессионных и два маслосъемных кольца, изготовленных из чугуна. Поршневые пальцы плавающего типа, полые, изготов­ляются из стали 20.

Механизм газораспределения подобен схеме, и состоит из распределительного вала, шестерен газораспределения, толкателей, рычагов, впускных и выпускных клапанов с деталями их крепления и клапанными пру­жинами. Распределительный вал приводится во вращение шестер­нями от коленчатого вала.

Система топливоподачи состоит из топливного бака, фильтра, топливного насоса, форсунок и топливопроводов. В двигателях 4Ч и 6Ч имеется также топливоподкачивающий насос.

Топливные баки по емкости рассчитываются на работу дизеля в течение 9 час. на полную мощность. Топливные фильтры по устрой­ству и принципу действия сходны с фильтром, рассмотренным на фиг. 120.

Топливный насос золотникового типа: у дизелей 1Ч и 2Ч односекционный, а у дизелей 4Ч и 6Ч блочной конструкции, соответственно с четырьмя и шестью насосными сек­циями. Привод топливного насоса производится от распределитель­ного вала. Топливоподкачивающий насос дизелей 4Ч и 6Ч пор­шневого типа.

Конструкция форсунки дизеля Ч 10,5/13.

Регулятор дизеля центробежный, однорежимный или всережимный в зависимости от рода работы двигателя. Однорежимный регулятор устанавливается в случае работы дизеля на генератор постоянного или переменного тока, не работающий параллельно на общую сеть, а также при любой другой нагрузке, где не меняется значительно число оборотов и степень неравномерности. Всережимный регулятор устанавливается в дизелях 4Ч и 6Ч, предназначен­ных для работы на генератор переменного тока, работающий парал­лельно в общую сеть. Иногда эти регуляторы установлены на дизе­лях, работающих на генератор постоянного тока.

Система смазки дизеля смешанная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники и подшипники рас­пределительного вала дизелей 4Ч и 6Ч или только шатунные под­шипники дизелей 1Ч и 2Ч. Втулки рычагов клапанов дизелей 1Ч и 2Ч смазываются при помощи фитилей из бумажной ткани, помещен­ных в масляных ванночках, укрепленных на стойках рычагов. Рычаги клапанов дизелей 4Ч и 6Ч не имеют втулок и устанавливаются на игольчатых подшипниках. Остальные трущиеся детали смазы­ваются разбрызгиванием. На дизелях типа Ч 10,5/13 установлены масляные насосы шестеренчатого типа. Кроме сетчато-войлочных фильтров, устанавливаются также фильтры тонкой очистки масла. Фильтрующим элементом тонкой очистки служит сменный филь­трующий элемент картонного фильтра АСФО.

Система охлаждения дизелей водяная, про­точная, у некоторых дизелей 4Ч и 6Ч замкнутая.

Пуск двигателей производится вручную (одноцилиндровых) или электростартером СТ-25 мощностью 8 л. с. с номинальным напря­жением 24 в. Источником тока служат батареи типа 6СТЭ-144 или 6СТЭ-128. Для зарядки батарей служат генератор ГСК-1500 мощ­ностью 1000 вт, напряжением 26,5 в.

Для облегчения пуска предусмотрено декомпрессионное устрой­ство, позволяющее держать открытыми выпускные клапаны во время такта сжатия. Кроме того, в крышках цилиндров 4Ч и 6Ч установ­лены свечи накаливания.

Самые маломощные, выпускаемые отечественными заводами дизели Ч 8,5/11 (мощностью 5 л. с. в одном цилиндре при п = 1500 об/мин) в основном не отличаются от конструкции рассмот­ренных дизелей ряда Ч 10,5/13.