Испытания и обслуживание сепараторов
Контроль качества очистки топлива пароходства осуществляют с целью проверки эффективности работы центробежных сепараторов путем сравнения степени загрязненности топлива до и после очистки, а также по количеству образующегося шлама.
Проверку осуществляют как на стенде, так и непосредственно на судне.
В стендовых условиях качество работы сепараторов можно проверять на искусственном загрязнителе, от правильности выбора которого во многом зависит и правильная оценка эффективности сепараторов. Загрязнитель можно приготовлять путем отстаивания либо путем центрифугирования топлива и затем введением его в топливо, на котором будет проведено испытание. Допускается применять искусственный загрязнитель. Известен двухкомпонентный загрязнитель, состоящий из графита ГЛС-3 и гидрата окиси железа. Можно также проводить испытания, определяя количество примесей, находящихся в поступившем топливе (до и после очистки).
На рис. 63 изображена схема стенда для технологических испытаний центробежных сепараторов. Бак 1 предназначен для чистого топлива, бак 2 — для приготовления суспензии, которую дозирующий насос вводит в топливо перед сепаратором 4. Топливо предварительно подогревают в подогревателе 9. Шлам сливают по трубопроводу 5. Воду подают в бак где происходит циркуляция с помощью насоса 7. Пробы отбирают до и после сепаратора через краны 6. Перед началом испытаний все емкости стенда должны быть промыты путем циркуляции испытываемым топливом. Испытания по отделению воды и механических примесей обычно проводят раздельно, причем многократное использование для испытаний дизельного топлива по ГОСТ 305—82, моторного ДТ и флотского мазута Ф12 не допускается.
Испытания сепараторов проводят с целью установления его номинальной и фактической производительности. Номинальную производительность сепаратора определяют по ГОСТ 13477-68 при следующих условиях: вязкость топлива 12, 30, 50 мм2/с; производительность 25, 50, 75 и 100% номинальной (для дизельного и моторного топлив), для мазута — 15, 25, 50 и 75%.
Фактическую производительность сепаратора определяют за 1 цикл сепарации. При этом показатели качества очистки топлив должны соответствовать данным табл. 27.
Время перевода сепаратора с одной производительности на другую должно быть не менее 5 мин, при этом доливка топлива не допускается. Пробы необходимо отбирать в сухую чистую посуду вместимостью не менее 0,5 л и заполнять ее на 3/4 объема. Время отбора пробы не менее 30 с. Порядок проведения испытаний установлен ГОСТ 13477—68:
подогрев топлива до температуры сепарации; включение сепаратора, подача топлива на очистку и установление необходимого режима работы (время для установления режима 7 мин);
после достижения постоянной частоты вращения барабана, заданной температуры и производительности (причем отклонение указанных показателей допускается соответственно в следующих пределах: ±2,5%; ±2,5 °С; ±2,5%) в топливо подают загрязнитель или воду;
при установившемся режиме работы с интервалом не менее 1 мин отбирают пробы до и после сепаратора и пробу отсепарированной воды.
Результаты испытаний сепаратора СЦ-3 изображены на рис. 64 в виде зависимостей относительной концентрации механических примесей и воды от производительности сепаратора ?с = f (Q) при постоянной вязкости топлива 25 мм2/с. При испытании па тяжелом топливе в лабораторных условиях сепаратор был настроен на режим пурификации. С увеличением производительности ?с растет как для воды, так и для механических примесей, причем для последних выше, хотя, как известно, плотность воды меньше. Эта особенность проявляется также и при сепарации других топлив, что можно объяснить более высокой степенью дисперсности частиц механических примесей по сравнению с дисперсностью капель воды. При спецификационной вязкости 25 мм2'/с относительная концентрация значительная: от 0,5 до 0,6 (по воде) и от 0,6 до 0,8 (по механическим примесям) и заметно снижается с уменьшением вязкости топлива. Влияние вязкости моторного топлива на относительную концентрацию видно на рис. 65. При вязкости 12 мм2/с можно практически полностью удалить воду (?с = 0), механические примеси также эффективно удаляются из топлива (?с = 0,2?0,4). С ростом вязкости до 30 мм2/с ?с увеличивается до 0,5 для воды и до 0,7 для механических примесей.
Теоретические и экспериментальные исследования показывают, что на эффективность сепарации влияет начальная доля дисперсной фазы. Для оценки этого влияния были проведены эксперименты с топливом, доля воды в которых была увеличена в 12 раз. На рис. 66 изображена зависимость относительной концентрации от начальной доли воды в топливе (Q = 1200 л/ч, вязкость 18 мм2/с). Как видно из графика, увеличение начальной концентрации воды в пределах, встречающихся в эксплуатации, незначительно влияет на относительную концентрацию.
Эксплуатационную проверку работы сепараторов проводят на судне путем определения степени очистки топлива с учетом различных режимов работы сепаратора. О загрязненности топлива судят по доле механических примесей, воды и золы в отобранных пробах. Пробы отбирают в чистую сухую емкость и тщательно перемешивают, затем отбирают среднюю пробу объемом не менее 0,5 л. При этих испытаниях топливо искусственно не загрязняют.
Производительность сепаратора можно принимать равной 0,5Qн, 0,75Qн и 1Qn (Qн — номинальная производительность). Топливо сепарируют при вязкости 12, 30 и 40 мм2/с. Температуру подогрева топлива определяют по паспортным данным и по номограмме, изображенной на рис. 67. Необходимую температуру подогрева топлива находят по вязкостно-температурным характеристикам топлива, которые в полулогарифмических координатах изображают в виде прямых линий. На графике приведено несколько таких характеристик и даны значения вязкости, мм2/с, при 50 °С. На каждом режиме сепарации отбирают пробы: 4 до и 4 после сепаратора(сразу после выстрела, перед выстрелом и 2 промежуточные пробы через равные промежутки времени).
Для вычисления количества отходов при очистке сепарируют или фильтруют определенный объем топлива (например, отстойной цистерны). Перед испытанием цистерну для сбора отходов опорожняют, после испытаний измеряют количество скопившегося в грязевой цистерне шлама. Затем все отходы размешивают и берут среднюю пробу.
Объекты испытаний выбирают из условия охвата наиболее часто встречающихся сепараторов, установленных на судах, двигатели которых работают на тяжелом топливе.
Основные характеристики сепараторов приведены в табл. 28. Были очищены топлива: моторное ДТ и мазут Ф12. Исходные физико-химические показатели этих топлив представлены в табл. 29.
Методика проведения натурных испытаний была одинаковой для всех марок сепараторов топлив:
производительность сепараторов варьировали в пределах 0,2—0,8Qн;
вязкость топлив изменяли в пределах 12—30 мм2/с (моторное топливо); 15—30 мм2/с (мазут флотский). Сепараторы испытывали в режиме пурификации, так как при работе на тяжелом топливе из-за значительной их обводненности режим кларификации нецелесообразен. Следует отметить, что характер полученных при испытании зависимостей относительной концентрации от производительности и вязкости для всех сепараторов одинаков. В связи с этим ниже более подробно рассмотрены результаты, полученные на одном сепараторе марки PX-309-00F (фирма «Де Лаваль»), а результаты испытаний сепараторов других марок обобщены.
Производительность сепаратора PX-309-00F изменяли в пределах 1600—6500 л/ч, температуру подогрева от 55 до 90 °С.
Как показали испытания, при вязкости топлива 12 мм2/с (t = 85 °С) вода практически полностью удаляется из топлива во всем диапазоне изменения производительности (табл. 30).
Характер изменения относительной концентрации механических примесей в очищенном топливе в зависимости от производительности сепаратора изображен на рис. 68 (кривая 2). С увеличением производительности от 1600 до 6500 л/ч относительная концентрация ?с. увеличивается с 0,2 до 0,6, т. е. эффективность очистки падает в 3 раза. На том же рис. 68 изображена зависимость относительной концентрации механических примесей от вязкости топлива (кривая 1). Характер кривых аналогичен зависимостям, полученным в лабораторных условиях.
При сепарации тяжелых топлив ДТ и Ф12 практически полностью удаляется из топлив вода, если обеспечить вязкость не более 15 мм2/с. Данные по эффективности удаления воды из различных топлив сепараторами разных марок представлены в табл. 31.
При очистке топлив от механических примесей сепараторы разных марок показали на одном виде топлива различные значения, что позволяет провести сравнительный анализ по этому критерию. На рис. 69 в логарифмических координатах изображена полученная зависимость относительной концентрации механических примесей в очищенном топливе от отношения производительности к разделяющему фактору для различных марок сепараторов, испытанных на моторном топливе.
Как указывалось выше при одинаковой степени дисперсности загрязнений зависимости ?с = f (Q/?) для различных сепараторов в логарифмических координатах должны быть прямыми и отличаться только параллельным смещением, что видно из графика на рис. 69.
Кроме того, из рисунка видно, что у каждого рассматриваемого сепаратора своя характеристика. Согласно формуле (46) относительная концентрация ?с будет меньше у того сепаратора, у которого лучше организован поток топлива в барабане и, следовательно, коэффициент ? ближе к единице.
Обслуживание сепараторов при использовании по назначению и перед ним необходимо выполнять согласно инструкциям по эксплуатации. Перед запуском сепаратора следует проверить правильность переключения трубопроводов, так как одновременно с сепаратором начинает работать и навешенный шестеренный насос. При наличии в топливе воды очищать топливо следует при настройке сепаратора на режим пурификации. При этом после заливки водяного затвора подавать топливо в сепаратор рекомендуется постепенно, чтобы не вытеснить водяной затвор, иначе топливо может поступать в патрубок отсепарированной воды, т. е. произойдет «перелив» топлива. При правильной настройке сепаратора в режиме пурификации можно из моторного топлива удалить воду практически полностью (до «следов»). При настройке прежде всего необходимо правильно выбрать регулировочную шайбу.
При сепарировании тяжелых топлив в барабане сепаратора откладываются не только механические примеси (песок, окалина, карбены, карбоиды), но и взвешенные в топливе асфальто-смолистые вещества.
Время, ч, между разгрузкой барабана в зависимости от количества выделившегося шлама определяют по формуле
Т = 6000V/(QGш) .
где V — шламовый объем барабана, л;
Q — производительность, л/ч;
Gш — доля выделяющегося шлама, % объема.
Учитывая, что количество асфальто-смолистых веществ может возрасти по сравнению с паспортными данными при приемке топлива на борт судна (например, из-за подогрева топлива), целесообразно разгружать барабан до того, как по расчету должен заполниться весь шламовый объем. При большом заполнении может произойти перелив топлива и ухудшиться качество очистки. Если в течение нескольких часов работы сепаратора перед разгрузкой барабан не переполнялся, а после разгрузки не наблюдалась вибрация, это говорит о правильном выборе интервала времени Т между разгрузками. Необходимо следить, чтобы в качестве буферной воды для гидравлического затвора подавали горячую воду с температурой подогрева на 5 °С выше температуры сепарируемого топлива. Использование морской воды на судах река—море не рекомендуется из-за возможных осадков в барабане.
Перед разгрузкой барабана прекращается подача топлива в сепаратор, но в барабане остается некоторое количество очищенного топлива (5—8 л), которое может быть выброшено вместе со шламом. Для предотвращения этих возможных потерь топлива в барабан подают горячую воду, вытесняющую оставшееся топливо, которое отводится через патрубок чистой жидкости. Вода при разгрузке барабана будет удалена вместе с накопившимся шламом. Практически этот процесс можно осуществить следующим образом. Закрыть кран подачи топлива на сепаратор и, убедившись через смотровое окно, что очищенное топливо из барабана не поступает, открыть кран подачи горячей воды на барабан. После того как в смотровом окне появится незначительное количество воды вслед за вытесненным чистым топливом, можно разгружать барабан от шлама. Если барабан собран на режим пурификации, то для вытеснения топлива необходимо воды больше, чем при кларификации во избежание выхода через отверстие регулировочной шайбы.
При разгрузке сепаратора частота вращения барабана уменьшается на 50—80 с-1. Необходимо точно соблюдать инструкцию по эксплуатации сепаратора и 2 раза в месяц тщательно осматривать барабан, обращая особое внимание на работу запирающего поршня, неплотное прилегание которого к уплотнительному кольцу может вызывать утечку гидравлического затвора. Если же произойдет самопроизвольное открытие пазов барабана при самопроизвольном опускании опоршня, топливо, подаваемое на очистку, может уйти в приемник шлама, т. е. будут значительные потери топлива. Если же поршень не полностью опустился вниз, то и шлам, накопившийся в барабане, выгрузится частично и неравномерно, что опасно из-за возможности появления дисбаланса.
Необходимо обращать внимание при работе сепаратора па то, чтобы в отсепарированной воде не содержалась повышенная доля сепарируемого топлива. Причиной этого может быть неправильно выбранная регулировочная шайба либо понижение температуры сепарации. Следует также иметь в виду, что при длительной эксплуатации сепаратора на тяжелом топливе в магистралях отсепарированной воды может откладываться осадок в виде сгустков асфальто-смолистых веществ. Поэтому необходимо предусматривать возможность прочистки этих трубопроводов.
В процессе разгрузки самоочищающегося сепаратора при открытии нижней части барабана и выбросе шлама происходит некоторый разворот сепаратора на фундаменте, поэтому необходимо следить, чтобы в местах присоединения внешнего трубопровода к трубопроводам сепаратора были обязательно установлены дюритовые шланги.
Очень важно обеспечить правильное смазывание червячно-винтовой пары механизма. Первую замену масла рекомендуется осуществлять через 100—300 ч, а последующую — через 1000—1500 ч работы сепаратора.
Необходимо проверить правильность направления вращения электродвигателя, так как все крепления на барабане выполнены таким образом, чтобы при вращении они завинчивались. При вращении барабана в обратную сторону гайки будут отвинчиваться. Кроме того, следует соблюдать время, в течение которого барабан сепаратора наберет требуемую частоту вращения согласно рекомендациям в инструкции.
В период эксплуатации сепаратора необходимо следить, чтобы фрикционные накладки центробежной муфты, передающие крутящий момент от электродвигателя, не были изношены.
При разгоне сепаратора и его остановке может быть кратковременная вибрация всего агрегата из-за прохождения барабаном критической частоты вращения, что является вполне нормальным. Топливо на очистку следует подавать только после того, как барабан развил полную частоту вращения, причем клапан подачи топлива открывать постепенно, чтобы не вытеснить водяной затвор. При кларификации (когда нет водяного затвора) это условие можно не соблюдать.
Необходимо следить за производительностью сепаратора и температурой подогрева топлива: поддерживать оптимальную производительность и выбранный температурный режим, контролировать правильную работу подогревателей.
Центробежный сепаратор — довольно сложная машина, с быстровращающимися частями. В связи с этим необходимо следить за нормальным температурным режимом механизмов сепаратора, отсутствием дисбаланса и вибрации, а также посторонних шумов (сепаратор должен работать с мягким монотонным шумом без вибрации), отсутствием протечек. Для остановки сепаратора рекомендуется по возможности не использовать тормоза.
Для правильного назначения режимов сепарации тяжелого топлива необходимо оттарировать расходомер, навешенный на сепараторе, так как в большинстве случаев (как показали испытания) расходомер не обеспечивает требуемую точность измерения его производительности. Для тарировки необходимо засечь время наполнения определенной емкости очищенным топливом на разных режимах. После этого составить таблицу (или график), по которой можно найти истинную производительность сепаратора.
|