Образование смолистых осадков в топливах
Жидкие топлива для дизелей — это сложная смесь органических соединений главным образом парафиновых, нафтеновых и ароматических углеводородов.
В тяжелых моторных топливах также содержатся группы органических высокомолекулярных соединений, объединяемых общим названием асфальто-смолистые вещества. Последние подразделяют на следующие группы: смолы, асфальтены, карбены и карбоиды. Две первые группы являются основными представителями смолистых веществ в тяжелых топливах. При изготовлении вязких топлив в настоящее время все чаще используют тяжелые фракции вторичных процессов перегонки, которые характеризуются более высокой долей полиароматических углеводородов, смол и асфальте- нов, чем прямогонные фракции. Так, в дизельных и газотурбинных топливах асфальто-смолистых веществ немного, а в моторном топливе ДТ и мазутах Ф5, Ф12 их доля достигает 50 %.
Газотурбинное топливо отличается повышенным содержанием (до 90 %) парафиновых углеводородов, что резко ухудшает эксплуатационные свойства этого топлива.
Групповой химический состав моторных топлив в основном зависит от нефти, из которой выработан данный продукт. В связи с тем, что основную часть нефти добывают в Восточных районах СССР, для которой характерны повышенные доли асфальтенов и смолистых веществ, то в поставляемых на флот в настоящее время тяжелых топливах содержится 25 % смолистых веществ и более.
Смолы и асфальтены представляют собой разнообразные трудноразделимые высокомолекулярные соединения смешанного строения. Разница же между смолами и асфальте- нами заключается в их различной растворимости в углеводородах. Смолы растворимы во всех углеводородах нефти и сами являются растворителями асфальтенов, поэтому предотвращают оседание последних. У смол более полидисперсная структура, чем у асфальтенов, поэтому у них меньше силы межмолекулярного взаимодействия.
К смолам, находящимся в жидком топливе, относят также высокомолекулярные органические неуглеводородные примеси, содержащие кислородные, сернистые и азотистые соединения, которые являются главным образом продуктами окислительных процессов и присутствуют в исходном топливе в растворенном виде. Смолы не перегоняются в пределах температур выкипания углеводородной смеси, в которой они растворены. Их относительная молекулярная масса значительно больше относительной молекулярной массы этих углеводородов. Чем выше относительная молекулярная масса углеводородной среды, тем больше в ней доля смол. Таким образом, исходное топливо для дизелей можно представить как раствор смолистых веществ в углеводородной среде.
Кислородные соединения, в отличие от сернистых и азотистых, в топливе образуются не только в процессе переработки нефти, но и накапливаются в результате окисления менее стабильных компонентов топлива при его хранении и транспортировании. Большая часть первоначально образовавшихся кислородных соединений — это смесь мономеров, растворенных в углеводородной среде. Мономеры, достигшие известной степени окисления, относят к растворенным в топливе смолам.
При хранении топлива увеличивается количество смолистых веществ, которые частично переходят в асфальтены, карбены и карбоиды. В результате взаимодействия смол, асфальтенов, твердых частиц и воды образуются смолисто- асфальтеновые, смолисто-твердые и смолисто-водяные частицы. Эти частицы, нерастворимые в углеводородной среде, объединяются и образуют коллоидные системы, которые коагулируются (укрупняются) и оседают на стенках цистерн, танков, трубопроводов и засоряют фильтрующие элементы.
Металлы как катализаторы действуют на жидко-фазовое окисление топлива. В присутствии металлов масса кристаллических веществ в осадках увеличивается. Осадки по своей структуре — это аморфные кристаллические вещества. На их образование сильно влияют вода, механические примеси и температуры топлива и окружающей среды. Последние определяют скорости химических и физических процессов. С увеличением температуры до определенного уровня возрастает скорость образования нерастворимых осадков. Образующиеся нерастворимые соединения и осадки ухудшают эксплуатационные свойства топлива и способствуют его потере в виде отложений в танках и цистернах, а также в виде отходов сепарации и фильтрации. Устранить эти недостатки и потери можно только путем предотвращения процесса полимеризации и поддержания смолисто-асфальтовых веществ в тонкодисперсном состоянии.
Для стабилизации дизельных и тяжелых топлив, улучшения их эксплуатационных свойств, предотвращения в них образования осадков применяют специальные присадки — диспергаторы зольного и беззольного типов. Из беззольных присадок наиболее распространены различные поверхностно-активные вещества типа сукцимидов, а также полярные полимеры, из зольных присадок — нефтяные сульфаты различных металлов и прежде всего кальция и магния.
Следует также отметить, что в смслисто-асфальтеновых веществах концентрируется наибольшее количество металлов, которые входят в состав сложных комплексов. Из них наиболее агрессивным является ванадий. Пятиокись ванадия и ванадилванадат натрия являются наиболее легкоплавкими соединениями и в совокупности с сернистыми веществами образуют плотные отложения, вызывающие коррозию металла.
На сегодняшний день на судах Минречфлота диспергирующие и многофункциональные присадки к тяжелым топ- ливам не применяют. Благодаря исследованиям, проведенным в ЛИВТ, стало возможно разработать и предложить ряд присадок к тяжелым топливам, которые, обладая диспергирующими способностями, в то же время уменьшают иагарообразование на деталях цилиндропоршневой группы и предотвращают низко- и высокотемпературную коррозию.
|