Смолы в топливе
В результате уплотнения продуктов окисления углеводородов, сернистых и азотистых соединений — мономеров в полимеры и термической конденсации сложных молекул образуются смолы.
В составе топливных смол всегда обнаруживается значительное количество кислородных, сернистых и азотистых соединений.
В смолы переходит сера даже из малосернистых нефтепродуктов, а азот —из сернистых, в которых содержание азотистых соединений невелико. Так, при длительном хранении дизельных топлив, содержащих 0,89 и 0,37% серы, в выпавших из углеводородного раствора смолах обнаружено соответственно серы 4,87 и 4,08%. Топливные смолы представляют собою полициклические гетероатомные высокомолекулярные соединения. Следует различать смолы, сохраняющиеся в топливе в виде истинного раствора и уплотненные настолько, что образуют выпадающую из раствора вторую фазу.
Наблюдение за дизельными топливами и составляющими их группами углеводородов в течение 2—5 лет при комнатной температуре позволило установить, что наибольшую склонность к смолообразованию проявляют ароматические углеводороды. Такой же вывод был сделан при изучении образования осадков во фракциях 200—350°С, которые нагревали в контакте с кислородом воздуха до 150—250 °С. Работы как бы подтверждают генетическую связь между содержанием смол и количеством осадков. В дизельных топливах при температуре окружающей, среды процесс накопления кислородных соединений и смол на некотором этапе приостанавливался за счет ингибирующего влияния части образовавшихся соединений.
Общее количество выделяемых из дизельных топлив хромато- графическим путем кислородных соединений ( включая смолы) колеблется в пределах 0,75—3,3%. Менее 1% содержится в прямогонных несернистых дизельных топливах, а наибольшее (3,3%) — в топливе, полученном гидрированием каменноугольной смолы.
Увеличение молекулярного веса продуктов окислительного уплотнения, усложнение их структуры, в составе которой становится все больше гетероатомов, происходит с различной скоростью в зависимости от температурных условий, концентрации реагирующих веществ, влияния инициаторов и ингибиторов этих реакций.
Инициирующие или ингибирующие процесс факторы оказывают влияние не только на образование и превращение первичных продуктов окисления — гидроперекисей, но и на последующие стадии образования кислородных соединений — мономеров, а также на скорость и глубину их окислительного уплотнения в полимеры. Окислительное уплотнение мономеров, имеющих молекулярный вес, ненамного отличающийся от «среднего» молекулярного веса компонентов топлива, может быть заторможено химическими средствами, например введением присадок. В этом случае смол в топливе будет меньше, а продуктов окисления мономеров, хорошо растворимых в углеводородной среде, — больше. Такое торможение не ухудшит эксплуатационные свойства топлив. Растворимость смол в топливе при наличии первичных продуктов окисления — мономеров, играющих роль буферных растворителей, будет увеличиваться.
На количественное соотношение мономеров и полимеров, получающихся в процессе окисления углеводородов, влияет химическое строение последних. Так, в результате окисления углеводородов С11—С13 различного строения при 150 °С в жидкой фазе в течение 100 ч в составе продуктов окисления оказалось смол (молекулярного веса 290—600): для ?-метилдекалина 19.4%; гептилциклогексана 31,1%; гептилбензола 13%; н-ундеценна-1 85%. Количество продуктов глубокого уплотнения (асфальтенов, растворимых в серном эфире) содержалось от 27% для ?-метилдекалина до нуля для я-ундецена-1.
Совершенно очевидно, что оценивать эксплуатационные качества топлив по суммарному количеству кислородных соединений недостаточно. Важно еще представлять себе соотношение мономеров и полимеров, а также насколько быстро изменяется содержание последних. По-видимому, возможно затормозить процесс окислительного уплотнения, ограничив его образованием кислородных соединений, растворимых в топливе. Для осуществления такого направленного окисления можно было бы использовать не только определенный углеводородный состав топлив, но и стабилизирующие присадки, тормозящие процесс окислительного уплотнения.
Сложный состав образующихся кислородных соединений затрудняет исследование механизма формирования смол. По-видимому, поэтому при характеристике топлив ограничиваются определением суммарного содержания мономеров и полимеров, отделяемых на каком-либо адсорбенте, например силикагеле. В стандартах на реактивные и дизельные топлива предусмотрено определение смол, получаемых в струе воздуха или водяного пара при высокой температуре. Жесткие условия определения сообщают этому показателю весьма условный характер.
На основе известных данных можно сделать вывод, что пути образования смол многочисленны, а процессы, развивающиеся на основе взаимодействия различных химических соединений в окислительной среде, многостадийны.
Как правило, смолы характеризуются высоким йодным числом и, следовательно, ненасыщенными связями. Известно, что ненасыщенные связи активируют окисление метиленовой группы, расположенной в ?-положении. При этом ненасыщенная связь в продуктах окисления сохраняется. Такую же активирующую роль играет не только двойная связь, но и фенильный радикал, карбонильная, эфирная и другие функциональные группы. Активация заключается в разрыхлении С—Н связи, находящейся в ?-положении к ненасыщенной связи, что сопровождается понижением ее энергии и, следовательно, более легким присоединением к ней перекисного кислорода, по месту которого происходит дальнейшее наращивание молекулы. Полимеры образуются на основе однотипных и различных по своей природе мономеров.
Приведем несколько гипотетических сопряженных схем образования нерастворимых в топливе Смол из различных химических соединений. При комнатной температуре, без катализаторов, при наличии в топливе, например, меркаптанов, пирролов и продуктов окисления углеводородов в результате взаимодействия перекисей с продуктами конденсации получаются нерастворимые в топливе смолы с большим содержанием кислорода, азота и серы, по схемам:
Приведенные схемы далеко не исчерпывают все возможные пути образования нерастворимых в топливе смол.
Бесспорно, что нерастворимые в топливе смолы образуются за счет окислительного уплотнения соединений меньшего молекулярного веса, которые растворяются в топливе значительно лучше, чем конечные продукты реакции.
Смолы —весьма вязкие вещества. В начальной стадии образования, когда они еще растворимы в углеводородной среде, смолы оказывают значительное влияние на вязкость углеводородной смеси и температуру ее застывания.
С повышением температуры скорость процессов образования смол в топливе, так же как и первичных продуктов окисления, резко возрастает. Этому способствует и каталитическая активность некоторых тяжелых металлов, особенно меди и ее сплавов, с которыми контактируется топливо. В нагретом топливе увеличивается растворимость мономеров и полимеров окислительного уплотнения. При охлаждении ранее нагретого топлива часть растворенных при нагреве смол выпадает в осадок, обычно вместе с другими примесями в топливе (минеральные примеси, продукты коррозии и износа аппаратуры, влага).
Особенно быстро полимеры образуются у горячих поверхностей, на которые смолы высаживаются из топлива и прилипают, достигая определенной степени окислительного уплотнения. При температуре металлической поверхности выше 200°С смолы подвергаются дальнейшему уплотнению с образованием лаковой пленки. Такую пленку можно наблюдать на стенках и кольцах поршней двигателя, иглах форсунок. Ее можно удалить с металла лишь при помощи активного растворителя, например ацетона, метанола, дихлорэтана и др. Дальнейший нагрев лаков и смол — полимеров при температуре выше 400°С приводит к их карбонизации.
Наряду с уплотнением смол происходит отщепление осколочных продуктов и обогащение высокомолекулярного остатка углеродом; особенно интенсивно это наблюдается в высокотемпературных зонах двигателя, где кислорода недостаточно для полного сгорания вещества. Таким образом, на основе глубоких Термических превращений смол (уплотнения и деструкции) образуются нагары различной плотности. Рыхлые нагары получаются при медленных процессах термической деструкции, когда в течение всего периода их формирования выделяются газы. Плотные и очень прочные нагары образуются при процессах, протекающих под влиянием высоких температур с большой скоростью, когда газовыделение за счет деструкции полимеров завершается очень быстро.
Изложенные представления о механизме образования в топливах продуктов окисления, растворимых и нерастворимых смол, лаков и нагаров подтверждаются многочисленными экспериментальными данными. Так, кислородные соединения реактивных топлив Т-1 и ТС-1 со значительной частью сернистых и азотистых соединений были задержаны на активированном силикагеле, а затем десорбированы последовательно десорбентами с увеличивающейся полярностью— гептаном, бензолом и метанолом. Более 90% кислородных соединений десорбировалось гептаном (табл. 90). Гептановые кислородные соединения хорошо растворялись в топливах. Полимеры, десорбированные бензолом и тем более метанолом, в топливах не растворялись.
Небольшое количество нерастворимых полимеров (смол) удерживалось в топливе буферным растворителем, которым в данном случае служили гептановые кислородные соединения.
Кислородные соединения, выделенные гептаном, вводили в различных количествах в топлива, из которых они предварительно были удалены путем перколяции через активированный силикагель. Истинный раствор, полученный при смешении этих соединений с топливом, хранили в различных условиях (с доступом и без доступа воздуха, на свету и в темноте). Через 25 дней хранения в системе топливо — растворенные кислородные соединения образовывалась мелкодисперсная суспензия.
В процессе хранения кислородные соединения уплотнялись и выпадали из раствора в виде вязкого коагулята и, наконец, твердой фазы. Через 200—300 дней большая часть растворенных кислородных соединений превратилась в нерастворимые в топливе полимеры. После оседания полимеров топливо осветлилось. Через некоторое время выпавшие полимеры вызвали вторичный процесс окисления и накопления сначала растворимых кислородных соединений, что можно было наблюдать по потемнению топлива, фиксируемому на фотометре Пульфриха. То же было отмечено в присутствии нерастворимых бензольных и метанольных смол.
На рис. 65 показано изменение агрегатного состояния кислородных соединений в топливах при их длительном хранении. Кислородные соединения и смолы, выделенные из топлив, исследовали при помощи инфракрасной спектроскопии. Если расположить спектрограммы выделенных соединений по мере увеличения молекулярного веса этих соединений (рис. 66), то можно заметить последовательное уменьшение величины пропускания, характерной для определенных функциональных групп. Это подтверждает сделанный вывод о том, что уплотнение кислородных соединений (образование полимеров) происходит за счет «разрастания» молекул по месту свободных функциональных групп. Чем крупнее молекула смолистых соединений, тем меньше остается свободных функциональных групп.
То же было показано при исследовании структуры окисленных битумов. В окисленном битуме, который можно рассматривать как полимер, образовавшийся в условиях высокотемпературного окислительного уплотнения органических соединений с углеводородными радикалами, количество активных кислородных функциональных групп значительно снижается, поскольку процесс окисления сопровождается образованием сложных эфиров с кислородными мостиками в молекулах смол и асфальтенов.
Современные и перспективные топлива должны возможно мень те содержать углеводородов и неуглеводородных примесей, из которых в данных эксплуатационных условиях могут образоваться смолы.
|