Осадки в топливах
Осадки в топливах образуются в результате коллоидно-химических и физических процессов взаимодействия органических продуктов окислительного уплотнения: сернистых, азотистых и кислородных соединений и неорганической части, к которой относятся вода, почвенная и атмосферная пыль, продукты коррозии и износа металлов.
Чем выше температура, воздействию которой подвергается топливо. тем больше образуется осадков, причем доля в них органической части возрастает. С повышением температуры в значительной степени усиливаются в топливе процессы окисления и окислительного уплотнения нестабильных в данных условиях компонентов, коррозии металлов и износа трущихся пар механизмов. При элементарном анализе в осадках всегда обнаруживаются углерод, водород, сера, азот и особенно много кислорода. Неорганическая их часть состоит из железа, кремния, меди, алюминия, натрия, кальция и других элементов. В осадках всегда присутствуют металлы, с которыми непосредственно контактируются топливо, их окислы и сульфиды.
Осадки получаются и при низких температурах в условиях длительного хранения топлива.
Низкотемпературные осадки на 70—80% состоят из продуктов коррозии емкостей, чаще всего окислов железа, остальное составляет вода, смолы, образование и накопление которых протекает с малой скоростью, и загрязняющие топливо вещества биологического происхождения.
Плотность осадков велика и намного превышает плотность топлива. После того как частицы осадка достигают достаточно больших размеров, они отделяются от топлива при его отстое или на фильтрующих перегородках. Скорость оседания частиц определяется их весом, поверхностью и вязкостью жидкой среды, изменяющейся с температурой.
В топливе образуются частицы загрязнений, состоящие из воды, смол и минеральных веществ. Первоначальный размер частиц менее 1 мк, что позволяет рассматривать систему как коллоидную. В дальнейшем происходит коагуляция мелкодисперсной фазы и последующее агрегирование укрупненных частиц загрязнений. Таким образом, топлива загрязняются не только твердыми частицами, механически попавшими извне. Основная часть загрязнений формируется непосредственно в топливе. Под микроскопом при 100—500-кратном увеличении в 1 мл среднедистиллятного топлива насчитываются тысячи частиц размером 1—20 мк.
При рассмотрении на электронном микроскопе (увеличение в 10 000 раз) отфильтрованного современными средствами топлива видны частицы самой различной формы в причудливом сочетании друг с другом.
Было замечено, что размер частиц загрязняющей топливо твердой фазы непостоянен. Он изменяется даже тогда, когда топливо изолировано от внешней среды и находится в стеклянной таре. Так, в дизельном топливе, хранившемся в герметично закрытых стеклянных бутылях при 43 °С в течение 12 недель, максимальный размер частиц увеличился с 2,8 до 10,4 мк. Одновременно увеличилось и абсолютное содержание загрязнений. Содержание твердых загрязнений в товарных реактивных топливах перед заправкой самолетов составляет 0,5—2 г/т, а растворенной воды содержится 0,001—0,006 вес. %.
В холодное время часть нерастворимых смол выпадает из топлива и прочно пристает к стенкам емкости.
В составе топливных загрязнений находится пленочная, капиллярная и норовая вода. Пленочная вода перемещается из мест с большей толщиной пленки в места с меньшей ее толщиной. Капиллярная вода находится в щелях твердой частицы. Поровая несвязанная вода находится в пространстве между твердыми частицами, а ее перемещение зависит от действия капиллярных сил. Высокая поверхностная активность воды сообщает ей роль вещества, «собирающего» мелкодисперсную фазу в углеводородной среде в крупные агрегаты. Это свойство используется и в заводских условиях (но не в условиях эксплуатации) при очистке топлив обработкой водяным паром, промывкой холодной или горячей водой и с последующим отстоем.
Значительная часть смолистых, минеральных и других загрязнений обычно сосредоточивается на границе раздела фаз топливо—вода (конденсат).
На поверхностно-активных свойствах воды основан простой, но эффективный метод контроля склонности реактивных топлив к эмульгированию и загрязненности (метод АБТМ Д-1094). По этому методу в стеклянном градуированном цилиндре (с пробкой) емкостью 100 мл смешивают 80 мл испытуемого топлива и 20 мл дистиллированной воды. Если после встряхивания и пятиминутного отстоя смеси мениск раздела фаз быстро и четко восстанавливается, оставаясь чистым и прозрачным, значит, топливо не склонно к эмульгированию с водой и свободно от загрязнений. В противном случае поверхность мениска становится серой, а твердые частицы, имеющие более крупные размеры, отчетливо видны на границе раздела фаз. Капля воды в топливе как бы притягивает и всасывает в себя твердую мелкодисперсную фазу, окружающую ее в топливе. На этой основе образуются крупные агрегированные системы загрязнений и воды. Активность воды — одна из важнейших причин необходимости своевременного и систематического отделения ее нерастворенной части от топлива путем его отстаивания.
Почвенная пыль, находящаяся в атмосфере, состоит на 2/3—3/4 из неорганических веществ, главным образом кварца (песка) и полевого шпата (глины). Остальное представляет собою органическое вещество, количество которого зависит от характера почвенного покрова и состава почвенного слоя. Размер частиц почвенной пыли 0,1 — 1 мк. Пылинка диаметром 1 мк весит около 10-10 г. Скорость оседания частиц пыли в воздухе при полном безветрии зависит от их размера. Частицы радиусом менее 0,01 мк могут практически бесконечно находиться во взвешенном состоянии. В топливе противодействуют оседанию пыли вязкость среды, изменяющаяся с температурой, и конвекционные токи жидкости. Чем вязче среда и меньше частица, тем медленнее она оседает в топливе. Твердые частицы размером 5 мк в авиационном бензине оседают за 40 мин, в реактивном топливе типа Т-2 — за 3 ч, а в керосине — за 6 ч.
Таким образом, почвенная пыль может долго оставаться во взвешенном состоянии в топливе, вовлекаясь в процесс образования более крупных частиц осадков.
Итак, загрязнения в углеводородных смесях являются продуктами физического взаимодействия воды, минеральных примесей и смолистых органических соединений. Эти компоненты образуют в углеводородной среде гетерофазную мелкодисперсную систему с начальным размером частиц, характерным для коллоидной системы. Накопление продуктов, загрязняющих топлива, зависит от условий хранения, транспортирования и применения топлив. С повышением температуры топлива процессы, вызывающие появление загрязнений, резко интенсифицируются. Минеральные вещества являются центрами, вокруг которых формируются укрупненные частицы загрязнений с участием вязких смол, обладающих клеящими свойствами. В присутствии в топливе эмульсионной воды, играющей как бы «собирательную» роль, агрегирование частиц загрязнений ускоряется.
Рассмотрим некоторые закономерности образования загрязнений в углеводородных смесях. Полярность характеризуется диэлектрической проницаемостью, которая для воды в десятки раз больше, чем для углеводородов и даже для некоторых кислородсодержащих органических соединений. Ниже приведены диэлектрические проницаемости е некоторых продуктов:
Такие группы в органических соединениях, как —ОН, —NO2, —СООН, —NН2 и др., придают молекуле полярность и создают вокруг нее очень высокое силовое поле. Если эти силы нейтрализуются, то межмолекулярное притяжение будет мало.
Поверхностно-активные вещества, концентрируясь на различных поверхностях раздела, образуют тончайшие адсорбционные слои, резко изменяющие молекулярную природу и свойства поверхностей. При этом изменяется также кинетика процессов перехода веществ через поверхности раздела фаз и условия взаимодействия соприкасающихся фаз. К таким процессам относится коагуляция частиц.
Углеводородные смеси, в которых образуются смолистые вещества, представляют системы, которые следует отнести к полуколлоидам. Эти системы содержат в заметном количестве истинно растворенную часть вещества (продукты окисления), являющегося материалом для образования в последующем коллоидной системы. По мнению П. А. Ребиндера, такие системы являются настоящими двухфазными коллоидами, микрогетерогенными системами с предельно высокой дисперсностью. Понятие агрегативной неустойчивости для них отпадает. Система еще больше усложняется тем, что она содержит мелкодисперсную фазу, состоящую из воды и минеральных примесей.
Микрогетерогенные системы, какими с некоторого момента становятся углеводородные смеси с загрязняющими их частицами, отличаются большой поверхностью раздела, на которой может совершаться работа за счет поверхностной энергии. Поверхности, образованные полярными молекулами, хорошо адсорбируют такие же молекулы и значительно хуже адсорбируют неполярные. В этом заключается одна из причин укрупнения смолистых частиц н капель воды. Скоагулировавшиеся частицы укрупняются и седиментируют гораздо быстрее, чем их первичные частицы. На скорость коагуляции в большой степени влияет температура. С повышением температуры уменьшается вязкость среды, увеличивается число столкновений и слипаний частиц, а следовательно, и интенсивность их коагуляции. Данные табл. 91 хорошо иллюстрируют изменение крупности частиц осадка с увеличением температуры нагрева топлив.
Как видно из табл. 91, с повышением температуры весовое количество образующегося в топливе осадка снижается, что объясняется уменьшением интенсивности окисления вещества в жидкой фазе по мере приближения температуры топлива к температуре его кипения. Частицы, образующиеся в топливах при 120 °С, почти целиком проходят через сита со стороной отверстия 40 мк а образующиеся при 250 °С полностью задерживаются. Для того чтобы судить об эксплуатационных качествах топлива, мало знать весовое количество осадка, образующегося при той или иной температуре; важно знать, какова величина частиц осадка.
Мелкие частицы осадка обладают склонностью присоединяться к более крупным, способствуя таким образом дальнейшему их росту в топливе. Частицы неправильной формы, какую имеют топливные загрязнения, коагулируют с большей скоростью.
В зависимости от физических условий (перемещение топлива, температура и др.) коагуляция мелкодисперсной фазы может происходить с различной скоростью. В обычных условиях хранения топлив она протекает медленно и находится в динамическом равновесии с процессами уплотнения смол в топливе и с проникновением в топливо загрязнений и влаги из внешней среды.
Наиболее выгодно, чтобы в углеводородной смеси коагуляция мелкодисперсной фазы происходила с максимальной скоростью. Тогда загрязнения на фильтрующих элементах и в процессе отстоя отделялись бы с большей полнотой и очистка топлив была бы радикальной.
О типичном составе загрязнений можно судить по данным табл. 92.
В этой таблице приведен состав загрязнений (осадков), образовавшихся в товарных реактивных топливах и крекинг-керосинах при 120 °С. Нагрев продолжался б ч при перемешивании в контакте с бронзой и кислородом воздуха.
Количество осадков, состоящих из органической и минеральной части, не превышает для топлив прямой перегонки 2—10% от всей суммы кислородных, сернистых и азотистых соединений, отделяемых на силикагеле. Для крекинг-керосинов эта величина еще меньше — 0,5—1,5%, хотя абсолютные значения намного выше, чем в топливах прямой перегонки. Осадки формируются из полимеров и соединений с зольными элементами (металлы, их окислы, минеральная пыль). Во всех осадках обнаруживается большое содержание меди, поскольку топлива нагревали в контакте с бронзой. Меди больше в тех случаях- когда топливо содержало агрессивные по отношению к металлу соединения (меркаптаны, кислоты и др.). Таким образом, продукты коррозии меди оказались составной частью осадков. В этих же осадках обнаружены железо, кремний и другие элементы, появившиеся в топливе за счет коррозии железной аппаратуры, почвенной пыли и др.
|