Ремонт коренных и шатунных шеек

Коренные и ша­тунные шейки коленчатого вала восстанавливает путем шлифования под ремонтные размеры соответственно данным приведенным в табл. 19.

Перед шлифованием шеек коленчатый вал кладут на подставку и с помощью электродрели сверлом диамет­ром 10 мм с пластинками из твердого сплава типа ВК ГОСТ 6647—53 углубляют отверстия масляных каналов на 1 мм.

Для шлифования коренных шеек коленчатый вал устанавливают в центры, а для шлифования шатунных шеек — устанавливают в центросместители станка ти­па 3А423 для перешлифовки шеек коленчатого вала.

Коленчатый вал в центрах станка для шлифования коренных шеек устанавливают так, чтобы радиальное биение нерабочей части шейки под шестерню коленча­того вала и наружной поверхности фланца под маховик не превышало 0,03 мм (рис. 19,в). При биении более 0,03 мм производят, исправление центровых отверстий.

Для того чтобы сохранить радиус кривошипа, колен­чатый вал устанавливают на станок для шлифования шатунных шеек по прошлифованным коренным шейкам. Коленчатый вал устанавливают в центросместителях станка для шлифования шатунных шеек с проверкой правильности установки в горизонтальной и вертикаль­ной плоскостях. При правильной установке ось симмет­рии шлифуемых шеек коленчатого вала должна нахо­диться на оси центров станка. Установку коленчатого вала производят по шаблонам, которые входят в ком­плект шлифовального станка, а правильность установки проверяют индикатором часового типа с пределом из­мерения 0—10 мм.

Шейки вала шлифуют кругами ПП900?33?305 мм Э40 — 25 СМ2 — С1К (по опыту Харьковского моторо­строительного завода «Серп и молот» кругами твер­достью СТ1—СТ2К) с обильной подачей охлаждающей эмульсии или содового раствора.

Режим шлифования:

окружная скорость шлифовального круга 25?31 м/сек; число оборотов вала 64 об/мин; величина поперечного врезания круга для одного прохода не должна превышать 0,01 мм при предварительном шли­фовании и 0,004—0,006 мм при окончательном шлифо­вании. Шлифуют шейки до диаметра соответствующего ремонтного размера (табл. 19). При окончательном шлифовании оставляют припуск на полирование, рав­ный 0,004—0,005 мм.

По окончании шлифования шлифовальной шкуркой зернистостью 6—5 затупляют (скругляют) и полируют кромки масляных каналов радиусом 0,5—1,0 мм. Затем шейки полируют жимками с помощью пасты ГОИ или шлифовальной шкуркой зернистостью 6—5.

При шлифовании шеек вала следует не допускать врезания торцов шлифовального круга в упорные по­верхности, особенно средней коренной шейки, фиксирую­щей вал от осевого перемещения.

Все коренные и шатунные шейки между собой долж­ны иметь один ремонтный размер,. Радиус перехода шей­ки в щеку (радиус галтелей) должен быть равен 5+0,8 мм у коленчатого вала двигателя СМД-14 4+1,0 мм у коленчатого вала двигателя СМД-7. Оваль­ность, конусность коренных и шатунных шеек не долж­на быть более 0,015 мм, а корсетность не более 0,01 мм. Биение 2,3 и 4 коренных шеек относитеыно 1 и 5 ко­ренных шеек не должно превышать 0,03 мм. Радиус кривошипа должен быть равен 70 -0,08 мм (СМД-14) и 65-0,08 мм (СМД-7). Твердость шеек должна быть не менее НRС 45. Чистота обработки шеек должна соот­ветствовать 9-му классу.

Радиус галтелей проверяют радиусным шаблоном (рис. 19, г). Шаблон изготавливают из стали 15 или 20. Рабочие поверхности цементируют на глубину 0,8— 1,1 мм и калят до твердости НRС 56?64. Нерабочие поверхности оксидируют.

Радиус кривошипа (R) коленчатого вала определя­ют по формуле:

где а и а1 — максимальные и минимальные расстояния от поверочной плиты до поверхности шатунной шейки.

Замеряют указанные расстояния штангенрейсмассом на коленчатом вале, установленном первой и пятой ко­ренными шейками на призмы, которые в свою очередь размещаются на поверочной или разметочной плите 1500?1000 мм.

Замер диаметра шеек, а также определение их оваль­ности и конусности производят микрометром с преде­лом измерения 75—100 мм.

Проверяют биение 2, 3 и 4 коренных шеек относи­тельно 1 и 5 коренных шеек на поверочной или разме­точной плите 1500?1000 мм индикатором часового ти­па с пределом измерения 0—10 мм, закрепленного на универсальном штативе. Коленчатый вал для этой це­ли устанавливают первой и пятой коренными шейками на призмы.