Реактивные топлива
Качество современных товарных реактивных топлив, предназначенных для авиационного транспорта, при температуре нагрева ниже 100 °С существенно не изменяется.
При более высокой температуре становится заметным окислительный распад компонентов, составляющих топливо: Глубина и скорость распада возрастают с температурой по мере ее приближения к средней температуре кипения жидкой фазы. При дальнейшем повышении температуры давление насыщенных паров топлива возрастает, все большая часть топлива начинает кипеть, что затрудняет контакт с кислородом воздуха и, следовательно, окисление в жидкой фазе. Однако при этом продолжается укрупнение ранее образовавшихся частиц твердой фазы. С повышением температуры интенсифицируется коррозия металлов. Значительный нагрев топлива будет происходить за счет аэродинамического нагрева корпуса самолета, летящего со скоростью более 1 М. Вот почему для сверхзвуковых самолетов необходимо подбирать топливо с наименьшим давлением насыщенных паров.
На рис. 60 показано осадкообразование для стандартных товарных реактивных топлив в зависимости от температуры их нагрева. В зависимости от фракционного состава каждое топливо характеризуется своей температурой равновесного кипения. Температуры максимального осадкообразования находятся приблизительно в области температур равновесного кипения топлив или ненамного выше.
Ранее было отмечено, что окислительный распад в атмосфере воздуха или кислорода протекает при температуре значительно более низкой, чем распад в инертной среде. В среде азота в интервале температур, при которых в контакте с кислородом воздуха образуется значительное количество осадка, компоненты топлива практически не распадаются (табл. 85 ).
С ростом концентрации кислорода в газовой среде, контактирующейся с топливом при нагреве, количество образующихся осадков увеличивается. Это хорошо подтверждает окислительное происхождение твердой фазы в топливах (рис. 61).
На современных реактивных самолетах вес топлива в начале полета часто превышает 50% общего подъемного веса при полезной нагрузке 8—10%; при этом топливо рассматривается также как охлаждающая жидкость, обеспечивающая нормальное функционирование в полете греющихся агрегатов. Предвидят, что уже к 1970 г. в некоторых странах значительная часть воздушного транспорта будет представлена сверхзвуковыми самолетами. Сверхзвуковой полет сопряжен с дополнительным значительным нагревом поверхности самолета за счет освобождающейся кинетической энергии трения плоскости самолета о достаточно плотные слои атмосферы, находящиеся на высоте 20—30 км.
На рис. 62 показано изменение температуры самолета в стратосфере в зависимости от скорости полета. Как это видно, при скорости 2 М (2390 км/ч) температура поверхности самолета будет 90 °С, а при 3 М (3580 км/ч) она достигнет 250 °С. На самолете топливо используется не только как источник энергии и охлаждающий агент, но и как балансировочная масса, что вынуждает располагать баки с топливом под большей частью поверхности летательного аппарата. Такое расположение топлива должно усилить влияние аэродинамического нагрева поверхности сверхзвукового самолета на нагрев топлива.
На рис. 63 показано предполагаемое размещение топливных баков в самолете с крейсерской скоростью 2,2 М.
Основные топливные баки — отсеки размещены в крыльях. Баки, расположенные в фюзеляже (три в носовой части и один в хвостовой), установлены для балансировки. Для каждого двигателя имеется отдельный топливный коллектор. Тепло от топливной системы отводится при помощи гидросистемы, системы кондиционирования и системы смазки двигателей и генераторов. Перезаправка топливных баков осуществляется за 20 мин.
По-видимому, в эксплуатационных условиях для реактивных топлив температура 150—200СС максимально допустимая.
Об увеличении температуры топлива в сверхзвуковом самолете (скорость 2,2 М) дает представление схема, изображенная на рис. 64. Согласно этой схеме, топливо лишь перед конечным теплообменным аппаратом — масляным холодильником — нагревается до 160 °С, а перед форсункой камеры сгорания — до 200 °С, проходя эти участки под давлением. В аппаратуре топливо будет находиться под избыточным давлением 0,35 кГ/см2, которое соответствует давлению насыщенных паров лишь при 165 °С. В этом случае реактивное топливо должно оставаться стабильным при нагреве до 200 °С.
Для оценки термической стабильности реактивных топлив разработано много методов. Известны установки, с помощью которых оценивают изменение качества топлив при их прокачке в условиях переменных температур, соответствующих реальным условиям эксплуатации. Результаты определений при помощи большинства принятых методов характеризуются значительным «запасом прочности». Условия испытания, по-видимому, жестче условий эксплуатации.
За рубежом распространена прокачивающая установка CFR Fuel Coker. При заданных давлении, температуре, скорости подачи топлива в систему и продолжительности испытания на установке определяют термическую стабильность товарных реактивных топлив. Изменяя условия, определяют термическую стабильность топлив, предназначенных для сверхзвуковой авиации; в этом случае установку используют для исследовательских целей.
В табл. 86 приведены условия испытаний на установке.
Подогреватель установки CFR Fuel Coker представляет собой две концентрические алюминиевые трубки, между которыми через кольцеобразное отверстие прокачивается топливо. Во внутренней трубке расположен электрический нагревательный элемент; топливо, соприкасаясь с горячей стенкой алюминиевой трубки, может выделять лаковые отложения различной интенсивности. Лакообразование топлива оценивают по шкалам в зависимости от внешнего вида трубки. Наиболее плотные лаковые отложения оценивают баллом 4. Баллом 0—1 оценивают участки поверхности, цвет которых почти не изменился. Таким образом получают представление о лакообразующей способности топлива при соприкосновении его жидкой фазы с алюминиевой стенкой, нагретой до температуры, превышающей равновесную температуру кипения топлива.
После подогревателя топливо проходит через металлический фильтр, спеченный из микрошариков нержавеющей стали, корпус которого нагревается до определенной температуры. Диаметр диска фильтра 12,7 мм, номинальная величина пор 20 мк.
Стандартные условия испытания, предусмотренные спецификацией, следующие: расход топлива 2,72 кг/ч; начальная температура топлива — температура окружающего воздуха; температура подогревателя 149 °С; температура фильтра 205 °С. Испытания продолжаются в течение 5 ч в том случае, если перепад давления на фильтре к этому времени не достигнет 635 мм рт. ст. По истечении указанного времени испытание можно продолжать до достижения этого предельного давления на фильтре. На установке фиксируют время, в течение которого изменяется перепад давления, обусловленный забивкой фильтра осадками и смолами.
Изготавливают установку только из нержавеющей стали и алюминия.
Установка и режим ее работы имитируют наиболее важные узлы топливной системы самолета, при прохождении которых топливо нагревается. Топливный бачок установки соответствует баку самолета, подогреватель воспроизводит топливо-масляный теплообменник, а фильтр установки — топливную форсунку камеры сгорания.
В табл. 87 приведены типичные результаты стандартных испытаний термической стабильности товарных реактивных топлив США и Англии на установке CFR Fuel Сoker.
Как видно из табл. 87, в данном случае топлива не только удовлетворяют требованиям спецификации, но имеют значительный запас качества.
Поскольку при температуре подогревателя установки 149°С и корпуса фильтра 205°С запас качества современных товарных топлив велик, некоторые исследователи предполагают, что имеется возможность доведения качества товарных реактивных топлив, предназначенных для дозвуковых самолетов, до уровня требований сверхзвуковых самолетов со скоростью 2—2,5 М. Экономически это наиболее целесообразный путь. Для осуществления указанной цели предпринимаются большие исследовательские и испытательные работы. Прилагаются усилия не только в области получения удовлетворительного качества топлив, но и усовершенствования конструкции топливной аппаратуры сверхзвуковых самолетов. Например, исключают контакт топлива с каталитически активными металлами: медью и ее сплавами (содержащими более 10% меди), свинцом, марганцем, бериллием, цинком.
Поскольку в дальнейшем предусматривается создание самолетов со скоростью 3 М, рассмотрим возможные температуры нагрева реактивного топлива на примере сверхзвукового самолета, летящего со скоростью 3 М и дальностью полета 6500 км. Такой самолет после взлета достигает скорости 3 М на высоте 20,7 км через 22 мин. При этом топливо нагревается незначительно (до 60—70 °С). Затем самолет со скоростью 3 М летит 104 мин с одновременным увеличением высоты (крейсерский полет). В этих условиях топливо равномерно нагревается до температуры па выходе из фюзеляжных баков 100 °С и на 'выходе из топливо- масляного радиатора (перед форсунками) до 140 °С.
Через 160 мин после взлета самолет совершает посадку. При замедлении полета топливо будет нагреваться еще 10—15 мин и на выходе из топливо-масляного теплообменника будет иметь при скорости 3 М температуру 260°С. Этот короткий период опасен вследствие образования отложений на фильтрах, в форсунках, а также ухудшения теплоотдачи в теплообменниках. Температура несмоченной стенки неизолированного крыльевого бака, освобожденного от топлива, к началу крейсерского полета составит 260°С. К концу полета остаточное и резервное топливо (15%) в фюзеляжном баке будет нагрето до 110 °С. Предполагается, что вследствие окислительных превращений остаточное топливо не будет пригодно для использования по прямому назначению или для смешения со свежим топливом. На земле оно будет слито.
Добавление в стабильное топливо 0,5% топлива, ранее нагретого в полете, приведет к значительному ухудшению качества всей смеси.
В соответствии с намечающимися температурными пределами нагрева топлива в полете при различных сверхзвуковых скоростях на установке CFR Fuel Coker были испытаны топлива при различных условиях (исследовательский метод) с целью определения границы распада топлив. Эта граница характеризовалась температурой топлива на выходе из установки после испытания и температурой металла у выхода топлива. Температурные условия испытания ужесточались в зависимости от назначения топлива. В табл. 88 приведены результаты оценки границ распада различных топлив.
Граница распада всех топлив, в том числе специально предназначенных для самолетов со скоростью 3 М, находилась в пределах 176—274 °С. Разрыв между границами распада топлив, предназначенных для самолетов со скоростью 2 М, и товарных топлив, используемых в дозвуковой транспортной авиации, составлял всего лишь 15 °С. Очевидно, что. незначительным регламентированием химического состава современных товарных реактивных топлив удастся обеспечить их удовлетворительную термическую стабильность для самолетов со скоростью 2—2,2 М.
|