Перспективные реактивные и дизельные топлива
Одно из условий технического совершенствования Двигателей (достижения больших мощностей, удлинения периода эксплуатации, создания транспортных машин с большой скоростью и способностью преодоления больших расстояний) — соответствующее улучшение качества топлив.
Переоснащение современного парка авиационных двигателей и дизелей происходит одновременно с освоением производства новых сортов топлив, обеспеченных доступным сырьем и приемлемой стоимости.
Новые сорта топлив следует вырабатывать на основе продуктов, выпускаемых промышленностью.
Необходимо последовательно переходить к получению усовершенствованных сортов, правильно учитывая сырьевые и технологические возможности, а также эксплуатационные характеристики получаемых продуктов.
Несмотря на различные условия эксплуатации топлив и различные требования, предъявляемые к их качеству, можно наметить следующие общие пути совершенствования авиационных и дизельных топлив:
1. Снижение содержания сернистых и других органических неуглеводородных примесей, а также соединений, наименее стабильных в данных условиях эксплуатации.
2. Снижение коррозионной активности и улучшение противо- износных свойств топлив.
3. Радикальная очистка топлив от загрязнений и воды и сохранение в очищенном состоянии вплоть до поступления в зону сгорания.
4. Подбор компонентов топлива, обеспечивающих минимальную склонность его к термическому распаду при повышенной температуре в присутствии кислорода воздуха.
5. Подбор углеводородного состава топлив, возможно полнее отвечающего по теплофизическим характеристикам условиям эксплуатации двигателя.
6. Обеспечение химического состава топлив, обусловливающего удовлетворительные их огневые качества — устойчивое горение и поджиг в возможно более широких пределах давления воздуха, в том числе при пониженном давлении в камере сгорания, что особенно важно для авиационных двигателей. Топливо должно характеризоваться наименьшей склонностью к нагарообразованию, дымлению, горению радиирующим пламенем. Для дизельных топлив важен возможно меньший период задержки воспламенения (благоприятная цетанозая характеристика).
7. Создание топлива, возможно более эффективного при использовании его в качестве охлаждающей жидкости (чистота, стабильность, высокая теплоемкость и теплопроводность).
Необходимо стремиться максимально унифицировать сорта топлив, что снизит их стоимость. Подбор топлив для перспективной авиации с реактивными двигателями значительно сложнее, чем для перспективных транспортных машин с дизельными двигателями.
Подготовка топлив, качество которых удовлетворило бы требованиям перспективной авиации, основана на современных весьма эффективных процессах переработки нефти, в первую очередь на гидроочистке. В настоящее время .в США мощность установок гидроочистки нефтяных дистиллятов составляет. 4,8 млн. т/год.
Процессы, связанные с облагораживанием качества нефтепродуктов (гидрирование, гидроочистка, гидрокрекинг) занимают все большее место. Именно переработка нефтей при помощи этих процессов, в том числе высокосернистых, позволит получать дизельные и реактивные топлива высокого качества.
Расширяется применение различных высокоэффективных присадок, общая выработка которых в настоящее время в США достигает 500 тыс. т/год.
Неуглеводородные органические соединения удаляют из топлив независимо от степени их вредности. Между тем химическая структура этих соединений крайне различна. В связи с этим часть их может ухудшать качество топлив, другая часть — быть малоактивной или оказывать на топливо антиокислительное, противоизиосное, антикоррозионное защитное действие. Если это так, то исчерпывающее удаление сернистых, азотистых и кислородных соединений часто не будет полезным. В этом случае правильнее было бы выводить из топлива возможно более простыми методами неуглеводородные примеси, ухудшающие качество топлив в конкретных условиях эксплуатации двигателя. Еще лучше было бы выделять из топлива неразрушенные неуглеводородные соединения, чтобы затем использовать их в качестве нового источника химического сырья. Очищенные таким образом топливные дистилляты будут содержать инертные или даже полезные примеси. Подобная очистка может оказаться дешевле обработки топливных дистиллятов водородом. Топлива с остаточными стабильными сернистыми, азотистыми или кислородными соединениями можно будет применять либо самостоятельно, либо в смеси с гидроочищенными дистиллятами и, возможно, с соответствующими присадками.
Дизельные топлива высокого качества должны получаться компаундированием на основе гидроочищенных дистиллятов, фракций, из которых дешевыми и доступными методами извлечена наименее стабильная часть сернистых соединений, и применением эффективных полифункциональных присадок.
Такой путь производства приведет к увеличению ресурсов, улучшению качества и снижению стоимости получения дизельных топлив. В результате введения присадок сернистые дизельные топлива по своим эксплуатационным качествам могут быть приближены к малосернистым. Добавляемая к дизельному маслу присадка ЦИАТИМ-339 (дисульфидалкилфенолят бария) улучшает условия эксплуатации двигателя на топливе с повышенным содержанием серы.
Требования к качеству дизельных топлив находятся в непосредственной связи с качеством применяемых дизельных масел.
Обычно при введении в дизельные масла эффективных полифункциональных (антиокислительных, антикоррозионных, моющих, нейтрализующих и др.) присадок в значительной мере предотвращается вредное влияние сернистых соединений топлив, увеличиваются ресурсы работы двигателя, снижается расход масла, ограничивается износ механизмов и нагароотложение.
К качеству топлив, предназначенных для сверхзвукового авиационного транспорта, предъявляются новые требования, ужесточающиеся с увеличением скорости самолета. Поскольку камеры сгорания таких двигателей испытывают сильные тепловые напряжения и повышенное давление газов, радиация пламени в зоне сгорания будет возрастать, что приведет к нежелательному росту температуры стенок камеры. Полагают, что топливо для таких двигателей должно иметь люминометрическое число не менее 50. Для цикланов.это число составляет 50—100, для алканов выше 100, для ароматических углеводородов 0—50. Следовательно, в составе топлив для сверхзвуковых самолетов должно быть возможно меньше ароматических углеводородов. Считают, что в таких топливах содержание серы не должно превышать 0,1%, поскольку присутствие большего количества серы в условиях высокой температуры в зоне горения может привести к сульфидизации лопаток турбины сверхзвукового двигателя. Представляют интерес требования, предъявляемые некоторыми специалистами к сверхзвуковым реактивным топливам (табл. 101).
При скорости 3 М противоизносные свойства сильно нагретого топлива будут ухудшаться. В этих условиях смазывающие свойства топлив можно улучшить лишь при помощи эффективных присадок.
Целесообразно также оставлять в топливе некоторую часть наиболее стабильных поверхностно-активных сернистых соединений. Топливо, полностью освобожденное от сернистых соединений, будет иметь пониженные противоизносные свойства, что приведет к недопустимому износу деталей топливных насосов. Это подтверждается пониженными противоизносными (смазывающими) свойствами гидрированных и гидроочищенных топлив, которые поэтому целесообразно использовать не в чистом виде, а в составе благоприятной топливной композиции.
Итак, для скорости 2,2—2,5 м в качестве топлив могут оказаться удовлетворительными гидроочищенные дистилляты, улучшенные добавлением соответствующих присадок.
Для скорости 3 М и выше состав и качество топлив необходимо существенно изменить по сравнению с выпускаемыми в настоящее время. Предполагают, что топлива для скорости 3 М и выше должны состоять из бицикланов и изоалканов. Однако такое топливо будет стоить по одним данным по крайней мере в два раза дороже выпускаемого в настоящее время, по другим — в семь раз.
Высказывается мнение, что в дальнейшем термостабильный керосин марки RР=1 (США), состоящий главным образом из нафтеновых углеводородов и предназначенный для ракетных систем (?=0,8—0,81, Qн = 10 312 ккал/кг), сможет быть заменен топливом, состоящим из стабильного углеводорода диэтилциклогексана (? =0,8—0,81; Qн =10 328 ккал/кг; tзаст. = — 79 °С; tвсп. = 47°С); однако оно будет в 10 раз дороже керосина RР=1. Этот углеводород получается гидрированием диэтилбензола — промежуточного продукта при производстве стирола. Таким образом, стоимость топлива, представляющего индивидуальный углеводород, резко повышается.
Улучшение эксплуатационных характеристик углеводородных топлив также связано с повышением их стоимости.
Так, стоимость керосина плотностью ?=0,875 и теплотой сгорания 8900 ккал/л будет в три раза больше стоимости керосина плотностью р =0,815. Стремление улучшить качество топлив должно сочетаться с экономической целесообразностью его получения.
В США и Англии товарные топлива широкого назначения получают компаундированием:
топлив, выпускаемых в соответствии с ныне действующими спецификациями;
гидроочищенных дистиллятов;
присадок.
Рационально составленная смесь этих трех компонентов позволяет получить топлива, которые по качеству и технико-экономическим показателям удовлетворяют требованиям авиационных двигателей.
|