Вязкость топлив
Под вязкостью, или внутренним трением жидкости понимают силу сопротивления сдвигу, возникающую при относительном движении двух смежных ее слоев при данной температуре под действием внешних сил.
Эта величина зависит не только от химического строения, но и от структуры жидкости. Бернал рассматривает жидкость как однородную нерегулярную систему. Благодаря этому жидкость способна к аккомодации молекул различных размеров, что объясняет растворяющую способность жидкостей и их взаимную смешиваемость. Каждое соединение характеризуется определенной вязкостью, изменяющейся в зависимости от температуры. В жидкостях, а следовательно, в углеводородных топливных смесях вязкость определяется их составом. Введением в углеводородную среду некоторых полимеров в качестве добавок можно значительно улучшить вязкостно-температурную характеристику смеси, в частности смазочных масел.
Исследуя при 20 °С зависимость вязкости органического соединения от его молекулярного веса и структуры, Хюгель показал, что вязкость не зависит от структуры, если соединения содержат одинаковое число углеродных атомов на единицу объема.
При постоянной температуре вязкость возрастает с увеличением молекулярного веса, степени разветвленности и компактности структуры молекулы углеводородов.
В табл. 38—41 приведены данные о вязкости и температуре застывания индивидуальных углеводородов различного строения которые по молекулярному весу могут быть составляющими среднедистиллятных топлив. Некоторые из приведенных соединений представляют особый интерес как источник получения термически стабильных с хорошей вязкостно-температурной характеристикой низкозастывающих жидкостей напряженно работающих гидравлических систем.
Как видно из табл. 38—41, алкилароматические углеводороды с двумя и тремя циклами в молекуле характеризуются сравнительно низкими вязкостями и температурами застывания (плавления) даже при значительном молекулярном весе и высокой температуре кипения, что отличает такие углеводороды от углеводородов алкановой или циклановой структуры. Дифенилалканы отличаются благоприятным индексом вязкости, особенно соединения, содержащие в алкановом звене нормального строения 1—3 углеродных атома. Индекс вязкости дифенилалканов с алкильной группой изомерного строения снижается, приближаясь к значению этой величины для аналогичных структур дициклогексилалканов, характеризующихся в сравнимых температурных условиях более высокой вязкостью.
Исследовалась вязкость в широком температурном интервале (от 150 до —40 °С) 36 моно- и бициклических углеводородов состава С12—С24 (алкилзамещенных бензола и дифенилэтана, а также соответствующих алкилзамещенных циклогексана и дициклогексилэтана). При этом замечено трудно объясняемое явление.
В принятом температурном интервале метил ароматические углеводороды характеризуются аномально высокими плотностью, вязкостью и оптической характеристикой по сравнению с соответствующими неметилированными ароматическими углеводородами (табл. 42). Между гем их гидрированные аналоги — метилзамещенные цикланы — обладают уровнем вязкости, близким к уровню вязкости алкилцнкланов иного строения. Вязкость соединений одного и того же гомологического ряда существенно изменяется не только с температурой, но и со структурой молекулы углеводородов (табл. 43).
Копылов и Сиротина рассчитали динамическую вязкость по уравнению Бачинского для прямогонных топлив Т-1 и Т-5, полученных из бакинских нефтей и выкипающих в пределах соответственно 145—280 °С (ГОСТ 10227—62) и 200—300 °С (ГОСТ 9145—59):
где А, ?, п — постоянные величины; t — температура, °С.
Максимальное отклонение от экспериментальных данных рассчитанного по этому уравнению значения вязкости для топлива Т-1 составляло ±2,8%, для топлива Т-5±1,45%.
Постоянные величины уравнения принимались равными:
Динамическая вязкость паров этих же топлив вычислена по экспериментальным кривым и с максимальной погрешностью 2% по уравнению:
? = аТп
где ? и n — постоянные, которые равны:
В табл. 44 и 45 приводятся вязкости жидких топлив и их паров.
На рис. 37 показана зависимость вязкости среднедистиллятных топлив (дизельных) от температуры. На характер наклона (пологость) кривых большое влияние оказывает углеводородный состав топлива. Пологая кривая вязкости свидетельствует о хороших низкотемпературных эксплуатационных качествах топлив.
Изменение вязкости среднедистиллятных топлив при температурах выше температур начала их кристаллизации с достаточной для практики точностью описывается следующим уравнением Вальтера:
где ? — значение вязкости при температуре t, сст; С и b — постоянные величины для данной углеводородной смеси.
Величина коэффициента b зависит от химического состава смеси и характеризует ее вязкостно-температурные свойства подобно индексу вязкости. Вязкостно-температурная характеристика углеводородных смесей с одинаковым уровнем вязкости чем хуже, чем выше значение коэффициента b.
Б табл. 46 и 47 приведены вязкостные характеристики 50-градусных топливных углеводородных фракций полученных в промышленных условиях из нефтей различного происхождения, а также в процессе переработки угля. Эти фракции выделены из прямогонных дистиллятов, выкипающих в пределах 100—300СС. 50 градусные фракции были разделены хроматографически на однотипные по строению группы углеводородов и освобождены от примесей: влаги, смол и микрозагрязиений.
Данные табл. 46 и 47 позволяют сделать следующие выводы. В смеси алканогциклановых углеводородов с возрастанием числа колец и удлинением боковых цепей увеличивается вязкость, коэффициент уравнения Вальтера b и, следовательно, вязкость при низких температурах. Вязкость при 20 °С ароматических углеводородов ниже вязкости близких по молекулярному весу циклановых углеводородов, независимо от числа циклов в молекуле. С увеличением длины боковых цепей это различие уменьшается. При одинаковых вязкостях, в отличие от ароматических углеводородов, циклановые углеводороды характеризуются более пологой кривой изменения вязкости с изменением температуры. Именно поэтому значение коэффициента b для ароматических углеводородов более высокое, чем для соответствующих циклановых углеводородов.
Алкановые углеводороды нормального и изомерного строения имеют наиболее низкую вязкость и характеризуются наиболее пологой кривой изменения вязкости с понижением температуры до величины, при которой еще не начинается их кристаллизация. Однако начало структурообразования алкановых углеводородов, особенно нормального строения, наблюдается при температуре более высокой, чем соответствующих по молекулярному весу циклановых и ароматических углеводородов. Поэтому с точки зрения эксплуатационных свойств по вязкостно-температурной характеристике лучшими являются циклановые углеводороды. На втором месте следует поставить алкановые углеводороды изомерного строения. Требованиям по вязкостно-температурным свойствам ГОСТ 10227—62 на реактивные топлива будут в первую очередь удовлетворять циклановые моноциклические углеводороды со средним числом углеродных атомов в боковых цепях не более 4—5.
Наиболее эффективно снижают вязкость топлива при температуре от 20 до —40 °С алкановые углеводороды, не кристаллизующиеся до —60 °С. Вязкость при 20 °С ароматических углеводородов ниже вязкости соответствующих нафтеновых углеводородов, хотя кривая изменения их вязкости с изменением температуры не отличается необходимой пологостью.
Общая вязкостно-температурная характеристика среднедистиллятного топлива определяется химическим строением составляющих углеводородов, а не происхождением сырья и методом получения топлива.
С увеличением давления вязкость углеводородов возрастает, причем тем больше, чем ниже температура жидкости. Так, для 1,1 -дифенилэтана при давлении, близком к 3400 ат, и температуре 100 °С вязкость увеличивается в 10 раз по сравнению с вязкостью при нормальном давлении, при 60 °С — в 21 раз, а при 38 °С — в 49 раз (табл. 48).
|