Температура кипения и давление паров топлив
Жидкость начинает кипеть тогда, когда давление паров нагреваемого вещества становится равным давлению окружающей атмосферы.
Для углеводородных, в том числе топливных смесей, используется парамер, характеризующий пределы выкипания.
Па основе температуры кипения и изменения давления насыщенных паров топлив в зависимости от температуры устанавливают технологический режим их получения, рассчитывают объем и производительность заводской аппаратуры, разрабатывают условия хранения, перекачки и транспортирования топлив и, наконец, осуществляют рациональный, наиболее эффективный, с точки зрения максимального использования энергетических возможностей, процесс их сжигания в системе двигателя. Поэтому знать температурные пределы выкипания, характер испарения нефтяных топлив и составляющих их углеводородов весьма важно.
С увеличением давления окружающей среды температура кипения жидкости возрастает. На рис. 31 показано повышение температуры кипения топлив ТС-1 и Т-1 при различной степени испарения с увеличением давления до 21 кГ/см2.
Как видно из рисунка, с увеличением давления температура выкипания 95% топлива ТС-1 возрастает с 240 до 510 °С, а для Т-1 —с 275 до 550 °С, т. е. более чем вдвое. Из этих данных следует, что с повышением давления тяжелые фракции топлив испаряются менее интенсивно, чем при низких давлениях. С понижением давления окружающей среды температура кипения жидкости понижается. В связи с этим желательно, чтобы авиационные топлива обладали возможно меньшим давлением насыщенных паров, поскольку оно будет возрастать по мере увеличения высоты полета вследствие увеличения разреженности атмосферы, с которой сообщается топливо в баке. Повышенное испарение авиационного топлива из баков самолета приведет к увеличенной его потере, а следовательно, к сокращению продолжительности полета. Чрезмерно интенсивное парообразование в баке с топливом затруднит подачу насосами топлива в зону сгорания. Кроме того, в этих условиях из-за опасности воспламенения образующихся паров топливо-воздушной смеси требуются дополнительные противопожарные меры.
Для авиационных бензинов давление насыщенных паров при 37,8 °С и атмосферном давлении составляет 220—340 мм рт. ст., для автомобильных 200—500 мм рт. ст., а для керосинов менее 10 мм рт. ст.
Избежать потерь реактивного топлива широкого фракционного состава (Т-2, IР-4) можно предварительным его охлаждением до температуры, при которой даже в условиях пониженного давления испарение его будет минимальным. Предварительное охлаждение такого топлива до —21°С позволило избежать потерь на сравнительно больших высотах.
Представление о потерях топлива из баков самолета на высоте можно получить из данных, приведенных в табл. 32.
Из табл. 32 видно, что потери топлива на высоте сильно возрастают с увеличением температуры топлива на поверхности земли.
На больших высотах потерь топлива, имеющего большое давление насыщенных паров, можно избежать не только предварительным охлаждением его на земле, но и созданием над ним избыточного давления. Для топлив, приведенных в табл. 32, это давление на высоте 18 300 м должно быть не менее давления его паров, составляющего 0,35 ат. Однако создание такого давления связано с конструктивными и эксплуатационными трудностями, например с утяжелением топливных баков. Если же из топлива удалить легкие фракции, то в результате изменения его фракционного состава ухудшатся некоторые его эксплуатационные, в том числе и огневые свойства. Из изложенного выше следует, что давление насыщенных паров перспективных авиационных реактивных топлив должно быть насколько возможно ниже.
То обстоятельство, что с понижением давления понижается температура кипения вещества, широко используется в технике, в частности для разделения высококипящих соединений. При этом весьма важно знать, как изменяется температура кипения жидкости с понижением давления. Это изменение зависит от химической природы вещества и степени ассоциации его молекул при нагреве.
Рекхард на основе математической обработки полученных данных предложил воспользоваться константой b, являющейся мерилом степени ассоциации молекул перегоняющего вещества:
где b — константа при нормальном давлении; bp — константа при заданном пониженном давлении Р; ts— температура кипения вещества при нормальном давлении; tp — то же при заданном давлении Р.
Для каждого класса соединений константа b оказалась характерной величиной. Для сильно ассоциированных веществ с гид- роксильной группой (кислоты, фенолы, спирты) константа находится в пределах от 0,17 до 0,16 (с точностью до ±5%). Для слабо ассоциированных веществ (алифатические, ароматические углеводороды, галогениды, азот- и сероорганические соединения, эфиры, альдегиды, кетоны) константа b находится в пределах от 0,19 до 0,20. В равных условиях большее значение b отвечает более высокой температуре. Например, для воды при температуре от 0 до 100 °С значение b равно 0,167, а при критической температуре достигает 0,18.
Ниже приводятся средние значения b для различных классов соединений при любой температуре:
Для определения температуры кипения при пониженных давлениях топлив, углеводородов и других химических соединений составлена номограмма (рис. 32). На левой стороне номограммы обозначена температура кипения (4 в СС) жидкости при нормальном давлении, на правой шкале — заданное пониженное давление (в мм рт. ст.). В середине номограммы сетка универсального назначения, на которой определяется температура кипения вещества при пониженном давлении с учетом характерной константы Ъ. Для практических целей предлагается упрощенная номограмма (рис. 33) при константе 6 = 0,18. Эта номограмма не дает большой точности и 'пригодна для соединений неизвестного состава.
При помощи номограмм, изображенных на рис. 32 и 33, можно определить: 1) температуру кипения соединения при нормальном давлении зная температуру его кипения при пониженном давлении; 2) температуру кипения соединения при пониженном давлении 1Р, зная температуру кипения при нормальном давлении; 3) давление паров соединения с известной температурой кипения при нормальных условиях; 4) константу b.
Зависимость между температурой кипения и давлением паров лучше всего описывается уравнением Антуана:
P — абсолютное давление, мм рт. ст.; Т — абсолютная темпе- «ратура, °К; А, В, С —постоянные константы, характеризующие углеводороды (соединение).
Для определения давления паров нормальных алканов С4—С29 (в пределах от —20 до +240СС) построена номограмма со шкалой от 1 до 90 мм рт. ст..
Для определения давления насыщенных паров индивидуальных углеводородов и их смесей пользуются различными методами и приборами, в том числе такими, для которых достаточно иметь 5 г образца.
Для авиационных бензинов Бударов предложил эмпирическую формулу и на ее основе составил номограмму зависимости температуры кипения смеси углеводородов (температуры образования паровых пробок tп.пр. в топливной системе двигателя) от атмосферного давления и от давления насыщенных паров топлив при 38 °С (рис. 34).
Зная давление насыщенных паров топлива при одной температуре, можно определить температуру топлива при другом (заданном) давлении насыщенных паров по номограмме (рис. 35).
Для сложных и многокомпонентных топливных смесей часто нужно знать среднюю температуру кипения. В наиболее простом случае эту величину принимают равной температуре выкипания 50% объема топлива при стандартной разгонке. Если необходима большая точность, среднюю температуру кипения подсчитывают как средневзвешенную величину, получаемую от деления суммы произведений теплоемкостей и температурных пределов выкипания узких фракций (10—20 °С), составляющих топливо, на среднюю теплоемкость топлива:
где tср — средняя температура кипения топлива, °С; t0— температура начала кипения топлива, °С; t1, t2, t3… tк-1 —температуры кипения отдельных фракций, °С; tк— температура кипения последней фракции, °С; с1 с2, с3, ... ск— теплоемкость топлива в интервале температур t0 – t1, t1 – t2, t2 – t3… tk-1 - tk, ккал/(кг • град); сср. — средняя теплоемкость топлива, кипящего в интервале температур t0 – tk, ккал/(кг•град).
Теплоемкость топливных фракций подсчитывается по формуле:
где ? плотность фракции топлива при 15 °С, г/см3; t — температура, при которой определяется теплоемкость, °С.
Зная среднюю абсолютную температуру кипения для топлива при нормальном давлении, можно ее пересчитать с точностью до 14% для повышенного давления по формуле:
где Тср. — средняя температура кипения топлива (керосина) при давлении Р, °К; Tcp.0— средняя температура кипения топлива при давлении 760 мм рт. ст., °К; Т0 — температура кипения гексана 68,74 °С при 760 мм рт. ст.; Р — давление, при котором определяется средняя температура кипения топлива, мм рт. ст.
|