Комплексное применение отстаивания и сепарации
Чтобы проанализировать вопрос о совместном применении методов отстаивания и сепарации, были проведены аналитические и экспериментальные исследования.
При сопоставлении схемы «отстаивание + сепарация» со схемой «сепарация без предварительного отстаивания» был уточнен показатель ?с (относительная концентрация), который применительно к анализируемой схеме рассматривали как ?с* и принимали равным отношению концентрации дисперсной фазы после сепаратора Сс* к исходной концентрации до отстаивания С0.
Для определения ?с* необходимо знать изменение состава дисперсной фазы перед сепарацией после предварительного отстаивания. Математический анализ позволил найти выражения для расчета ?с* в следующем виде:
где n — параметр, характеризующий направление и степень изгиба кривой распределения в уравнении Годэна-Андреева;
? - постоянная.
Из формулы (60) видно, что ?с* зависит от крупности разделения и при отстаивании dкp.отс, и при сепарации dкp.с.
Характер влияния предварительной очистки топлива путем отстаивания и последующей сепарации на конечную относительную концентрацию виден на рис. 61, где изображена зависимость ?с*= f (dкp.c), рассчитанная по формуле (60) при различных значениях dкp.отс (dкр.отс = 15 мкм — кривая 2,dкр.отс = 12 мкм— кривая 3, dкp.отс = 10 мкм— кривая 4). Там же нанесена зависимость ?с = f (dкр.с) без предварительной очистки топлива в отстойной цистерне (кривая 1). Как видно из рис. 61 относительная концентрация при схеме «отстойная цистерна + сепаратор» несколько меньше, чем без предварительного отстаивания. Причем с уменьшением диаметра удаляемых частиц при отстаивании уменьшается и ?с*. Однако это отличие незначительное и для практики не дает ощутимых результатов, что подтверждают экспериментальные данные.
На рис. 62 приведены результаты экспериментальных исследований по очистке топлива марки ДТ от механических примесей (кривая 1) и воды (кривая 2) с предварительным отстаиванием. Испытания проводили на топливе одной партии (с начальной долей механических примесей 0,08%), которое вначале отстаивалось при температуре 70 °С (вязкость 12 мм2/с) в течение 8 ч. Затем отстой удаляли и перемешивали топливо в цистерне для того, чтобы обеспечить равномерное по объему распределение концентрации загрязнений. После этого топливо сепарировали. Затем новую порцию топлива той же партии сепарировали после 16 и 24 ч отстаивания. Для сопоставления была осуществлена сепарация топлива без предварительного отстаивания. Из рис. 62 видно, что относительная концентрация при совместном использовании методов отстаивания и сепарации такая же, как при сепарации без предварительного отстаивания. Таким образом, можно сделать вывод, если сепаратор правильно настроен и в топливе нет большой «аварийной» доли воды или механических примесей, то предварительное отстаивание практически не повышает общую эффективность очистки. Поэтому отстойные цистерны целесообразно использовать при «аварийном» обводнении топлив.
|