Режимы отстаивания при очистки топлив
Процесс отстаивания изолированной сферической частицы значительно отличается от отстаивания всей полидисперсной системы.
Факторы, отрицательно влияющие на процесс отстаивания, трудно учесть аналитически, поэтому для каждой конкретной дисперсной системы решать вопрос об эффективности отстаивания можно исходя лишь из реальной скорости оседания в топливах различных марок.
На рис. 48 приведены кривые эффективности отстаивания моторного топлива ДТ. По оси абсцисс отложено время отстаивания ?, по оси ординат — относительное количество механических примесей (или воды) ?, прошедшее через определенное сечение (отсчетный уровень, с которого пробы топлива отбирали на анализ). Кривые такого типа хорошо описываются уравнениями вида
где ?m — постоянная, доли единицы;
? 0 — время, с.
Если начальная концентрация примесей в отстойной цистерне составляет С0, то относительное количество примесей, прошедшее через заданное поперечное сечение, можно определить из равенства
где С — текущая концентрация примесей, % массы топлива. Откуда
Подставляя в зависимость (44) выражение (43), получим
Согласно уравнению Стокса за время ? осядут все частицы размером ?, а за время ? 0 — все частицы размером ? 0, причем
где К = 18µ/(??) — коэффициент;
µ — коэффициент динамической вязкости топлива, Па·с;
?? — разность плотностей частицы и топлива, кг/м3;
H — высота оседания, м.
Подставив в выражение (45) ? и ?0, получим
Формулы (46) и (47) позволяют найти концентрацию загрязнений, %, в любом сечении отстойной цистерны и эффективность отстаивания в зависимости от вязкости топлива, времени отстаивания, высоты отстойной цистерны. На рис. 49 нанесены кривые изменения концентрации примесей, полученные для моторного топлива.
Для уточнения значений коэффициентов ?т и ? 0 в уравнении (47), удовлетворяющих топливам различных партий, были сопоставлены данные различных исследователей. При этом результаты различных опытов были приведены к длительности отстаивания, равной 8 ч.
Номограмма на рис. 51 построена для коэффициентов ?т = 1,4; ?0 = 80 мкм соответственно для воды и механических примесей. По номограмме в зависимости от требуемой эффективности отстаивания можно определить необходимую температуру подогрева и продолжительность отстаивания либо эффективность отстаивания при заданном времени по марке топлива и температуре подогрева.
Пример 1. Определить эффективность отстаивания партии моторного топлива, у которого при температуре подогрева t = 60 °С обеспечивается вязкость 25 мм2/с. При высоте отстойной цистерны H = 3 м эффективность отстаивания за 16 ч по воде равна 0,6; а по механическим примесям — 0,32.
Пример 2. Определить температуру подогрева топлива в отстойной цистерне, если необходимо удалить из топлива 80% всей воды, т. е. ? = 0,8, при высоте оседания Н = 3 м и продолжительности отстаивания не более 24 ч. Вязкостно-температурная характеристика топлива та же, что и в примере 1.
Для решения данной задачи из точки ? = 0,8 необходимо провести перпендикуляр до пересечения с линией II. Затем параллельно оси абсцисс провести линию до пересечения с кривой Н = 3 м и опустить перпендикуляр до пересечения с вязкостно-температурной характеристикой топлива. В нашем примере температура подогрева составит 65 °С.
Аналогично можно определить режимы отстаивания и эффективность для механических примесей.
|