Расчет диаметра регулировочной шайбы сепаратора
Очистку топлив, содержащих значительное количество воды, осуществляют в режиме пурификации.
При этом необходимо правильно выбрать размеры регулирования шайбы с тем, чтобы, с одной стороны, обеспечить эффективную сепарацию, с другой — не допустить выхода вместе с водой топлива.
Диаметр нейтрального слоя, м, по которому проходит поверхность раздела фаз «топливо — вода», вычисляют по формуле Г. И. Бремера
где D — максимальный диаметр тарелки, м;
dT — минимальный диаметр тарелки, м;
?т, ?в — соответственно доля топлива и воды в эмульсии (по объему).
Чтобы обеспечить непрерывный отвод из барабана сепаратора топлива и воды, необходимо соблюсти гидродинамическое равновесие потоков поступающего топлива и выходящего очищенного топлива и отделенной воды. Гидродинамическое равновесие обеспечивают с помощью регулировочной шайбы, диаметр которой определяют из условия равенства давления отделенной сепаратором воды на поверхность нейтрального слоя и давления на ту же поверхность топлива. Схему расчета регулировочной шайбы можно составить по рис. 56.
Должно быть соблюдено равенство
где р — давление на поверхность нейтрального слоя топлива, находящегося между уровнями А и В;
?рАВ — потери давления на участке, заключенном между поверхностями А и В;
рСВ —давление на поверхность нейтрального слоя В отделенной из топлива воды между уровнями, заключенными между поверхностями С и В;
АРве — потери давления при движении воды на участке, заключенном между поверхностями В и С.
Давления рАВ и рСВ определяют по выражениям
где ?т — плотность топлива, кг/м3;
? — угловая скорость, с-1;
rн, rт, rв — соответственно радиус нейтрального слоя, внутренний радиус слоя топлива и слоя отделенной воды, м.
Потери давления ?рАВ и ?рВС зависят от гидравлического сопротивления в пакете тарелок и потерь на входе и выходе на соответствующих участках. С учетом принятой схемы расчета размер регулировочной шайбы, м, может быть найден так:
где DH — диаметр нейтрального слоя, м;
?т, ?в — соответственно плотность топлива и отделенной воды;
dn — диаметр выходного патрубка, м.
С увеличением плотности топлива радиус регулировочной шайбы нужно уменьшать, а с уменьшением плотности — увеличивать.
Таким образом с увеличением в топливе доли воды размер регулировочной шайбы также необходимо увеличивать.
Размер регулировочной шайбы влияет на эффективность очистки топлива в сепараторе. С увеличением диаметра шайбы
Dш поверхность раздела фаз перемещается ближе к периферии барабана и эффективность очистки возрастает, а при уменьшении — эффективность падает.
Влияние размера шайбы на эффективность сепарации видно на рис. 57, где изображены зависимости относительной концентрации ес от вязкости топлива при диаметре шайбы, равном 110 и 120 мм. Практически в 2 раза изменяется ?с при различных шайбах. При слишком большом размере шайбы может быть перелив топлива. Следует отметить, при работе сепаратора в режиме пурификации производительность должна быть снижена для сохранения такой же степени очистки, что и в режиме кларификации, более чем на 30%.
Перед началом сепарации необходимо определить плотность нефтепродукта при температуре сепарации топлива. На каждой шайбе обычно нанесены 2 цифры: плотность нефтепродукта и соответствующий ей диаметр шайбы, мм.
Для примера ниже приведены рекомендуемые диаметры шайб и плотности топлива для сепаратора PX-309-OOF фирмы «Лаваль» при температуре сепарации 80—100 °С:
Если необходимо подобрать шайбу для сепарации топлива, у которого при 15,5 °С плотность равна 0,87, то ее внутренний диаметр должен быть 127 мм. При этом температура сепарации должна лежать в пределах 80—100 сС.
При подогреве топлива изменяется его плотность, что необходимо учитывать. Зависимости плотности моторного топлива от температуры изображена на рис. 58.
|