Системы очистки топлив
Отстаивание топлива является вспомогательным способом очистки, позволяющим уменьшить загрязненность топлива.
Основную очистку топлив необходимо осуществлять в очистителях, фильтрах, фильтрах-сепараторах и т. д. Следует иметь в виду, что от качества отстоя увеличивается срок службы фильтрующих элементов (если они сменные) или время между промывками фильтрующих элементов (если они восстанавливают свои свойства после промывки). Как показывает анализ для надежной работы судовых дизелей и систем топливоподготовки на судне, предварительная очистка топлив должна быть осуществлена па бункеровочной базе средствами очистки, тонкость фильтрации которых примерно 20 мкм.
Исследования, проведенные в ЛИВТ, фильтра типа ФГН на дизельном, газотурбинном топливах, смеси дизельного и моторного топлив показали, что тонкость фильтрации составляет примерно 20 мкм. Эксплуатационные испытания на одной из бункеровочных баз СЗРП показали также удобство в обслуживании этого фильтра и относительно длительный срок службы фильтрующих элементов. Все это дало основание рекомендовать фильтры типа ФГН к широкому применению на бункеровочных базах Минречфлота.
Установленные в настоящее время на многих бункеровочных базах фильтры-сепараторы типа СТ-500 целесообразно использовать только для очистки топлива от воды. Использование же фильтров-сепараторов СТ-500 для одновременной очистки топлива от воды и механических примесей нецелесообразно по той причине, что тонкость фильтрации 20 мкм, которую необходимо обеспечить на бункеровочных базах, эти фильтры не дают, а поверхность фильтрующего пакета, забитая механическими примесями, резко снижает эффективность удаления воды из топлива. Поэтому целесообразно топлива на бункеровочных базах очищать последовательно в два приема: сначала в фильтре для отделения механических примесей, а затем в фильтре, удаляющем воду.
Для удаления из топлива воды можно использовать фильтры-сепараторы типа СТ-500 или специально разработанные фильтры на основе материала ТПВФ-3. ЛИВТ разработал схемы очистки топлив на бункеровочных базах.
На рис. 45, а изображена схема очистки дизельного топлива применительно к бункеровочным базам типа Р16 и Р16К. Дизельное топливо, забираемое насосом 3 из емкости 1, проходит последовательную очистку сначала в фильтре 4 типа ФГН, где удаляются механические примеси, а затем в фильтре-сепараторе 5 типа СТ-500, где из топлива удаляется вода. Вместо фильтра-сепаратора может быть установлен фильтр, набранный из фильтрующих элементов из материала ТПВФ-3. Для забора топлива предназначен плавающий шарнирный приемник 2.
На рис. 45, б приведена принципиальная схема очистки дизельного топлива для бункеровочных баз, оборудованных мерниками. Дизельное топливо из резервуара 1 через поплавковый приемник 2 забирает насос 3. Пройдя фильтр ФГН-4 и фильтр-сепаратор СТ-500-5 или фильтр из ТПВФ-3, топливо попадает в мерник 6, а оттуда на судно.
На рис. 46 изображена схема для приготовления на бункеровочной базе смеси дизельного и моторного топлив. В схеме предусмотрена и выдача судам дизельного топлива.
В этом случае его очищают последовательно в фильтрах ФГН-3 и фильтрах-сепараторах СТ-500-4 или в фильтре из материала ТПВФ-3. Но возможны также выдача только моторного топлива при очистке его в фильтре ФГН и смеси топлив, очищенной в фильтре ФГН. Эта схема выполнена применительно к бункеровочным базам пр. 607Б и Р72. Для смешения топлив предназначен диспергатор-смеситель 5. На схеме обозначено: 1 — цистерна дизельного топлива; 2 — насосы; 3 — фильтр ФГН; 4 — фильтр СТ-500; 6 — цистерна моторного топлива.
Принципиальная схема смешения и очистки топлива применительно к бункеровочным базам пр. 498 и 607, где установлены вакуум-баллоны, приведена на рис. 47. В этой схеме предусмотрена только фильтрация топлива через фильтр ФГН. Па схеме обозначено: 1 — цистерна дизельного топлива; 2 — смеситель; 3 — вакуум-баллоны; 4 — фильтр ФГН; 5 — цистерна моторного топлива.
При выявлении некондиционности топлива, хранящегося на бункеровочной базе, оно может быть восстановлено до требований стандарта при наличии соответствующих средств и оборудования. При восстановлении качества топлива вначале его очищают путем отстаивания в емкостях, а затем в фильтрах. При этом температура подогрева должна быть Для дизельного и газотурбинного примерно 40— 50 °С, а моторного 65—70 °С. Длительность отстаивания не должна быть менее 24 ч. Отстой, образовавшийся в нижней части емкости, удаляют. В случае образования стойкой водотопливной эмульсии последнюю удаляют в емкость сбора отходов топлива, затем сжигают в котле. Для контроля эффективности очистки топлива пробы берут из верхнего и нижнего слоев. Об обезвоживании судят по отсутствию воды в пробе, взятой из нижнего слоя топлива.
|