Главное меню

Системы очистки топлив

Системы очистки топлив

Отстаивание топлива является вспомогательным спосо­бом очистки, позволяющим уменьшить загрязненность топлива.

Основную очистку топлив необходимо осуществ­лять в очистителях, фильтрах, фильтрах-сепараторах и т. д. Следует иметь в виду, что от качества отстоя увеличи­вается срок службы фильтрующих элементов (если они сменные) или время между промывками фильтрующих элементов (если они восстанавливают свои свойства после промывки). Как показывает анализ для надежной работы судовых дизелей и систем топливоподготовки на судне, предварительная очистка топлив должна быть осуществле­на па бункеровочной базе средствами очистки, тонкость фильтрации которых примерно 20 мкм.

Исследования, проведенные в ЛИВТ, фильтра типа ФГН на дизельном, газотурбинном топливах, смеси дизельного и моторного топлив показали, что тонкость фильтрации составляет примерно 20 мкм. Эксплуатационные испытания на одной из бункеровочных баз СЗРП показали также удоб­ство в обслуживании этого фильтра и относительно дли­тельный срок службы фильтрующих элементов. Все это да­ло основание рекомендовать фильтры типа ФГН к широкому применению на бункеровочных базах Минречфлота.

Установленные в настоящее время на многих бункеро­вочных базах фильтры-сепараторы типа СТ-500 целесооб­разно использовать только для очистки топлива от воды. Использование же фильтров-сепараторов СТ-500 для одно­временной очистки топлива от воды и механических приме­сей нецелесообразно по той причине, что тонкость фильтра­ции 20 мкм, которую необходимо обеспечить на бункеровочных базах, эти фильтры не дают, а поверхность фильт­рующего пакета, забитая механическими примесями, резко снижает эффективность удаления воды из топлива. Поэто­му целесообразно топлива на бункеровочных базах очищать последовательно в два приема: сначала в фильтре для от­деления механических примесей, а затем в фильтре, уда­ляющем воду.

Для удаления из топлива воды можно использовать фильтры-сепараторы типа СТ-500 или специально разра­ботанные фильтры на основе материала ТПВФ-3. ЛИВТ разработал схемы очистки топлив на бункеровочных базах.

Схема очистки дизельного топлива на бункеровочных базах

На рис. 45, а изображена схема очистки дизельного топлива применительно к бункеровочным базам типа Р16 и Р16К. Дизельное топливо, забираемое насосом 3 из емко­сти 1, проходит последовательную очистку сначала в филь­тре 4 типа ФГН, где удаляются механические примеси, а затем в фильтре-сепараторе 5 типа СТ-500, где из топлива удаляется вода. Вместо фильтра-сепаратора может быть установлен фильтр, набранный из фильтрующих элементов из материала ТПВФ-3. Для забора топлива предназначен плавающий шарнирный приемник 2.

На рис. 45, б приведена принципиальная схема очистки дизельного топлива для бункеровочных баз, оборудован­ных мерниками. Дизельное топливо из резервуара 1 через поплавковый приемник 2 забирает насос 3. Пройдя фильтр ФГН-4 и фильтр-сепаратор СТ-500-5 или фильтр из ТПВФ-3, топливо попадает в мерник 6, а оттуда на судно.

На рис. 46 изображена схема для приготовления на бункеровочной базе смеси дизельного и моторного топлив. В схеме предусмотрена и выдача судам дизельного топлива.

Схема системы приготовления и очистки топливных смесей на бункеровочных базах

В этом случае его очищают последовательно в фильтрах ФГН-3 и фильтрах-сепараторах СТ-500-4 или в фильтре из материала ТПВФ-3. Но возможны также выдача только моторного топлива при очистке его в фильтре ФГН и смеси топлив, очищенной в фильтре ФГН. Эта схема выполнена применительно к бункеровочным базам пр. 607Б и Р72. Для смешения топлив предназначен диспергатор-смеситель 5. На схеме обозначено: 1 — цистерна дизельного топлива; 2 — насосы; 3 — фильтр ФГН; 4 — фильтр СТ-500; 6 — цистерна моторного топлива.

Схема системы приготовления и очистки топливных смеей для бункеровочных баз пр.498 и 607

Принципиальная схема смешения и очистки топлива применительно к бункеровочным базам пр. 498 и 607, где установлены вакуум-баллоны, приведена на рис. 47. В этой схеме предусмотрена только фильтрация топлива через фильтр ФГН. Па схеме обозначено: 1 — цистерна дизельного топлива; 2 — смеситель; 3 — вакуум-баллоны; 4 — фильтр ФГН; 5 — цистерна моторного топлива.

При выявлении некондиционности топлива, храняще­гося на бункеровочной базе, оно может быть восстановлено до требований стандарта при наличии соответствующих средств и оборудования. При восстановлении качества топ­лива вначале его очищают путем отстаивания в емкостях, а затем в фильтрах. При этом температура подогрева долж­на быть Для дизельного и газотурбинного примерно 40— 50 °С, а моторного 65—70 °С. Длительность отстаивания не должна быть менее 24 ч. Отстой, образовавшийся в ниж­ней части емкости, удаляют. В случае образования стойкой водотопливной эмульсии последнюю удаляют в емкость сбо­ра отходов топлива, затем сжигают в котле. Для контроля эффективности очистки топлива пробы берут из верхнего и нижнего слоев. Об обезвоживании судят по отсутствию во­ды в пробе, взятой из нижнего слоя топлива.