Различные средства и технологические схемы очистки тяжелых топлив
Различные средства и технологические схемы очистки сопоставляют по показателям сравнительной оценки:
физико-техническим:
относительной концентрации ? = С1/С0 (С1, С0 — соответственно концентрация примесей после прохождения очистителя и до него);
диаметру частиц (максимальный размер частиц примесей, оставшихся в топливе после прохождения очистителя) dкр;
времени ?, затраченному на очистку топлива заданного объема;
технико-экономическим;
потерям топлива при очистке Вп;
затратам труда Вт-з;
затратам энергии Вэн;
строительной стоимости Вст.
При сопоставлении по величине ? следует иметь в виду, что сравнивать различные агрегаты очистки можно только при работе их на топливе одной марки. Значение dкр определяет качественную сторону процесса очистки. Поэтому необходимо сопоставлять размеры частиц одинакового происхождения, т. е. разграничивать частицы песка, органики и т. д., отличающиеся плотностью. При рассмотрении различных технологических схем очистки удобно сопоставлять по времени ?, затраченному на очистку топлива заданного объема, задаваясь определенными значенями ? или dкр. В связи с тем что физико-технические критерии ?, dкр, ? взаимосвязаны, в каждом конкретном случае необходимо выяснить, какой критерий является определяющим.
Очистка тяжелых топлив сопровождается потерями их горючей части, уходящей в шлам. Это в целом приводит к увеличению удельного расхода топлива на энергетическую установку. При равенстве других показателей критерий Вп решающий.
Из сопоставления методов очистки тяжелых топлив по различным показателям сравнительной оценки видно, что у сепараторов и фильтрационных установок при очистке топлива от механических примесей значения dкр равны. Однако по удалению воды при работе на отечественных топливах фильтрационные установки менее эффективны, чем центробежные сепараторы, поэтому, в настоящее время, ограничиваться в системе топливоподготовки одной фильтрацией нельзя. В этом случае необходимо устанавливать центробежный сепаратор.
На рис. 41 представлена рекомендуемая ЛИВТ технологическая схема топливоподготовки для судов отечественной постройки, двигатели которых приспособлены для работы на тяжелых топливах: моторном ДТ и флотском мазуте Ф5.
Технологическая схема топливоподготовки состоит из линии I дизельного топлива и линии II тяжелого топлива. Линия I должна быть укомплектована путевым фильтром из водопоглощающего материала.
Тяжелое топливо, предварительно очищенное от воды и механических примесей в отстойной цистерне 9, насос 7 подает на подогреватель 8, где вязкость топлива снижается до 12 мм2/с, требуемой по условиям центробежной сепарации. Далее топливо поступает в сепаратор 10, а затем в расходную цистерну 11 тяжелого топлива (линия II). Система трубопроводов и запорных клапанов обеспечивает работу двухтопливной системы в следующих режимах:
очистку дизельного топлива при его повышенном обводнении в центробежном сепараторе и затем в путевом фильтре;
очистку тяжелого топлива в отстойной цистерне, а затем в центробежном сепараторе;
очистку дизельного топлива только в центробежном сепараторе 10, установленном на линии тяжелого топлива II. Использование центробежного сепаратора тяжелого топлива 10 для очистки дизельного топлива можно объяснить спецификой фильтрующего материала путевого фильтра, который, впитав в себя воду до известного предела, далее
уже перестает ее удалять из топлива. В этом случае необходимо вывести фильтр из эксплуатации и удалить поглощенную им воду. Поэтому при повышенном обводнении дизельного топлива целесообразна центробежная очистка. В этом случае насос 7 забирает топливо из цистерны запаса 4, которое после очистки без подогрева в сепараторе при производительности, равной 80—90% номинальной, направляется в расходную цистерну или дополнительно очищается в фильтре 2.
В системе топливоподготовки предусмотрена возможность повторной сепарации тяжелого топлива 6, отстой- пая 9 и расходная 11 цистерны, а также шламовая цистерна 12 оборудованы змеевиками подогрева. В цистерне запаса 6 рекомендуется применять местный подогрев топлива в районе приемного патрубка. Подогревать топливо в цистернах можно паром давлением до 0,5 МПа или горячей водой. В целях снижения потерь теплоты и предупреждения ожогов рекомендуется изолировать отстойную и расходную цистерны тяжелого топлива.
Для системы топливоподготовки рекомендуется применять следующее комплектующее оборудование:
центробежный сепаратор 10 самоочищающегося типа, автоматизированный, поминальной производительностью 2,5—3,0 м3/ч при общей мощности главных двигателей от 800 до 2500 кВт или 4,5—5,0 м3/ч — при их мощности до 5000 кВт;
фильтр 2 топливный путевой, сдвоенный, с фильтрующими элементами, обеспечивающими поглощение из дизельного топлива воды до «следов» и тонкость фильтрации 10 мкм;
подогреватель топлива 8, теплоноситель — горячая вода до 103 °С или пар давлением не более 0,5 МПа, обеспечивающий максимальный тепловой поток не менее 18— 24 кВт;
топливоперекачивающие насосы с подачей 3—5 м3/ч для дизельного топлива и 8—10 м3/ч для тяжелого топлива;
отстойная цистерна 9 такой вместимости, чтобы время отстаивания топлива было не менее 10 ч. При общей мощности главных двигателей 800—2500 кВт вместимость цистерны соответственно должна быть 3—6 м3;
расходная цистерна 11 тяжелого топлива такой вместимости, чтобы время работы главных двигателей без пополнения цистерны топливом составляло не менее 8 ч. Для расходной цистерны 1 дизельного топлива время работы без пополнения рекомендуется принимать 4 ч. При общей мощности главных двигателей 800—2500 кВт вместимость расходной цистерны тяжелого топлива рекомендуется принимать соответственно 3—6 м3, а цистерны дизельного топлива — 1,5—3,0 м3;
шламовая цистерна, предназначенная для сбора отстоя из топливных цистерн и шлама после центробежной очистки. Для судов мощностью 800—2550 кВт вместимость шламовой цистерны рекомендуется принимать примерно 1,5— 2,5 м3;
для повышения надежности системы топливоподготовки наряду с основным должен быть установлен резервный сепаратор топлива такого же типа. При подключении резервного сепаратора необходимо обеспечить возможность одновременной параллельной работы обоих сепараторов в режиме пурификации при их фактической производительности 50% номинальной. Топливоподкачивающие насосы 3 и 5 резервируют насосы центробежных сепараторов.
На судах Минречфлота рекомендуется общая схема системы топливоподачи главных двигателей. В этом случае для всех главных двигателей общими являются топливо- перекачивающие насосы, подогреватель топлива, путевой фильтр и устройства для переключения двигателей с одного вида топлива на другое. Топливоперекачивающие насосы рекомендуется применять шестеренного типа с подачей, превышающей расход топлива главными двигателями при их работе на номинальном режиме в 2,5—3,0 раза.
Фильтр тонкой очистки перед двигателем должен быть самоочищающего типа с тонкостью фильтрации 5—8 мкм.
В системе питания необходимо предусмотреть расходомер ротационного типа с цифровой индикацией для измерения расхода дизельного и тяжелого топлива до 500 л/ч.
Рекомендуемая ЛИВТ технологическая схема очистки топлива на судах для стран СЭВ (рис. 42) состоит из линии дизельного топлива I и линии тяжелого топлива II. Линия дизельного топлива укомплектована центробежным сепаратором 3 самоочищающегося типа, линия тяжелого топлива — отстойной цистерной 2, подогревателем 5 и фильтрационной установкой 6.
Запорная арматура и система трубопроводов предусмотрены так, что агрегаты очистки могут работать последовательно. В этом случае тяжелое топливо, очищенное в отстойной цистерне, затем через подогреватель 4 поступает на очистку в центробежный сепаратор 3, установленный на линии тяжелого топлива, и далее в фильтрационную установку 6.
Тяжелое топливо при обводненности до 3 % предварительно очищают в отстойной цистерне, а затем в фильтрационной установке. Дизельное топливо очищают в центробежном сепараторе.
Как показали результаты испытаний, фильтрационная установка фирмы «Софранс» при обводненности топлива до 3 % обеспечивает па выходе обводненность не более 0,5 %. В работающем тяжелом топливе можно допустить большую, нежели в дизельном обводненность, так как частицы воды обволакиваются смолистыми веществами, находящимися м достаточном количестве в тяжелом топливе, и при поступлении в топливную аппаратуру не соприкасаются с прецизионными деталями топливного насоса.
При аварийной (более 3 %) обводненности тяжелое топливо направляют в отстойную цистерну, где оно частично освобождается от воды. Затем топливо поступает в центробежный сепаратор, установленный на линии дизельного топлива. Сепаратор настраивают на повышенную производительность, равную Q= (0,9?1,0)Qн так как в данном случае основная задача — удалить воду из топлива, причем сепаратор может только частично уменьшить долю воды, после чего топливо направляют на фильтрационную установку, где оно окончательно очищается от воды и механических примесей. Перед фильтрацией топливо подогревают в подогревателе фильтрационной установки. Работой сепаратора при аварийной обводненности на повышенной производительности преследуют 2 цели. Во-первых, уменьшается время использования сепаратора, установленного на линии дизельного топлива; во-вторых, при повышенной производительности разделяющий фактор сепаратора меньше, поэтому меньше потери тяжелого топлива при очистке. Кроме того, вода при центробежной очистке удаляется быстрее, чем механические примеси, что также говорит о целесообразности повышенной производительности.
При выходе из строя фильтрационной установки тяжелое топливо из цистерны запаса может быть подано насосом в отстойную цистерну, а после отстаивания на подогреватель и в сепаратор. В этом случае сепаратор должен работать с производительностью, при которой максимально удаляются из топлива вода и механические примеси. Затем очищенное топливо поступает в расходную цистерну тяжелого топлива.
При выходе из строя топливоперекачивающего насоса в качестве резервного можно использовать насос сепаратора. В этом случае тяжелое топливо насос сепаратора забирает из цистерны запаса.
Основное комплектующее оборудование, которое рекомендуется применять для систем топливоподготовки, в основном не отличается по характеристикам от оборудования для судов отечественной постройки: сепаратор, подогреватель, насосы, отстойная и расходная цистерны с такими же характеристиками. Автоматизированная фильтрационная установка должна удалять механические примеси (тонкость фильтрации 10 мкм) и воду (до «следов») при исходной доли ее не более 3%. Номинальная производительность фильтрационной установки 1—2 м3/ч. В состав ее должны входить подогреватель и насос.
Рекомендуется общая схема системы топливоподачи двигателей. Характеристики основного комплектующего оборудования, топливоподкачивающих насосов, подогревателя, фильтра тонкой очистки, расходомера должны быть такими же, как и характеристики системы топливоподачи для судов отечественной постройки. Отличается система вискозиметром, который должен быть автоматизирован. Диапазон регулирования вязкости от 4 до 12 мм2/с.
В табл. 24 приведены основные характеристики рекомендуемого комплектующего оборудования.
|