Судовые двигатели

Главная Судовые паровые турбины Конденсационные устройства Общее устройство и конструкции основных деталей конденсатора
Общее устройство и конструкции основных деталей конденсатора

На рис. 49 и 50 показаны общий вид и разрезы главного кон­денсатора ТЗА сухогруза типа «Ленинский комсомол». Конденса­тор двухпроточный, двухходовой, регенеративного типа располо­жен под турбиной низкого давления. Основными деталями конден­сатора являются: корпус 31, передняя 21 и задняя 14 водяные камеры с крышками, трубные доски 39, трубки охлаждения 35 и сборник конденсата 1. Поступающий вместе с паром и через раз­личные неплотности установки воздух после охлаждения в конден­саторе отсасывается через трубы 7 и тройник 9 паровым эжектором, поддерживающим необходимое разрежение в конденсаторе. Конденсат из сборника забирается через патрубок 2 конденсатным насосом. Уровень конденсата поддерживается автоматическим регулятором уровня и контролируется по водоуказательному при­бору 3. Конденсатор разделен на две половины, каждая из кото­рых прокачивается забортной водой от отдельных насосов. По­средством задвижки 22 предусмотрена возможность работы одного циркуляционного насоса на обе половины конденсатора. По движе­нию охлаждающей забортной воды — конденсатор двухходовой.

Общий вид главного конденсатора ТЗА сухогруза типа "Ленинский комсомол"

Разрезы главного конденсатора

Корпус конденсатора сварной конструкции, с наружной сто­роны приварены поперечные Т-образные ребра жесткости 32. Для увеличения жесткости к горловине 17 приварены три ряда про­дольных ребер 18 и специальные ребра 27. Фланец 29 присоединя­ется электросваркой к выпускной части турбины и усиливает же­сткость горловины. Внутреннее центральное продольное ребро 28 приварено к фронтальным листам 30. На наружных листах боко­вых стенок корпуса находятся два коллектора 34 для отвода ох­лажденного воздуха. С наружной стороны к корпусу присоеди­нены патрубки с фланцами продувки турбины 16, подвода конден­сата первой 19 и второй 20 ступеней эжектора, рециркуляции кон­денсата 24, лаз 10 и другие фланцы и штуцеры для присоединения арматуры и контрольно-измерительных приборов.

Трубки охлаждения размером 19X16 мм имеют ромбическое расположение. Для регенерации и равномерного распределения пара между двумя пучками трубок имеется свободный централь­ный проход. Для лучшего подвода пара к нижней части пучка установлены направляющие листы 36. Со стороны входа воды трубки развальцованы в трубных досках, а со стороны выхода воды уплотнены кольцами из свинцовой фольги и фибры. Трубки поддерживаются по длине, с целью уменьшения вибрации, пере­городками 42. Для охлаждения отсасываемой эжектором паровоз­душной смеси часть трубок отделена экраном 33.

Трубные доски крепят к фланцам 41 корпуса конденсатора специальными шпильками 37. Этими же шпильками крепят крышки водяных камер. Между трубной доской и фланцем корпуса для уплотнения устанавливается прокладка 40 из клингерита или из парусины на сурике, а между трубной доской и фланцами водя­ных камер — прокладка 38 из листовой резины. Для предотвраще­ния разъедания трубных досок, сальниковых втулок и трубок от электролитического действия морской воды предусмотрены цин­ковые протекторы 45, которые соединены специальными шпиль­ками 48 и гайками 46 и 47 с крышками 13 люка водяных камер. При заполнения водяных камер морской водой возникает гальва­ническая пара, в которой трубная доска является катодом, а про­тектор — анодом. Электрический ток с трубной доски через мед­ную пластину 44, плотно присоединенную болтами 43, корпус во­дяной камеры, крышку люка и шпильку поступает на протектор. Протектор будет разрушаться, а защищаемые детали конденса­тора не будут подвержены повреждению.

Крышки и водяные камеры современных конденсаторов отли­вают из чугуна. Внутреннюю поверхность покрывают специальной краской, способной противостоять действию морской воды. На не­которых установках применяют также вулканизацию камер. Ка­мера 21 имеет патрубки для подвода 5 и 12 и отвода 8 и 11 цир­куляционной воды, а также воздушные 15 и спускные краники 23. На водяных камерах расположены люки 6 с крышками для осмотра, очистки, а в случае необходимости,— и для глушения трубок.

Конденсатор устанавливают под ТНД турбоагрегата трубками поперек ее оси. Приемный патрубок приварен к выпускному патрубку турбины, а снизу поддерживается четырьмя пружинными опорами 4. Для сохранения неизменного положения конденсатора при бортовой качке, внизу корпуса имеются две направляющие шпонки 26, которые ограничивают боковое перемещение кронш­тейнами 25, расположенными на судовом фундаменте. Шпонки и кронштейны также позволяют конденсатору перемещаться по вер­тикали и вдоль оси турбины. В некоторых установках конденса­тор прикреплен к фундаменту болтами и между ним и турбиной установлены волнистые компенсаторы или телескопические соеди­нения.

Корпус конденсатора изготовляют из листов мягкой углеро­дистой стали методом сварки. Крышки и водяные камеры отли­вают из чугуна. Трубные доски конденсаторов изготовляют из катаной латуни, хорошо сопротивляющейся действию морской воды. Толщина трубных досок зависит от размеров и конструкции конденсатора и колеблется от 20 до ЗО млі. Трубные доски вы­полняют из оловянистой латуни, трубки современных конденсато­ров — из медно-никелевого сплава, мельхиора, специальной алю­миниевой латуни или монель-металла. Размеры трубок стандарти­зированы.

На быстроходных судах применяют также самопроточные кон­денсаторы, у которых забортная охлаждающая вода поступает са­мотеком благодаря движению судна (рис. 51). На стоянке, на ма­лых и на заднем ходах подача воды обеспечивается циркуляцион­ным насосом 1 небольшой производительности.