На рис. 49 и 50 показаны общий вид и разрезы главного конденсатора ТЗА сухогруза типа «Ленинский комсомол».
Конденсатор двухпроточный, двухходовой, регенеративного типа расположен под турбиной низкого давления. Основными деталями конденсатора являются: корпус 31, передняя 21 и задняя 14 водяные камеры с крышками, трубные доски 39, трубки охлаждения 35 и сборник конденсата 1. Поступающий вместе с паром и через различные неплотности установки воздух после охлаждения в конденсаторе отсасывается через трубы 7 и тройник 9 паровым эжектором, поддерживающим необходимое разрежение в конденсаторе. Конденсат из сборника забирается через патрубок 2 конденсатным насосом. Уровень конденсата поддерживается автоматическим регулятором уровня и контролируется по водоуказательному прибору 3. Конденсатор разделен на две половины, каждая из которых прокачивается забортной водой от отдельных насосов. Посредством задвижки 22 предусмотрена возможность работы одного циркуляционного насоса на обе половины конденсатора. По движению охлаждающей забортной воды — конденсатор двухходовой.
Корпус конденсатора сварной конструкции, с наружной стороны приварены поперечные Т-образные ребра жесткости 32. Для увеличения жесткости к горловине 17 приварены три ряда продольных ребер 18 и специальные ребра 27. Фланец 29 присоединяется электросваркой к выпускной части турбины и усиливает жесткость горловины. Внутреннее центральное продольное ребро 28 приварено к фронтальным листам 30. На наружных листах боковых стенок корпуса находятся два коллектора 34 для отвода охлажденного воздуха. С наружной стороны к корпусу присоединены патрубки с фланцами продувки турбины 16, подвода конденсата первой 19 и второй 20 ступеней эжектора, рециркуляции конденсата 24, лаз 10 и другие фланцы и штуцеры для присоединения арматуры и контрольно-измерительных приборов.
Трубки охлаждения размером 19X16 мм имеют ромбическое расположение. Для регенерации и равномерного распределения пара между двумя пучками трубок имеется свободный центральный проход. Для лучшего подвода пара к нижней части пучка установлены направляющие листы 36. Со стороны входа воды трубки развальцованы в трубных досках, а со стороны выхода воды уплотнены кольцами из свинцовой фольги и фибры. Трубки поддерживаются по длине, с целью уменьшения вибрации, перегородками 42. Для охлаждения отсасываемой эжектором паровоздушной смеси часть трубок отделена экраном 33.
Трубные доски крепят к фланцам 41 корпуса конденсатора специальными шпильками 37. Этими же шпильками крепят крышки водяных камер. Между трубной доской и фланцем корпуса для уплотнения устанавливается прокладка 40 из клингерита или из парусины на сурике, а между трубной доской и фланцами водяных камер — прокладка 38 из листовой резины. Для предотвращения разъедания трубных досок, сальниковых втулок и трубок от электролитического действия морской воды предусмотрены цинковые протекторы 45, которые соединены специальными шпильками 48 и гайками 46 и 47 с крышками 13 люка водяных камер. При заполнения водяных камер морской водой возникает гальваническая пара, в которой трубная доска является катодом, а протектор — анодом. Электрический ток с трубной доски через медную пластину 44, плотно присоединенную болтами 43, корпус водяной камеры, крышку люка и шпильку поступает на протектор. Протектор будет разрушаться, а защищаемые детали конденсатора не будут подвержены повреждению.
Крышки и водяные камеры современных конденсаторов отливают из чугуна. Внутреннюю поверхность покрывают специальной краской, способной противостоять действию морской воды. На некоторых установках применяют также вулканизацию камер. Камера 21 имеет патрубки для подвода 5 и 12 и отвода 8 и 11 циркуляционной воды, а также воздушные 15 и спускные краники 23. На водяных камерах расположены люки 6 с крышками для осмотра, очистки, а в случае необходимости,— и для глушения трубок.
Конденсатор устанавливают под ТНД турбоагрегата трубками поперек ее оси. Приемный патрубок приварен к выпускному патрубку турбины, а снизу поддерживается четырьмя пружинными опорами 4. Для сохранения неизменного положения конденсатора при бортовой качке, внизу корпуса имеются две направляющие шпонки 26, которые ограничивают боковое перемещение кронштейнами 25, расположенными на судовом фундаменте. Шпонки и кронштейны также позволяют конденсатору перемещаться по вертикали и вдоль оси турбины. В некоторых установках конденсатор прикреплен к фундаменту болтами и между ним и турбиной установлены волнистые компенсаторы или телескопические соединения.
Корпус конденсатора изготовляют из листов мягкой углеродистой стали методом сварки. Крышки и водяные камеры отливают из чугуна. Трубные доски конденсаторов изготовляют из катаной латуни, хорошо сопротивляющейся действию морской воды. Толщина трубных досок зависит от размеров и конструкции конденсатора и колеблется от 20 до ЗО млі. Трубные доски выполняют из оловянистой латуни, трубки современных конденсаторов — из медно-никелевого сплава, мельхиора, специальной алюминиевой латуни или монель-металла. Размеры трубок стандартизированы.
На быстроходных судах применяют также самопроточные конденсаторы, у которых забортная охлаждающая вода поступает самотеком благодаря движению судна (рис. 51). На стоянке, на малых и на заднем ходах подача воды обеспечивается циркуляционным насосом 1 небольшой производительности.
|