Контурная продувка

Контурная продувка, в свою очередь, может быть подразделена, в зависимости от расположения окон в цилиндре, на следующие наиболее распространенные группы:

Поперечная щелевая продувка (фиг. 74, а). Здесь выпускные окна расположены против продувочных, причем по высоте (в направлении хода поршня) выпускные окна превышают продувочные. Это сделано для лучшей очистки цилиндра от отрабо­тавших газов. Частичное вытеснение поршнем через выпускные окна воздуха после закрытия продувочных окон служит, однако, причиной утечки свежего заряда, что ведет к уменьшению мощности двигателя. Преимуществом этого типа продувки является простота конструк­ции, эксплуатации (нет клапанов) и надежность работы. Поэтому рассмотренный тип продувки широко применяется в современных двигателях.

Петлевая продувка (фиг. 74, б). Выпускные — верх­ние и продувочные — нижние окна расположены в два ряда один над другим. В конце рабочего хода кромкой днища поршня сначала открываются выпускные окна, а при дальнейшем ходе и продувоч­ные. Продувочные окна наклонены вниз, почему воздух, поступаю­щий .в цилиндр, направляется вниз, обтекает вогнутую поверхность поршня и далее, двигаясь в верхнюю часть цилиндра и описывая петлю, вытесняет продукты сгорания через выпускные окна. При дви­жении поршня вверх сначала закрываются продувочные окна, а затем выпускные, т. е. так же как и при поперечной щелевой про­дувке. Преимущества и недостатки этих двух типов продувок оди­наковы. Рассматриваемый тип продувки распространен в двигателях большой мощности.

Клапанная поперечная продувка (фиг. 74, в). Здесь продувочные и выпускные окна располагаются против друг друга, а высота этих окон одинакова.

'

Схемы различных типов продувки

Окна для продувки наклонены вверх и соединены с автоматическим клапаном 4, регулирующим впуск воздуха в цилиндр. Кромкой днища поршня открываются одновременно выпускные 2 и продувочные 3 окна, начинается выпуск отработавших газов; воздух же пойдет лишь тогда, когда давление в цилиндре сделается несколько ниже давления в ресивере 5 и когда клапан откроет окна 3 вследствие разности давлений. При движении поршня вверх продувка прекратится одновременно с прекращением выпуска, т. е. с момента, когда поршень перекроет эти окна; после этого начинается сжатие.

В связи с более поздним закрытием продувочных окон по сравне­нию с вышеописанными продувками, расход воздуха при данной про­дувке меньше, а количество свежего заряда, поступающего за цикл, а следовательно, и мощность, будут больше.

Клапанная поперечная продувка с высо­той продувочных окон большей, чему выпускных (фиг. 74, г). Здесь выпускные и продувочные окна располо­жены против друг друга, причем продувочный воздух поступает через двойной ряд окон, наклоненных кверху. Верхний ряд проду­вочных окоп 3 закрывается автоматическим клапаном 4. Когда при движении поршня вниз откроется верхний ряд продувочных окон, а затем выпускные окна 2, то отработавшие газы начнут вытекать в атмосферу, а воздух подаваться не будет, так как клапан при этом будет закрыт. При дальнейшем движении поршень открывает ниж­ние продувочные окна 3 и одновременно открывается автоматический клапан 4, так как к этому времени давление в ресивере 5 окажется больше понизившегося давления в цилиндре. Поэтому воздух начнет поступать в цилиндр одновременно через оба ряда продувочных оком, вытесняя отработавшие газы. При движении поршня вверх сначала закроются нижние продувочные окна, а затем выпускные. Верхние же продувочные окна останутся открытыми, и через них воздух продол­жает поступать до тех пор, пока поршень их не закроет; затем начи­нается процесс сжатия.

При этом способе продувки в цилиндр поступает добавочная пор­ция свежего заряда воздуха при давлении, соответствующем давле­нию в ресивере, что при прочих равных условиях повышает мощность двигателя по сравнению со всеми рассмотренными выше типами продувки.