Устройства для продувки и наддува подразделяются на объемные и лопаточные.
Объемные нагнетатели работают на том принципе, что в них воздух или горючая смесь, заполняя определенный замкнутый объем, выталкивается в нагнетательную полость. Они расчленяются на поршневые и ротационные.
Устройство поршневых нагнетателей общеизвестно. Применение их в качестве нагнетателей весьма ограничено. Объясняется это тем, что преимущество поршневых нагнетателей —высокий к. п. д., не компенсирует их недостатков: сложности и дороговизны конструкции, неуравновешенности, большого веса, значительного расхода масла и пр.
Наибольшее распространение получили ротационные нагнетатели.
На фиг. 151 представлена схема пластинчатого ротационного нагнетателя. Ротор 2, расположенный эксцентрично в корпусе 1, имеет продольные прорези. В них вставлены стальные пластины 3, свободно скользящие в своих пазах. При вращении ротора пластины под воздействием центробежной силы выдвигаются и прижимаются к внутренней поверхности корпуса нагнетателя. Таким образом, каждая пара пластин образует замкнутый объем, который изменяется во время вращения ротора. При этом из полости всасывания захватывается воздух, который, располагаясь между двумя пластинами, по мере уменьшения объема сжимается и нагнетается через патрубок.
На фиг. 152 представлены схемы некоторых роторно-зубчатых нагнетателей. Роторы этих нагнетателей представляют собой зубчатые колеса особого профиля. Зубцы выполняются прямыми или винтовыми и их число обычно не превышает четырех. При вращении роторов порции воздуха, захватываемые из полости всасывания, переносятся в пространство нагнетания без сжатия. Воздух сжимается лишь при сообщении его с пространством нагнетания, где уже имеется сжатый воздух; происходит выравнивание давления — внешнее сжатие.
Эти нагнетатели дают небольшие степени повышения давления, так как в противном случае к.п.д. их резко падает. Кроме того, работа таких нагнетателей сопровождается сильным шумом.
Более совершенный процесс сжатия осуществляется у роторных винтовых нагнетателей.
Основной причиной их сравнительно небольшого распространения является громоздкость и большой вес.
Лопаточные нагнетатели подразделяются на центробежные и осевые.
Наибольшее распространение имеют приводные центробежные нагнетатели. На фиг. 153 представлена схема
такого нагнетателя. Основой его является рабочее колесо 3, представляющее собой диск с радиальными лопатками 4. Он приводится во вращение с числом оборотов 2000—80 ООО в минуту через редуктор 7. При вращении рабочего колеса воздух, находящийся междулопатками, центробежной силой отбрасывается с большой скоростью к периферии рабочего колеса и дальше, по окружающему колесо диффузору 5, в спиральную улитку 6. Таким образом, перед вращающимся рабочим колесом создается разрежение, вследствие чего воздух направляется к нему через патрубок 1. В диффузоре, где проходное сечение постепенно увеличивается, скорость воздуха уменьшается, а давление возрастает — происходит преобразование кинетической энергии в потенциальную. Чтобы вход воздуха происходил без удара о вращающиеся лопатки колеса, относительная входная его скорость должна быть направлена по касательной к входной кромке лопатки. С этой целью устанавливается направляющий аппарат 2.
Выходящий из корпуса поток воздуха обычно еще обладает значительной скоростью, которую можно перевести в дополнительное давление соответствующим устройством канала, связывающего нагнетатель со сборником, распределяющим воздух по цилиндрам двигателя.
Центробежные нагнетатели имеют преимущественное распространение вследствие их малых габаритов и веса по сравнению с другими нагнетателями при высоком коэффициенте полезного действия.
В отличие от центробежных нагнетателей, где направление движения воздуха, захваченного рабочим колесом, является радиальным, в осевых нагнетателях воздух движется параллельно их оси.
На фиг. 154 представлена схема осевого нагнетателя. Здесь ротор 1 располагается в корпусе 2, сообщающемся со всасывающей полостью 5 и нагнетательным патрубком 6. Ротор осевого нагнетателя представляет собой барабан, на котором по окружности укреплены лопатки 4.
Перед вращающимися рабочими лопатками находятся неподвижные, укрепленные в корпусе лопатки 3 направляющего аппарата.
Совокупность одного ряда рабочих лопаток ротора и последующего одного ряда лопаток направляющего аппарата, расположенных по окружности, называется ступенью нагнетателя. Осевые нагнетатели обычно бывают многоступенчатыми. Рабочие лопатки, имея специальный профиль, при своем перемещении оказывают на воздух давление, являющееся причиной его перемещения и сжатия.
Практическое значение для агрегатов наддува имеют только многоступенчатые нагнетатели, так как в каждой ступени давление воздуха повышается примерно на 0,2—0,3 кГ/см2.
Конструкция осевого нагнетателя сложнее и дороже, чем центробежного. Однако при большом объеме сжимаемого воздуха осевой нагнетатель получается более компактным и имеет более высокий к.п.д.
Во всех рассмотренных выше устройствах, служащих для продувки и наддува, движение рабочих частей осуществляется от механического привода. При этом затрачивается значительная мощность, что влечет к существенному снижению механического коэффициента полезного действия двигателя.
Известно, что при работе двигателя большое количество тепловой энергии уносится с отработавшими газами. Наиболее эффективным методом использования этой энергии является газотурбинный наддув. В этом случае нагнетатель приводится в движение от газовой турбины, использующей энергию отработавших газов двигателя. Схема двигателя с газотурбинным наддувом рассматривалась на фиг. 77. Как это видно из схемы, между двигателем и нагнетателем существует лишь газовая связь — нет связывающей механической передачи. Поэтому, как уже указывалось, такое использование энергии выхлопных газов не отражается на механическом к.п.д. двигателя. Кроме того, отсутствие механического привода приводит к упрощению конструкции (не требуется сложного редуктора между коленчатым валом двигателя и нагнетателем).
На фиг. 154 представлена схема осевого нагнетателя. Здесь ротор 1 располагается в корпусе 2, сообщающемся со всасывающей полостью 5 и нагнетательным патрубком 6. Ротор осевого нагнетателя представляет собой барабан, на котором по окружности укреплены лопатки 4.
Перед вращающимися рабочими лопатками находятся неподвижные, укрепленные в корпусе лопатки 3 направляющего аппарата.
Совокупность одного ряда рабочих лопаток ротора и последующего одного ряда лопаток направляющего аппарата, расположенных по окружности, называется ступенью нагнетателя. Осевые нагнетатели обычно бывают многоступенчатыми. Рабочие лопатки, имея специальный профиль, при своем перемещении оказывают на воздух давление, являющееся причиной его перемещения и сжатия.
Практическое значение для агрегатов наддува имеют только многоступенчатые нагнетатели, так как в каждой ступени давление воздуха повышается примерно на 0,2—0,3 кГ/см2.
Конструкция осевого нагнетателя сложнее и дороже, чем центробежного. Однако при большом объеме сжимаемого воздуха осевой нагнетатель получается более компактным и имеет более высокий к.п.д.
Во всех рассмотренных выше устройствах, служащих для продувки и наддува, движение рабочих частей осуществляется от механического привода. При этом затрачивается значительная мощность, что влечет к существенному снижению механического коэффициента полезного действия двигателя.
Известно, что при работе двигателя большое количество тепловой энергии уносится с отработавшими газами. Наиболее эффективным методом использования этой энергии является газотурбинный наддув. В этом случае нагнетатель приводится в движение от газовой турбины, использующей энергию отработавших газов двигателя. Схема двигателя с газотурбинным наддувом рассматривалась на фиг. 77. Как это видно из схемы, между двигателем и нагнетателем существует лишь газовая связь — нет связывающей механической передачи. Поэтому, как уже указывалось, такое использование энергии выхлопных газов не отражается на механическом к.п.д. двигателя. Кроме того, отсутствие механического привода приводит к упрощению конструкции (не требуется сложного редуктора между коленчатым валом двигателя и нагнетателем).
|