Переходные процессы элементов первого порядка

Как уже отмечали, к элементам первого порядка относится серво­двигатель, дифференциальное уравнение которого имеет вид

Возмущающим воздействием на серводвигатель является пере­мещение ? золотника. При изучении динамических свойств эле­ментов наиболее часто используют типовое возмущение в виде ступени (прямая 4 на рис. 207), получаемое элементом при t = +0. Это возмущение характерно тем, что при t = +0 имеем ? = ?в = const; ? = 0; d? / d? ? 0.

Уравнение серводвигателя показывает, что начальное пере­мещение золотника ? = ?в = const вызывает линейное по вре­мени перемещение поршня серводвигателя (прямые 1, 2, 3 на рис. 207)

Значения выходной координаты ? являются интегралами значе­ний входной координаты ?. Поэтому элементы, переходные про­цессы которых описываются уравнением (382) или (397), назы­ваются интегрирующими.

Дифференциальное уравнение первого порядка вида (496) при­менительно к двигателю без наддува дает возможность найти закон изменения ? (или ??) в зависимости от времени, т. е. по­строить переходный процесс

? = f(t)

и выяснить влияние на этом процесс параметров двигателя (Тд, kд), изменения настройки ?д потребителя или перемещения ? органа управления двигателем.

Переходный процесс в двигателе без автоматического регулятора может появиться вследствие из­менения настройки потребителя ?д (изменения нагрузки), про­пуска вспышки в одном из цилиндров, перемещения органа управления ? и др. Например, при t = +0 ступенчатые возмущения ? = ?в и ?д = 0 приводят уравнения (496) и виду

Уравнение неоднородное, поэтому общий интеграл его отыски­вается в виде суммы общего интеграла однородного уравнения ?од и частного интеграла неоднородного уравнения ?в:

? = ?од + ?в.

Общий интеграл однородного уравнения можно найти в форме

?од = Сept.

где С — постоянная, определяемая начальными условиями; р — ко­рень характеристического уравнения Тдр + kд = 0, откуда р = —kд/Tд.

Следовательно,

Частный интеграл неоднородного уравнения отыскивается в форме правой части уравнения, т. е. в форме постоянной вели­чины ?В = Св. Подстановка ? = Св = const в уравнение (500) дает Св =  ?В / kд, поэтому

Полученное выражение показывает, что переходный процесс (рис. 208), описываемый дифференциальным уравнением вида (500), является апериодическим, экспоненциальным.

Дифференцирование выражения (501) по времени дает

Следовательно, чем выше инерционность двигателя (больше Тд), тем медленнее изменяется его угловая скорость при заданном возмущении — ступенчатом перемещении ?в рейки топливного насоса (рис. 208, а). Переходный процесс протекает так, что при t = +0 и ? = 0, а при t ? ? ? ??В / kд. Чем больше положительное значение коэффициента самовыравнивания kд, тем меньше (при заданном ?в) новое равновесное значение исследуемой коор­динаты ? отличается от ее значения на равновесном режиме до возмущения (рис. 208, б). При kл = 0 уравнение (500) становится аналогичным уравнению (397), и производная (502) становится постоянной в течение всего переходного процесса, который имеет вид прямой 4. При kд < 0 производная (502) с течением времени увеличивается, и переходный процесс имеет вид кривой 5. Следо­вательно, при kд ? 0 двигатель в случае возмущающего воздей­ствия не имеет нового равновесного режима (он идет в разнос или глохнет). Такой двигатель является неустойчивым и не может ра­ботать без автоматического регулятора.

При положительном значении kд переходный процесс двига­теля без регулятора является сходящимся. Однако время пере­ходного процесса может быть настолько большим, что равновес­ный режим не будет восстанавливаться в интервале времени между двумя последовательными возмущениями. В этом случае даже при kд > 0 установка автоматического регулятора обяза­тельна.

Аналогичные рассуждения могут быть приведены примени­тельно к серводвигателю с жесткой кинематической обратной связью, переходные процессы которого описываются дифферен­циальным уравнением (391). Сопоставление переходных процес­сов, приведенных на рис. 207 и 208, показывает, что дополнение серводвигателя жесткой кинематической обратной связью делает серводвигатель устойчивым, так как возмущения ?в, поступаю­щие со стороны входной координаты (перемещения муфты чувстви­тельного элемента), приводят к перемещению поршня серводвига­теля в новое равновесное положение, определяемое отноше­нием ?в/kс.