Как уже отмечали, к элементам первого порядка относится серводвигатель, дифференциальное уравнение которого имеет вид
Возмущающим воздействием на серводвигатель является перемещение ? золотника. При изучении динамических свойств элементов наиболее часто используют типовое возмущение в виде ступени (прямая 4 на рис. 207), получаемое элементом при t = +0. Это возмущение характерно тем, что при t = +0 имеем ? = ?в = const; ? = 0; d? / d? ? 0.
Уравнение серводвигателя показывает, что начальное перемещение золотника ? = ?в = const вызывает линейное по времени перемещение поршня серводвигателя (прямые 1, 2, 3 на рис. 207)
Значения выходной координаты ? являются интегралами значений входной координаты ?. Поэтому элементы, переходные процессы которых описываются уравнением (382) или (397), называются интегрирующими.
Дифференциальное уравнение первого порядка вида (496) применительно к двигателю без наддува дает возможность найти закон изменения ? (или ??) в зависимости от времени, т. е. построить переходный процесс
? = f(t)
и выяснить влияние на этом процесс параметров двигателя (Тд, kд), изменения настройки ?д потребителя или перемещения ? органа управления двигателем.
Переходный процесс в двигателе без автоматического регулятора может появиться вследствие изменения настройки потребителя ?д (изменения нагрузки), пропуска вспышки в одном из цилиндров, перемещения органа управления ? и др. Например, при t = +0 ступенчатые возмущения ? = ?в и ?д = 0 приводят уравнения (496) и виду
Уравнение неоднородное, поэтому общий интеграл его отыскивается в виде суммы общего интеграла однородного уравнения ?од и частного интеграла неоднородного уравнения ?в:
? = ?од + ?в.
Общий интеграл однородного уравнения можно найти в форме
?од = Сept.
где С — постоянная, определяемая начальными условиями; р — корень характеристического уравнения Тдр + kд = 0, откуда р = —kд/Tд.
Следовательно,
Частный интеграл неоднородного уравнения отыскивается в форме правой части уравнения, т. е. в форме постоянной величины ?В = Св. Подстановка ? = Св = const в уравнение (500) дает Св = ?В / kд, поэтому
Полученное выражение показывает, что переходный процесс (рис. 208), описываемый дифференциальным уравнением вида (500), является апериодическим, экспоненциальным.
Дифференцирование выражения (501) по времени дает
Следовательно, чем выше инерционность двигателя (больше Тд), тем медленнее изменяется его угловая скорость при заданном возмущении — ступенчатом перемещении ?в рейки топливного насоса (рис. 208, а). Переходный процесс протекает так, что при t = +0 и ? = 0, а при t ? ? ? ??В / kд. Чем больше положительное значение коэффициента самовыравнивания kд, тем меньше (при заданном ?в) новое равновесное значение исследуемой координаты ? отличается от ее значения на равновесном режиме до возмущения (рис. 208, б). При kл = 0 уравнение (500) становится аналогичным уравнению (397), и производная (502) становится постоянной в течение всего переходного процесса, который имеет вид прямой 4. При kд < 0 производная (502) с течением времени увеличивается, и переходный процесс имеет вид кривой 5. Следовательно, при kд ? 0 двигатель в случае возмущающего воздействия не имеет нового равновесного режима (он идет в разнос или глохнет). Такой двигатель является неустойчивым и не может работать без автоматического регулятора.
При положительном значении kд переходный процесс двигателя без регулятора является сходящимся. Однако время переходного процесса может быть настолько большим, что равновесный режим не будет восстанавливаться в интервале времени между двумя последовательными возмущениями. В этом случае даже при kд > 0 установка автоматического регулятора обязательна.
Аналогичные рассуждения могут быть приведены применительно к серводвигателю с жесткой кинематической обратной связью, переходные процессы которого описываются дифференциальным уравнением (391). Сопоставление переходных процессов, приведенных на рис. 207 и 208, показывает, что дополнение серводвигателя жесткой кинематической обратной связью делает серводвигатель устойчивым, так как возмущения ?в, поступающие со стороны входной координаты (перемещения муфты чувствительного элемента), приводят к перемещению поршня серводвигателя в новое равновесное положение, определяемое отношением ?в/kс.
|