Присадки, улучшающие сгорание дизельных топлив
Некоторое запаздывание воспламенения и последующее сгорание увеличенного топливного заряда с чрезмерно большой скоростью может оказаться причиной жесткой работы дизеля, возникновения стуков в двигателе, что при нормальной эксплуатации недопустимо.
Объясняются эти явления тем, что топливо не успевает в известных условиях пройти необходимую для двигателя с воспламенением от сжатия подготовку, заключающуюся в предварительном окислении, которое сопровождается накоплением перекисей, инициирующих процессы самовоспламенения. Отсюда следует, что интенсивность окисления, период задержки воспламенения и температура самовоспламенения дизельного топлива зависят от его химического состава. Алканы и алкены нормального строения окисляются с большей скоростью и при более низких температурах, чем ароматические углеводороды, образуя более устойчивые в растворе углеводородов перекиси и поэтому накапливающиеся в достаточно высокой концентрации.
Присутствие алканов и алкенов нормального строения, не ухудшающих другие качественные характеристики дизельных топлив, весьма желательно, поскольку они обеспечивают более короткий индукционный период при окислении топлив в двигателе, а продукты окисления (гидроперекиси) — более низкую температуру самовоспламенения, легкий запуск и мягкую работу двигателя.
Склонность дизельного топлива к самовоспламенению принято выражать цетановым числом, определяемым на специальной моторной установке. Цетановое число характеризует эквивалентность дизельного топлива по скорости воспламенения со смесью, состоящей из н-цетана и а-метилнафталина, для которой это цетановое число отвечает процентному содержанию н-цетана.
Цетановое число будет возрастать с содержанием в дизельном топливе нормальных алканов и уменьшаться с увеличением содержания ароматических углеводородов. Цетановое число современных дизельных топлив находится в пределах 45—50. Для каждого типа двигателей подбирается топливо с оптимальным цетановым числом.
Получение дизельных топлив, отвечающих по скорости воспламенения современным требованиям, встречает известные трудности.
В зависимости от месторождения перерабатываемых нефтей дизельные дистилляты получают различного химического состава. Исправление его в желаемом направлении обычно связано с увеличением стоимости и уменьшением ресурсов топлива. Естественны поэтому попытки улучшить огневые качества дизельных топлив и, следовательно, увеличить их цетановое число введением присадок. Такие присадки должны инициировать процесс окисления в двигателе топлива в жидкой фазе до образования паровоздушной смеси или, иными словами, способствовать ускоренному образованию и накоплению гидроперекисей, обеспечивающих мягкий и равномерный процесс горения в цилиндре двигателя. Эффективные присадки должны были бы инициировать окисление цикла- нов и ароматических углеводородов дизельных топлив, в которых их содержится значительное количество. Введение таких присадок позволило бы расширить сырьевую базу для получения удовлетворительных дизельных топлив. В системе двигателя присадки ускоряли бы процессы предварительного окисления углеводородов топлив, понижали бы температуру их самовоспламенения, улучшали бы процесс сгорания и, следовательно, облегчали запуск двигателя. В качестве таких присадок эффективными оказались органические нитраты, гидроперекиси и др.
Однако для достижения заметного эффекта (увеличения цетанового числа на 10—20 единиц) необходимо добавление значительного количества присадки (0,5—2 вес. %). Кроме того, действие этих присадок оказалось недостаточно стабильным и ослабевало при хранении топлива. Эффективность присадок в значительной мере зависела от химического состава топлива, что сильно препятствовало их использованию. Стабильность некоторых эффективных присадок в топливе оказалась недостаточной, что обусловлено их химическим строением. В присутствии нитратов и гидроперекисей наблюдается несколько повышенная коксуемость и пониженная стабильность топлив. В крекинг-дистиллятах присадки менее эффективны, чем в дистиллятах прямой перегонки.
При введении в топливо присадок, повышающих цетановое число, дымность выхлопа, износы и отложения в двигателе меньше, чем при использовании топлив без присадок.
Работы с присадками, повышающими цетановое число дизельных топлив, проводятся давно; однако указанные недостатки препятствуют их широкому применению. В настоящее время наиболее эффективными присадками являются изопропилнитрат и амилнитрат.
|