Непрерывные методы контроля качества топлива
Как уже отмечали ранее, недостаток существующих методов контроля качества топлива на бункеровочных базах — их эпизодичность.
Вследствие этого на бункерующиеся суда может быть подано сильно обводненное топливо с большой долей загрязнений, что особенно недопустимо для судов без запасных цистерн, в которых топливо бункеруют непосредственно в расходные баки.
В последние годы для оценки обводненности и загрязненности топлива в потоке появились приборы, прекращающие подачу топлива при загрязнении его выше допустимого предела. Такие устройства позволяют обнаружить загрязнение топлива при содержании воды в количестве более 0,05 г/т, а твердых загрязнений более 0,5 г/т.
На рис. 86 изображено устройство, устанавливаемое между подающим трубопроводом и фильтром, которое автоматически перекрывает поток топлива при повышении доли загрязнений, а также при забивке фильтрующего элемента осадками.
Существуют и другие автоматические приборы контролирующие загрязненность топлива в потоке. Однако следует заметить, что эти приборы еще недостаточно совершенны, и их применяют в основном при перекачивании светлых нефтепродуктов.
В настоящее время для измерения влажности различных веществ в потоке применяют в основном физические методы, достоинство которых в непрерывности контроля.
Для влагометрии нефти и нефтепродуктов может быть применен диэлектрический метод измерения влажности вещества. Так как диэлектрическая проницаемость обезвоженного дизельного топлива равна 2,2, а диэлектрическая проницаемость воды значительно больше и составляет 81, то даже при незначительном обводнении нефтепродукта происходят весьма ощутимые ее изменения. Известен диэлектрометрический анализатор нефти в потоке типа ВН-2М. Прибор предназначен для контроля наличия воды в нефти на всех стадиях перекачивания ее от нефтепромыслов до нефтеперерабатывающих заводов. В нем предусмотрены две шкалы для измерения процентной доли воды в нефти 0—2 и О—10% при основной погрешности изменения 5%. Прибор изготовлен во взрывозащитном исполнении с искробезопасным входом.
Аналогичный прибор был разработан в ОИИМФ специально для непрерывного контроля наличия воды в потоке дизельного топлива.
Датчики емкостных влагомеров обычно выполняют и виде плоских пластин или концентрических цилиндров. На точность показания этих приборов влияет температура окружающей среды и электропроводность эмульгированной воды. Емкостные влагомеры с конденсаторными датчиками по принципу построения электрической схемы делят на мостовые и резонансные.
Из влагомеров, в которых использован диэлектрический; метод измерения влажности, за границей наиболее распространена установка Микроскан, выпускаемая американской фирмой «Миллипор».
Установка Микроскан предназначена для непрерывного контроля наличия воды и механических примесей в потоке топлива. Она состоит из емкостного датчика, усилителя, измерительного блока, реле подачи сигнала и регулятора потока. Все элементы установки смонтированы в одном блоке. Чувствительным элементом установки является проточный конденсатор, включенный в колебательный контур, который задает частоту транзисторному высокочастотному генератору. К последнему присоединен другой колебательный контур, подобный задающему, но с постоянным конденсатором. Оба контура настраивают на близкие частоты. При изменении емкости конденсатора задающего контура частота генератора изменяется, в результате изменяется напряжение, возбуждаемое "в нагрузочном контуре. Таким образом, высокочастотный сигнал, снимаемый с нагрузочного контура, оказывается амплитудно моделированным с частотой изменения емкости чувствительного элемента. Измерительный Прибор, включенный в цепь через усилитель, фиксирует среднее значение тока в зависимости от частоты поступления импульсов. В рассмотренном приборе применена мостовая схема.
В приборе для определения воды и механических примесей в Потоке нефтепродуктов, разработанном английской фирмой «Галф рисерчэнд дивелопмент», применена резонансная схема. Датчик прибора включен в цепь анодного контура. При наличии в топливе йоды или механических примесей емкость датчика возрастает, вследствие чего резонансная частота анодного контура изменяется. При движении чистого нефтепродукта, когда емкость датчика минимальная, генерация отсутствует и анодный ток достигает максимума. При появлении загрязнений емкость датчика увеличивается, а анодный ток уменьшается. При создании условий возникновения генерации анодный ток резко уменьшается, питание управляющего реле в анодном контуре прекращается и индикация достигает заданного значения емкости. Электрические контакты реле связаны со схемой контролирующих приборов и индикаторов, определяющих степень загрязнения нефтепродукта.
Работа влагомеров непрерывного действия может быть основана на различии в электропроводностях воды и топлива. Из оптических методов для определения воды в топливе наиболее распространен метод, основанный на сравнении прозрачности двух жидкостей — исследуемой и эталонной. По этому принципу работает установка Акваскан английской фирмы «Термоконтрол».
|