Работа по созданию двухимпульсных регуляторов скорости и нагрузки была начата в Советском Союзе в конце 40-х годов. В Ленинградском политехническом институте
(ЛПИ) имени М. И. Калинина был разработан ряд оригинальных двухимпульсных регуляторов для турбин и двигателей.
Одним из них был регулятор с исчезающим импульсом по нагрузке (рис. 190). При увеличении нагрузки на генератор сердечник электромагнита перемещается вверх вместе с поршнем 2. Корпус катаракта 3 следует за поршнем и сжимает верхнюю пружину изодрома 4. Точка А в связи с этим поднимается, рычаг АВ поворачивается относительно точки В и перемещает рейку 5 топливного насоса в положение большей цикловой подачи топлива. Однако постепенно под действием пружины корпус катаракта 3 возвращается в исходное положение, и цикловая подача топлива восстанавливается.
В связи с этим такой регулятор получил название регулятора с исчезающим импульсом по нагрузке. Правая часть регулятора 7 является обычным регулятором частоты вращения прямого (как на схеме) или непрямого действия.
Схема другого двухимпульсного регулятора, созданного в Ленинградском политехническом институте, показана на рис. 191.
Импульс изменения угловой скорости валиком 13 передается чувствительному элементу, состоящему из грузов 16 и пружины 14.
Импульс, предназначенный для компенсации изменения нагрузки, вырабатывается фазочувствительным мостом. При изменении нагрузки в сети генератора изменяется ток, замеряемый трансформатором тока 32. К резистору 3 моста подается сигнал, нарушающий равновесие плеч фазочувствительного моста. Это приводит к появлению в электромагнитах 6 усилия, пропорционального изменению активной мощности в сети. Золотник 7, кинематически жестко связанный с электромагнитом, получает перемещение, после чего вступает в работу серводвигатель 28.
При увеличении нагрузки золотник 7 опускается, и поршень серводвигателя 28 под действием высокого давления масла поднимается, деформируя пружину 26 и перемещая рейку топливного насоса в сторону увеличения подачи топлива. Это движение специальным рычагом передается сельсину 29, вырабатывающему электрический импульс обратной связи, который компенсирует импульс нагрузки и возвращает золотник 7 в исходное положение.
Перемещения поршней серводвигателями 24 и 28 суммируются рычагом 27, поэтому рейка 8 топливного насоса получает результирующее перемещение под действием обоих импульсов регулятора.
Суммарная неравномерность регулятора зависит от расположения точки С на рычаге 27. Приближение этой точки к серводвигателю 24 уменьшает статизм регуляторной характеристики.
Недостатками предложенной схемы регулятора являются наличие двух исполнительных серводвигателей 24 и 28, увеличивающих габаритные размеры регулятора, а также зависимость точности работы регулятора от точности работы автоматических регуляторов напряжения, устанавливаемых на генераторах, и симметричность нагружения фаз.
В схеме двухимпульсных регуляторов с одним серводвигателем (рис. 192) импульс изменения угловой скорости ?? приводом 1 передается чувствительному элементу 4. При увеличении угловой скорости золотник 6 перемещается влево, а поршень 8 серводвигателя в сторону уменьшения подачи топлива.
Стабилизация работы регуляторов обеспечивается жесткими обратными связями. Обратная кинематическая связь на схеме, изображенной на рис. 192, а, осуществляется рычагом 12, перемещающим по мере движения поршня 8 подвижную буксу 7; на схеме, приведенной на рис. 192, б, эту задачу выполняет рычаг 5, возвращающий золотник 6 в положение, при котором перекрывается доступ масла к серводвигателю.
Импульс изменения электрической нагрузки воспринимается электромагнитом 9. Особенность приведенных схем заключается в том, что импульсы по скорости и нагрузке суммируются перед исполнительным серводвигателем.
В схемах, показанных на рис. 192, в и г, жесткая обратная связь электрическая. Перемещение поршня серводвигателя 8 специальным рычагом передается сельсину 11, поворот которого обеспечивает выработку электрического импульса, воспринимаемого электромагнитом 10 обратной связи. При соответствующем подборе импульсов чувствительного элемента 9 нагрузки и электрической обратной связи 10 обеспечивается быстрое восстановление нарушенного режима работы двигателя.
Анализ, проведенный в ЦНИДИ, показал определенные преимущества схем регуляторов с электрической обратной связью, поэтому схема, приведенная на рис. 192, г, была принята в качестве основы для разработки промышленного регулятора Р-23.
Современные двухимпульсные регуляторы по скорости и нагрузке имеют электрическую схему измерения нагрузки, свободную от отмеченных выше недостатков.
В качестве примера приведем электрическую схему двухимпульсного регулятора угловой скорости коленчатого вала стационарных дизель-электрических агрегатов типа 16Д100 (рис. 193). Импульс, пропорциональный мощности генератора, трансформаторами тока и промежуточными трансформаторами Тр1 и Тр2 преобразуется в напряжение и поступает на вход сглаживающего фильтра, собранного на диодах Д1—Д6. Фильтр связан с первичной обмоткой трансформаторов ТрЗ и Тр4, вторичные обмотки которых включены на вход триггерных устройств. Один из них реагирует на увеличение, другой на уменьшение нагрузки генератора. Выходы триггерных устройств связаны с обмотками подвижной системы электродинамического преобразователя (см. также 3 на рис. 169).
Дифференцирующие трансформаторы ТрЗ и Тр4 при изменении нагрузки на генератор (см. рис. 193) вырабатывают импульс соответствующего знака. Высота такого импульса вначале пропорциональна изменению мощности, а затем затухает по экспоненте. Если высота импульса превышает порог напряжения триггерного устройства, то соответствующий триггер подает в катушку подвижной системы электродинамического преобразователя импульс тока, продолжительность которого определяется значением изменения мощности. Это приводит к перемещению специального золотника 1 (см. рис. 169), связанного с сердечником электромагнита 3, и передаче импульса на силовой поршень 2 серводвигателя регулятора.
После прекращения действия импульса нагрузки пружина, установленная в верхней части электродинамического преобразователя, возвращает золотник 1 в исходное положение.
Применение двухимпульсных регуляторов на дизель-генераторных установках повышает динамические качества систем автоматического регулирования.
Так, продолжительность переходных процессов дизель-генераторных установок типа 16Д100 после введения в регулятор импульса по нагрузке уменьшилась с 6,3 до 5,4 с. Особенно заметно уменьшилось снижение частоты вращения при набросе нагрузки (с 10 до 2,4%).
|