Товарные топлива
В условиях эксплуатации топливо окисляется при хранении, в двигателе, перед поступлением в зону сгорания и непосредственно в зоне сгорания.
Поскольку процессы окисления компонентов топлив сложны и многостадийны, их изучение представляет значительные трудности. Развитие процессов окисления сопряжено с образованием в топливе выпадающих из раствора жидкой (смолы) и твердой (осадки) фаз. Менее глубокие процессы могут ограничиваться образованием кислородсодержащих мономеров, достаточно хорошо растворяющихся в углеводородной среде топлива. Важен и состав продуктов окисления. Среди них могут быть коррозионно-агрессивные соединения (кислоты, особенно низкомолекулярные), нейтральные или даже пассивирующие, образующие на поверхности металлов защитные пленки. После достижения известной концентрации растворимые в топливе кислородные соединения будут способствовать образованию с водой прочных, неразрушающихся в течение длительного времени эмульсий. Большинство этих явлений приведет в условиях эксплуатации топлив к большим или меньшим нарушениям в работе двигателя и его топливной системы. Термическая стабильность топлив характеризуется температурным барьером, за пределами которого скорость и глубина процессов окисления возрастают в недопустимой мере.
О термической стабильности топлива можно судить по: накоплению в топливе растворимых продуктов жидкофазного окисления его компонентов и полимерам (осадкам), выпадающим из раствора;
дисперсности образующейся твердой фазы;
каталитическому воздействию металлов на процессы окисления и окислительного уплотнения компонентов топлива;
отложению смол и осадков (полимеров) на металлические поверхности топливной системы двигателя;
коррозии металлов под воздействием агрессивных продуктов, присутствующих и образующихся в топливе;
степени износа работающих в нагретом топливе механизмов и прежде всего прецизионных пар.
Стабильность топлив при высоких температурах можно оценивать по лако- и нагарообразующей способности топлив при контакте с горячими металлическими поверхностями. Обычно такие отложения даже у весьма нагретых поверхностей выгорают с недостаточно большой скоростью; в результате накопление лаков и нагаров вызывает нарушение теплового режима двигателя, так как они характеризуются весьма малой теплопроводностью, приближающейся по значению к теплопроводности окислов металлов. Теплопроводность лакообразующего слоя составляет приблизительно 2 • 10-4 кал/ (см • сек • град).
Считают, что при 200 °С и толщине лакообразной пленки 0,0381 мм температура металлической поверхности, покрытой такой пленкой, на 10 °С выше температуры чистой металлической поверхности в аналогичных условиях.
|