Валик водяного насоса двигателя СМД-14 (дет. № СМД14-1305, рис. 80, а) и валик водяного насоса двигателя СМД-7 (дет. № СМД7-1305, рис. 80, б) изготавливают из стали 45.
Посадочные места под подшипники и крыльчатку закаливают током высокой частоты на глубину 1,4— 4,0 мм (для двигателя СМД-7 — на глубину 0,8—2,0 мм). Твердость указанных поверхностей равна НRС 44?52, а остальных поверхностей — НВ 207?241.
Поверхность на участке «К» (рис. 80) имеет антикоррозийное покрытие молочным хромом.
Дефекты валика водяного насоса и технические условия, при которых валик подлежит восстановлению, приведены в табл. 37.
Валик водяного насоса выбраковывают при наличии изгиба или трещин и при срыве или износе резьбы ремонтного размера под болт крепления крыльчатки.
Восстановление валика водяного насоса начинают с исправления центровых отверстий, которые в дальнейшем используются как базовые поверхности при установке валика в центры станка с приводом от поводковой планшайбы. Эту операцию производят на токарном станке 1К62 центровочной зенковкой 22 мм с углом 60°. Валик при этом установлен в патроне токарного станка.
Восстановление посадочных мест под подшипники, ступицу шкива вентилятора и поверхность сопряжения с сальником. Изношенные посадочные места под подшипники, ступицу вентилятора и поверхность сопряжения с сальником восстанавливают обычно вибродуговой наплавкой.
При небольших износах данные поверхности можно восстанавливать хромированием. Толщина хрома при этом не должна превышать 0,15 мм.
Наплавка. Перед вибродуговой наплавкой изношенные поверхности предварительно шлифуют до размеров, приведенных в табл. 38.
Шлифуют валик на круглошлифовальном станке ЗБ151 (или 3151) шлифовальным кругом ПП500?32?203 Э40-25 СМ2-С1К с подачей охлаждающей жидкости (мыльно-содовая эмульсия). Режим обработки:
Наплавку предварительно обработанных изношенных поверхностей производят в один слой (табл. 38) на специальном наплавочном станке или на токарно-винторезном станке 1К62 с наплавочной головкой ГМВК-1 ГОСНИТИ и выпрямителем ВАГГ— 15/600. В качестве электрода применяют пружинную проволоку диаметром 1,6—1,8 мм II класса по ГОСТ 9389—60 из стали У7, У8 по ГОСТ 1435—54 или из стали 65, стали 70 по ГОСТ 1050—60. Режим наплавки:
Наплавленный слой должен быть ровным и плотным без глубоких раковин и пропусков.
Механическая обработка наплавленных поверхностей состоит в шлифовании их на круглошлифовальном станке ЗБ151 до размеров, приведенных в табл. 38. Режим шлифования:
Фаски и наплывы с торцов поверхностей посадочных мест снимают на станке шлифовальным бруском зернистостью 40—25 вручную.
На 1 см2 наплавленных поверхностей после шлифования допускаются мелкие трещины и не более 2—3 раковин диаметром до 1 мм и глубиной менее 0,5 мм.
Чистота поверхностей после шлифования должна соответствовать чистоте поверхностей, показанных на рис. 80, а, б. Овальность и конусность посадочных мест под подшипники должна быть не более 0,02 мм. Взаимное биение поверхностей под передний и задний подшипники должно быть не более 0,02 мм.
Хромирование. На валике водяного насоса двигателя СМД-7 поверхность сопряжения с сальником выполнена на продолжении посадочного места под подшипник, поэтому, так как поверхность сопряжения с сальником имеет сравнительно большие износы, валик водяного насоса двигателя СМД-7 хромированием обычно не восстанавливают.
Хромированием можно восстанавливать валик водяного насоса двигателя СМД-14 с износом посадочных мест под подшипники в пределах 24,97?24,80 мм.
Посадочные места перед хромированием шлифуют до выведения следов износа и получения правильной геометрической формы. Шлифование производят на оборудовании и при тех же режимах, что и перед восстановлением наплавкой.
Чистота обработанных поверхностей должна соответствовать 7 классу; овальность и конусность не должны превышать 0,015 мм.
При подготовке к хромированию валик предварительно обезжиривают в бензине и, просушив его на воздухе, покрывают поверхности, не подлежащие хромированию, с помощью волосяной щетки тонким ровным слоем цапонлака. После этого валик выдерживают в сушильном шкафу в течение 30 мин. при температуре 40°. Затем посадочные места под подшипники обезжиривают протиранием их венской известью (смесь равных количеств негашеной извести и жженой магнезии) в течение 1—2 минут и монтируют валик на подвеску. Между валиком и подвеской должен быть обеспечен надежный контакт.
На рис. 81 показана конструкция подвески для хромирования валика водяного насоса двигателей СМД всех модификаций. Подвеска состоит из катода 4 диаметром 12 мм, изготовленного из прутковой латуни Л62 или из стали 20 и кольцевого анода 6 толщиной 4 мм, изготовленного из рольного свинца. К кольцевому аноду приварены две свинцовые пластинки шириной 30 и толщиной 4 мм, которые в свою очередь при помощи медных болтов и гаек присоединены к стержням анода 2 диаметром 12 мм, изготовленного из прутковой стали 20.
Для завешивания катода 4 и анода 6 в ванну на верхних концах катодного стержня 4 и анодных стержнях 2 с'помощью болтов-бар ашек 3 (М8) прикреплены скобы с крючками 1 для охвата штанг. На нижний конец катодного стержня с резьбой М12 навинчивается сменная муфта 5 с резьбой М18Х1,5 для подвешивания валика водяного насоса двигателя СМД-14. Муфта с резьбой М20?1,5 навинчивается для подвешивания валика водяного насоса двигателя СМД-7 и их модификаций.
Валик, подлежащий хромированию, ввинчивают резьбовым концом в муфту 5 и устанавливают в анод 6. Для концентричного расположения детали относительно анода с целью равномерного отложения хрома по толщине на покрываемых поверхностях, служит текстолитовый экран 7, который крепят к валику латунным (Л62) болтом-барашком 8 (рис. 81).
Валик, смонтированный на подвеске, промывают в ванне проточной водой. При промывке проверяют качество обезжиривания: на обезжиренной поверхности капля воды должна равномерно растекаться без образования отдельных капель, пузырьков или разрывов пленки воды.
Для удаления следов окислов валики подвергают декапированию в ванне, где состав следующий: 100 г хромового ангидрида и 2—3 г серной кислоты на 1 л дистиллированной воды. Подвеску завешивают в ванну для электролитического декапирования на аноде, где и выдерживают в течение 0,5—1 мин. при плотности тока 8—12 а/дм2 и температуре 20—30°. Затем подвеску с валиком вынимают из ванны и промывают в проточной холодной воде.
Если специальной ванны нет, декапирование можно производить в ванне для хромирования.
Хромирование производят при плотности тока 40 а/дм2 и температуре в ванне 58±1°. Состав электролита: 200 г хромового ангидрида и 2 г серной кислоты на 1 л дистиллированной воды.
Валики хромируют до диаметра посадочного места под передний подшипник 25,1 мм и под задний подшипник— 30,1 мм.
Продолжительность хромирования выбирают в зависимости от износа детали из расчета отложения хрома 0,60—0,75 микрона в минуту.
Хромированные поверхности должны быть блестящими без трещин, волосовин, пузырчатости, наростов, точечных углублений и других дефектов. «Пригар» и отслаивание хромового покрытия не допускается.
Подвеску с хромированными валиками промывают в холодной проточной воде. Для улавливания электролита целесообразна предварительная промывка в ванне с дистиллированной водой.
После промывки валики снимают с подвески и очищают их от изоляционного слоя цапон-лака. Эту операцию производят при помощи ножа и волосяной щетки, смоченной в ацетоне.
Для удаления водорода, растворенного в хромовом слое, валики загружают в сушильный шкаф, в котором выдерживают в течение 2 часов при температуре 160— 180°. Эту операцию можно производить также в масляной ванне.
Окончательную обработку посадочных мест под подшипники до размеров, показанных на рис. 80, производят шлифованием на круглошлифовальном станке.
На обработанных поверхностях валика трещины, черновины и другие дефекты не допускаются. Чистота поверхностей должна соответствовать чистоте поверхностей, показанной на рис. 80.
Овальность и конусность посадочных мест под подшипники должна быть не более 0,015 мм. Взаимное биение поверхностей под задний и передний подшипники должно быть не более 0,02 мм.
Восстановление антикоррозийного покрытия поверхности под крыльчатку.
Поверхностное антикоррозийное покрытие посадочного места под крыльчатку водяного насоса удаляют в 15—20%-ном растворе соляной кислоты, после чего валик подвергают промывке и всем последующим операциям, которые изложены при рассмотрении технологии восстановления посадочных мест под подшипники хромированием. Покрытие хромом посадочного места под крыльчатку производят при установке валика на подвеску, показанную на рис. 81.
Все остальные операции хромирования аналогичны рассмотренным выше.
Восстановление и ремонт резьб под гайку крепления ступицы шкива вентилятора и болт крепления крыльчатки. Изношенная резьба может быть восстановлена до номинального размера вибродуговой наплавкой или отремонтирована нарезанием резьбы ремонтного размера.
Наплавка. Поврежденную или изношенную резьбу под гайку крепления ступицы шкива вентилятора восстанавливают вибродуговой наплавкой без подачи жидкости. Резьбу наплавляют электродом диаметром 1,6— 1,8 мм из пружинной проволоки II класса из стали У7, У8 или из стали 65, стали 70 до диаметра, равного номинальному диаметру резьбы плюс 3,0 мм. Режим наплавки:
Наплавленную поверхность обрабатывают на токарно-винторезном станке резцом из быстрорежущей стали или с пластиной из твердого сплава Т5К10 до диаметра 24-0,14 -0,28 мм (СМД-14) или 20-0,14 -0,28мм (СМД-7), подрезают наплывы с торцовой поверхности заподлицо с основным металлом и снимают фаску соответственно показанной на рис. 80. Чистота обработанной поверхности должна быть не ниже 4 класса. Режим обработки:
Нарезают резьбу номинального размера резьбовым резцом из быстрорежущей стали при скорости резания 4—5 м/мин, числе оборотов 63 об/мин и подаче 1,5 мм/об.
После нарезания резьбы резцом резьбу калибруют плашкой соответствующего размера.
Нарезанная резьба должна быть полной, чистой, без сорванных ниток.
Нарезание ремонтной резьбы под гайку крепления ступицы шкива вентилятора производят в следующей последовательности: изношенную резьбу протачивают резцом на токарном станке до диаметра 16-0,14 -0,28мм (СМД-14) или 18_о,12 мм (СМД-7), затем растачивают канавку шириной 2 мм до диаметра соответственно 13,8 мм или 15,8 мм и на конце валика обтачивают фаску 1?45°. Резьбу ремонтного размера М16?1,5 кл 2а (СМД-14) или М18?1,5 кл. 2а (СМД-7) нарезают на станке резьбовым резцом. Для валика с резьбой ремонтного размера изготавливают гайку ремонтного размера из стали 30.
При износе или повреждении резьбы под болт крепления крыльчатки резьбовое отверстие рассверливают па токарно-винторезном станке до диаметра 8,4 мм и нарезают резьбу ремонтного размера М10 кл. 2.
Восстановление и ремонт шпоночной канавки. Шпопочная канавка может быть восстановлена заваркой с последующим нарезанием новой канавки или, при небольших износах, отремонтирована зачисткой с изготовлением шпонки увеличенного размера.
Заварка. Шпоночную, канавку с износом по ширине более 5,2 мм заваривают электродом диаметром 4 мм Э50А ГОСТ 9467—60.
Наплавленную поверхность зачищают на обдирочно-точильном станке. Фрезеруют новую шпоночную канавку на горизонтально-фрезерном станке 6Н82Г. Валик устанавливают в центры делительной головки и задней бабки и фрезеруют хвостовой фрезой Б для сегментных шпонок в соответствии с размерами, показанными на рис. 80.
После фрезерования шпоночного паза плоским личным напильником удаляют заусеницы и притупляют острые, кромки.
Чистота обработанных поверхностей должна соответствовать чистоте поверхностей, показанной на рис. 80.
Смещение шпоночного паза относительно диаметральной плоскости должно быть не более 0,08 мм; перекос шпоночного паза должен быть не более 0,03 мм на его длине.
Зачистка. При износе шпоночной канавки по ширине в пределах 5,02—5,20 мм стенки шпоночной канавки зачищают трехгранным шабером или плоским личным напильником.
Боковые поверхности шпоночной канавки должны быть чистыми и параллельными друг другу и оси валика.
Шпонку увеличенного размера изготавливают из стали 45.
Шпонка должна быть установлена в паз валика с натягом 0,02—0,03 мм. При установке на валик увеличенной шпонки необходимо подогнать по шпонке шпоночный паз в ступице шкива вентилятора.
Контроль шпоночного паза производят микрометром для внутренних измерений пределом измерения 5—30 мм или специальным шаблоном.
|