Если на плоскостях разъема шатуна и крышки забоины, заусеницы, риски или коробление, для восстановления изношенных поверхностей необходимо снять слой металла с поверхностей. В этом случае, т. к. диаметр нижней головки шатуна под вкладыши уменьшится, необходимо расточить нижнюю головку шатуна до нормального размера.
В случае износа поверхности отверстия нижней головки шатуна для создания припуска на ее обработку необходимо снять слой металла на плоскостях разъема шатуна и крышки шатуна.
Указанные операции производят лишь при условии сохранения в определенных пределах расстояния между осями верхней и нижней головок шатуна, т. к. изменение его влечет за собой изменение степени сжатия двигателя.
При значительных износах (повреждениях) поверхностей разъема и нижней головки шатуна под вкладыши восстановление их производят наплавкой с последующей механической обработкой.
Фрезерование.
Восстанавливают поврежденные поверхности разъема шатуна и крышки или изношенной поверхности отверстия нижней головки шатуна под вкладыши до диаметра 84,05—84,10 мм (СМД-14) или 81,05—81,10 мм (СМД-7) при расстоянии между осями верхней и нижней головок шатуна не менее 249,7 мм (СМД-14) или 229,7 мм (СМД-7) фрезерованием с последующим растачиванием нижней головки.
Поверхности разъема крышки шатуна фрезеруют на вертикально-фрезерном станке 6Н12 или 6М12П специальной торцовой фрезой диаметром 90 мм со вставными ножами из твердого сплава Т15К6.
На рис. 29 показана скоростная фреза для фрезерования плоскостей разъема шатуна и крышки шатуна. Она представляет собой конус с головкой, которая имеет четыре паза под резцы.
Корпус фрезы 1 изготавливают из стали 40Х и подвергают термообработке до твердости НRС 30?38. Восемь болтов 2 размером М10?22 изготавливают из стали 35. Резец 3 изготавливают из стали У8 и подвергают термообработке до твердости HRС 55—60. Резцы имеют напайку пластин твердого сплава Т15К6.
Для обработки плоскостей разъема шатуна или крышки шатуна фрезу (рис. 29) устанавливают коническим хвостовиком в конус шпинделя станка и закрепляют стяжным болтом, заворачиваемым в центровое отверстие размером М24?3.
Для установки и закрепления крышки на столе станка применяют приспособление, показанное на рис. 30.
Приспособление состоит из плиты-основания 1, двух нижних упоров 4, бокового упора 5, прижимной планки 6, стяжного болта 7, двух штифтов 3, фиксирующих приспособление на столе станка. Для крепления приспособления на столе станка плита-основание 1 имеет два выреза под болты 2.
Приспособление одинаково пригодно для обработки крышек шатунов как двигателей СМД-7, так и двигателей СМД-14 и их модификаций.
Детали приспособления изготавливают из следующих материалов. Плиту-основание 1 толщиной 25 мм изготавливают из листовой стали 35, боковой упор 5 толщиной 32 мм также изготавливают из стали 35. Изготавливают из стали 35 и болты 2 размером М18?60. Нижний упор 4, прижимная планка 6, стяжной болт 7 и фиксирующий штифт 3 изготовлены из стали 45 и термообработаны до твердости 40 —45.
Для обработки поверхностей плоскости разъема крышку шатуна устанавливают поверхностями под гайки шатунных болтов на два нижних упора 4 (рис. 30) и прижимают к боковому упору 5, на котором расположено установочное кольцо. После этого устанавливают прижимную планку 6 и крышку шатуна зажимают в приспособлении с помощью стяжного болта 7. В шпиндель станка устанавливают специальную фрезу (рис. 29). Настройку фрезы на необходимый размер обработки производят по приспособлению без детали по щупу, как показано на рис. 30.
Поверхность разъема шатуна также фрезеруют специальной торцовой фрезой (рис. 29), но на горизонтально-фрезерном станке 6Н82Г с применением приспособления, описанного выше (рис. 28). Режим фрезерования (крышки и шатуна):
Толщина снимаемого слоя металла с поверхности плоскости разъема крышки должна быть 0,3 мм, а для шатуна — 0,2 мм.
Контроль толщины снятого слоя может быть произведен замером высоты выточки под вкладыши с помощью индикаторного глубиномера до фрезерования и после фрезерования (рис. 31).
Чистота обработанных поверхностей разъема шатуна и крышки должна соответствовать 7 классу.
Поверхности разъема шатуна и крышки шатуна должны располагаться в одной плоскости с точностью 0,02 мм, а также быть перпендикулярны к поверхностям отверстий под шатунные болты диаметром 14 мм с точностью 0,1 мм на длине 30 мм.
Контроль неплоскостности поверхностей разъема осуществляется на поверочной плите 450X600 мм с помощью щупа; контроль перпендикулярности к поверхностям отверстий производят с помощью приспособления (рис. 27).
После обработки поверхностей разъема крышку и шатун собирают на технологических (рис. 32, а) болтах, изготовленных из стали 30 (для двигателей СМД-7 — на шатунных болтах) и гайки затягивают динамометрическим ключом с головкой 19 мм (СМД-14) или 22 мм (СМД-7) моментом равным 14—16 кгм.
Собранный шатун устанавливают в приспособление (рис. 33) к токарно-винторезному станку 1К62, на котором растачивают нижнюю головку шатуна с помощью оправки (рис. 34,а).
На рис. 33 показано приспособление для растачивания отверстий верхней и нижней головок шатуна двигателей СМД. Одно приспособление необходимо изготовить для шатунов двигателей СМД-14, а другое для шатунов двигателей СМД-7. Приспособление состоит из плиты-основания 1, стойки 4 и двух угольников 2, приваренных к плите /, прижимной планки 14, двух зажимных болтов 6 и четырех болтов (М12?50) 5 для крепления приспособления к суппорту токарно-винторезного станка 1К62.
К плите-основанию 1 прикреплены с помощью четырех винтов М8?30 два боковых упора 8, которые предупреждают приспособление от проворачивания на суппорте станка. К стойке 4 прикреплены с помощью восьми винтов М8?55 четыре опоры: 9, 10, 11 — под нижнюю головку и 17—под верхнюю головку шатуна, а также задний упор 22 под базовую поверхность (размер 36 мм) верхней головки шатуна. К этой же стойке 4 прикреплены: винтами М8?30 четыре боковых упора 7 под боковую торцовую поверхность нижней головки шатуна, а винтами М6?30 четыре боковых упора 3 под боковую, торцовую поверхность верхней головки шатуна, а винтами М6?55 две планки левая 16 и правая 19, в которые ввернуты винты (М10?40) 15 и винт (М10?50) 18 для прижима шатуна к опорам 9, 10, 11 и 17.
В комплект приспособления входят также пробка 20 шириной 42 мм и диаметром 48-0,075 -0,160 мм для шатунов СМД-14, а диаметром 46 -0,075 -0,10 мм для шатунов СМД-7 с установочно-компенсирующим штифтом 21 диаметром 5 мм и длиной 60,015 -0,01мм для шатунов СМД-14, а длиной 59,015 -0,01 мм для шатунов СМД-7 и ступенчатая пробка 13 высотой по установочной ступени 54 мм и диаметром 84-0,015 -0,038 мм для шатунов СМД-14, а диаметром 81-0,015 -0,038мм для шатунов СМД-7 со штифтом 12.
Детали приспособления изготавливают из следующих материалов. Установочно-компенсирующий штифт 21 изготавливают из стали У8 и подвергают термообработке до твердости HRC 50?55. Пробку 20 изготавливают из алюминиевого сплава Ал-9, а остальные детали — из стали 45, термообработанные до твердости НRС 40?45.
При растачивании нижней головки шатуна плиту- основание 1 приспособления (рис. 33) устанавливают по соответствующим четырем отверстиям под болты и зажимают на суппорте станка. В шпиндель станка устанавливают оправку (рис. 34,а) с выставленньш резцом.
С помощью контрольного шатуна настраивают приспособление таким образом, чтобы ось оправки совпала с осью отверстия в нижней головке шатуна. После этого контрольный шатун с приспособления снимают.
Восстанавливаемый шатун устанавливают в приспособление боковыми поверхностями нижней и верхней головок на опоры 9, 10, 11 и 17 и прижимают вручную к боковым упорам 7 и 3, а также к заднему упору 22, который базирует шатун в приспособлении. Если базовый размер 36 мм нарушен заводом-изготовителем во время подгонки шатуна по весу, необходимо в отверстие верхней головки шатуна вставить пробку 20 и установочно-компенсирующий штифт- 21 соответствующих размеров в зависимости от марки шатуна (двигателя СМД-14 или СМД-7). Затем устанавливают прижимную планку 14 и с помощью зажимных болтов 6 и винтов 15 и 18 шатун окончательно зажимают в приспособлении, после чего производят растачивание.
На рис. 34 показаны оправки к приспособлению для расстачивания отверстий в нижней и верхней головках шатуна.
Оправка для растачивания отверстия в нижней головке шатуна (рис. 34,а) представляет собой конус Морзе № 5 с головкой для установки и закрепления резца. Оправка пригодна для шатунов двигателей СМД всех модификаций. Головка оправки 3 (рис. 34,а) имеет прямоугольный паз 12?13 мм, куда устанавливают резец с пластинками из твердого сплава. Под прямым углом к пазу в головку оправки 3 ввернуты два зажимных винта 1 и 2. Для регулировки вылета резца при растачивании шатунов вдоль оси паза расположено резьбовое отверстие под регулирующий винт 4.
Оправки для растачивания отверстий в верхней головке шатуна (рис. 34,б) аналогичны по конструкции описанной выше оправке.
При растачивании отверстий в верхней головке шатуна оправку, с выставленным и зажатым резцом устанавливают в конус шпинделя станка 1К62 и зажимают с помощью стяжного болта, заворачиваемого в центровое отверстие конуса тела оправки.
Обе оправки 3 (рис. 34) изготовлены из стали 45 и термообработаны до твердости НRС 40?45. Зажимные и регулировочные винты 1, 2 и 4 изготовлены также из стали 45, но термообработаны до твердости НRС 30?40.
Нижнюю головку, шатуна растачивают резцом с пластинкой из твердого сплава Т30К4 до диаметра 83,96+0.02 мм (СМД-14) или 80,96 +0,02 мм (СМД-7). Режим обработки:
Поверхность отверстия нижней головки шатуна после растачивания должна быть чистой, без задиров. На этой поверхности допускается одна спиральная или продольная риска (след вывода инструмента) глубиной не более 0,1 мм; продольная риска в нижней части поверхности не допускается. Чистота обработанной поверхности должна быть не ниже 6 класса.
Расстояние между осями отверстий верхней и нижней головок шатуна должно быть не менее 249,5 -0,1мм (СМД-14) или 229,5-0,1 мм (СМД-7).
Контроль межосевого расстояния отверстий верхней и нижней головок шатуна производят на приспособлении (рис. 24) по показаниям двух вертикально установленных индикаторов 3. Настройку приспособления производят так же как и при контроле изгиба и скрученности шатуна. В отверстие верхней головки шатуна устанавливают специальную разжимную оправку.
На этом приспособлении контролируют также правильность взаимного расположения осей верхней и нижней головок шатуна, которые должны быть параллельны и лежать в одной плоскости с точностью 0,06 мм на длине 100 мм.
Окончательную обработку поверхности отверстия нижней головки шатуна под вкладыши выполняют на хонинговальном станке 3Б833. Приспособление для зажима шатуна при хонинговании должно быть таким, чтобы деформация нижней головки шатуна была исключена.
Хонингование отверстия нижней головки шатуна производят шлифовальными брусками 11?9?45 БХ К310-6СТ1-СТ2К до диаметра 84+0,021 мм (СМД-14) или 81 +0,021мм (СМД-7). Режим обработки:
Овальность и конусность отверстия нижней головки шатуна должна быть не более 0,01 мм. Контроль размера и погрешностей формы отверстия осуществляется индикаторным нутромером пределом измерения 50— 100 мм с ценой деления 0,002 мм; настройку нутромера на нуль производят по установочному кольцу ? 84+0,004мм (СМД-14) или ? 81+0,004 мм (СМД-7).
Смещение оси отверстия нижней головки шатуна относительно плоскости разъема шатуна и крышки не должно превышать ±0,4 мм, при этом разность размеров (крышки и шатуна) в одном комплекте не должна превышать 0,4 Мм. Для контроля применяют приспособление, показанное на рис. 35.
Приспособление состоит из корпуса 1, во втулке 5 которого установлен индикатор 6. Закрепляют индикатор в корпусе винтом 7 размером М6?1.
Для настройки приспособления служит эталон 2, в средней части которого установлен палец 4, фиксируемый штифтом 3. Настраивают индикатор по эталону на 0 с натягом 1,1 —1,5 оборота стрелки, после чего приспособление поверхностями корпуса В устанавливают на плоскость разъема шатуна или крышки. По отклонению стрелки индикатора определяют смещение оси отверстия относительно плоскости разъема.
Корпус 1, эталон 2 и палец 4- изготавливают из стали 20, цементируют и калят до твердости HRC 56?60. Втулка 5 — бронзовая.
Чистота поверхностей А и В должна соответствовать 9—10 классу, остальных поверхностей — 6 классу. Непараллельность поверхности А и В допускается не более 0,005 мм.
Наплавка.
Изношенную поверхность отверстия нижней головки шатуна до диаметра более 84,05 мм (СМД-14) или 81,05 мм (СМД-7) при расстоянии между осями верхней и нижней головок шатуна менее 249,7 мм (СМД-14) или 229,7 мм (СМД-7), когда дальнейшее уменьшение межосевого расстояния за счет снятия слоя металла с поверхностей разъема и крышки является недопустимым, восстанавливают наплавкой с последующей механической обработкой.
Перед сборкой шатуна для наплавки в отверстия шатунных болтов устанавливают стальные втулки (рис. 32,в), а на поверхности разъема стальные прокладки (рис. 32,г), предохраняющие от оплавления ненаплавляемые поверхности.
Шатун собирают на специальных болтах, изготовленных из стали 30 (рис. 32,б) и закрепляют в приспособление для автоматической наплавки под слоем флюса (рис. 36).
Приспособление для наплавки устанавливают на токарном станке.
Наплавку поверхности отверстия нижней головки шатуна производят аппаратом для автоматической наплавки А-580 со сварочной машиной ПС-300 или ПС-500. Электродом служит проволока диаметром 1,0—1,6 мм из стали 45; в качестве флюса применяют флюс АН-348А мелкой грануляции.
Поверхность нижней головки шатуна под вкладыши наплавляют до диаметра 80 мм (СМД-14) или 77 мм (СМД-7). Режим наплавки:
Наплавленный слой должен быть ровным и плотным, без трещин и пережога. Твердость наплавленного металла должна быть НВ 220?280.
Специальные болты после наплавки удаляют и нижнюю головку шатуна разрезают строго по ранее установленным прокладкам прорезной фрезой 80?2 мм на горизонтально-фрезерном станке 6Н82Г.
Шатун при этой операции закрепляют в станочных тисках, установленных на столе фрезерного станка.
Затем шатун и крышку шатуна устанавливают на подставку для наплавки и поверхности их разъема наплавляют электросваркой до размера от опорных поверхностей под головку и гайку шатунного болта 48 мм (СМД-14) или 44 мм (СМД-7) для шатуна и 42 мм (СМД-14 и СМД-7) для крышки.
Наплавку производят с помощью электросварочного трансформатора СТН-350 электродом ОЗН-250 диаметром 4 мм при напряжении 28—30 в и силе тока 170— 200 а.
Поверхности разъема крышки шатуна фрезеруют на вертикально-фрезерном станке 6Н12 или 6М12П с установкой крышки в зажимное приспособление, показанное на рис. 30. Фрезерование производят специальной торцовой фрезой диаметром 90 мм (рис. 29) со вставными ножами из твердого сплава Т15К6 до размера от опорных поверхностей под гайку шатунного болта 40 -0,62мм (СМД-14 и СМД-7). Режим обработки:
Шатун для обработки наплавленных поверхностей разъема устанавливают в приспособление (рис. 28), описанное ранее, и фрезеруют на горизонтально-фрезерном станке 6Н82Г торцовой фрезой со вставными ножами (рис. 29).
Фрезеруют поверхности разъема шатуна до размера от опорных поверхностей под головку шатунного болта 46 -0,62мм (СМД-14) или 42-0,62мм (СМД-7) при тех же режимах обработки, которые даны для крышки шатуна.
Чистота обработанных поверхностей разъема шатуна и крышки должна соответствовать 7 классу.
Поверхности разъема шатуна и крышки шатуна должны лежать в одной плоскости с точностью 0,02 мм и должны быть перпендикулярны к поверхностям отверстий под шатунные болты диаметром 14 мм с точностью 0,1 мм на длине 30 мм.
Контроль неплоскостности поверхностей разъема осуществляют на поверочной плите 450?600 мм с помощью щупа; контроль перпендикулярности к поверхности отверстий производят с применением специального приспособления (рис. 27).
Для удаления стальных втулок, которые остались в отверстиях под шатунные болты, шатун и крышку устанавливают в кондуктор и на вертикально-сверлильном станке 2А135 высверливают втулки сверлом диаметром 13,8 мм. Затем отверстия под болты зачищают разверткой диаметром 14 мм. После зачистки диаметр отверстия под шатунные болты должен соответствовать размеру, показанному на рис. 23. Чистота поверхностей разъема должна быть не ниже 6 класса. Диаметр отверстия можно проверять двухсторонней пробкой ? 14A2а
После окончательной обработки поверхностей разъема шатун и крышку собирают на технологических (рис. 32,а) болтах (для шатунов двигателя СМД-7 — на шатунных болтах) и гайки затягивают динамометрическим ключом моментом (14—16кгм).
Шатун в собранном виде устанавливают на приспособление к токарному станку 1К62 для растачивания нижней и верхней головок (рис. 33) и отверстие нижней головки шатуна под вкладыши растачивают с помощью оправки (рис. 34,а) расточными резцами Т5К10 и Т30К4 до диаметра 83,96+0,02 мм (СМД-14) или 80,96 +0,02 мм (СМД-7). Режим обработки:
После растачивания поверхности отверстия нижней головки шатуна расстояние между осями верхней и нижней головок должно быть 250 -0,1 мм (СМД-14) или 230-0,1 мм (СМД-7). Остальные технические условия те же, что и при растачивании нижней головки шатуна после фрезерования плоскостей разъема без наплавки.
Следующей операцией является растачивание фасок 3+1,0?45° с двух сторон отверстия нижней головки шатуна. Растачивание производят на вертикально-сверлильном станке 2А135 резцовой головкой с фасочным резцом (или специальной зенковкой) при скорости резания 25— 27 м/мин (100 обочин) и подаче вручную. Шатун при этой операции устанавливают в специальное приспособление для зенкования фасок в отверстии нижней головки шатуна (рис.37).
Приспособление состоит из плиты-основания 1, установочного пальца 5, прикрепляемого к плите-основанию1 четырьмя винтами размером М8?26, а также из опорного кольца 3, прикрепляемого к плите-основанию 1 четырьмя винтами размером М8?18, и упора 4. Для крепления приспособления к столу станка плита-основание 1 имеет два выреза под болты 2.
Для зенкования фаски с одной или другой стороны шатун с собранной крышкой устанавливают на установочный палец 5 так, чтобы боковая поверхность нижней головки полностью опиралась на опорное кольцо 3. Приспособление должно быть установлено на станке так, чтобы ось установочного пальца совпадала с осью шпинделя станка.
Все детали приспособления являются универсальными, за исключением установочного пальца 5, который изготовлен двух размеров (рис. 37) и является сменным в зависимости от обработки шатунов двигателей СМД-7 или СМД-14 и их модификаций.
Детали приспособления (рис. 37) изготовлены из следующих материалов. Плита-основание 1 толщиной 20 мм изготовлена из листовой стали 35. Установочный палец 5, опорное кольцо 3 и упор 4 изготовлены из стали 45 и термообработаны до твердости НRС 40?45, а болт 2 размером М20?90 — из стали 35.
После зачистки кромок расточенных фасок трехгранным шабером поверхность фасок должна быть чистой, без задиров и заусенцев.
Окончательную обработку поверхности отверстия нижней головки шатуна под вкладыши производят на хонинговальном станке ЗБ8ЗЗ; приспособления, инструмент, режимы обработки и технические условия те же, что и при хонинговании нижней головки шатуна после фрезерования плоскостей разъема без наплавки.
Разобранные после хонингования шатун и крышку шатуна устанавливают в приспособления для фрезерования пазов под фиксирующие выступы вкладышей; шатун устанавливают в приспособление, показанное на рис. 28, а крышку — в приспособление, представленное на рис. 30.
Для обработки паза под фиксирующий выступ вкладыша крышку шатуна устанавливают поверхностями под гайки шатунных болтов на два нижних упора 4 (рис. 30) и прижимают к боковому упору 5, на котором расположено установочное кольцо. Затем ставят прижимную планку 6 и крышку шатуна зажимают в приспособлении с помощью стяжного болта 7. Причем в стяжных болтах, которых два (устанавливаемых в приспособлении того или иного размера в зависимости от обработки крышки шатуна соответствующего двигателя— СМД-14 или СМД-7), изготовлен кольцевой паз шириной 6?3. По этому пазу производят настройку дисковой фрезы диаметром 55 мм (рис. 38, а).
Настройку дисковой фрезы при фрезеровании паза под фиксирующий выступ вкладыша в шатуне производят также по кольцевой выточке переднего установочно-стяжного болта 3 (рис. 28).
Пазы шириной 6 +0,080 +0,240 мм (рис. 38,а) фрезеруют в приспособлениях на горизонтально-фрезерном станке 6Н82Г дисковой трехсторонней фрезой 55?6 мм. Режим фрезерования:
Боковые поверхности паза под фиксирующие выступы вкладыша должны быть параллельны торцовым поверхностям нижней головки шатуна.
Чистота обработаных поверхностей должна соответствовать чистоте обработки показанной на рис. 38, а.
Контроль пазов осуществляют шаблонами (рис. 38, б, в, г), которые изготовляют из стали 20, цементируют на глубину 0,8—1,1 мм и калят до твердости НRС 56 ? 60.
После всех произведенных операций на крышке и шатуне необходимо притупить личным напильником все кромки обработанных поверхностей под вкладыши, поверхностей разъема, а также зачистить трехгранным шабером окна для шатунных болтов в шатуне и крышке (для шатунов двигателей СМД-14 и их модификаций).
Последней операцией при обработке нижней головки шатуна является зенкование фасок в двух отверстиях шатуна к крышки диаметром 14 мм. Зенкование фасок может быть произведено на настольно-сверлильном станке НС-12А центровочной зенковкой 22 мм с углом 60° (СМД-14) или 90° (СМД-7) при скорости резания 21 м/мин (480 об/мин) и подаче вручную.
Поверхность фасок должна быть чистой, без задиров.
Обработанные шатун и крышку собирают на технологических (СМД-14, рис. 32,а) или шатунных (СМД-7) болтах и их гайки затягивают динамометрическим ключом моментом, равным 14—16 кгм.
|