В зависимости от величины износа опорных поверхностей шатуна и крышки под головку и гайку шатунного болта восстанавливать их можно:
1) фрезерованием до выведения следов износа, когда местное углубление от износа не превышает 0,3 мм, а размер от изношенной опорной поверхности до плоскости разъема для крышки более 39 мм (СМД-14 и СМД-7) и для шатуна более 45 мм (СМД-14) или 41 мм (СМД-7);
2) наплавкой с последующим фрезерованием до нормальных размеров, когда при наличии местного углубления от износа расстояния от изношенных опорных поверхностей до плоскости разъема менее указанных выше размеров.
Фрезерование.
Опорные поверхности крышки шатуна под гайку шатунного болта фрезеруют на вертикально-фрезерном станке 6Н12 или 6М12П концевой фрезой 40?190мм с коническим хвостовиком.
Для установки крышки на станке при фрезеровании применяют специальное приспособление (рис. 26). Оно состоит из плиты-основания 1, двух нижних упоров 4, бокового упора 5, прижимной планки 6, стяжного болта 7 и двух штифтов 3, фиксирующих приспособление на столе станка. Для крепления приспособления на столе станка плита-основание 1 имеет два выреза под болты 2.
Для фрезерования крышку шатуна устанавливают плоскостью разъема на нижние упоры 4 и прижимают боковой поверхностью к боковому упору 5, на котором расположено установочное кольцо. Затем устанавливают прижимную планку 6 и крышку шатуна зажимают в приспособлении с помощью стяжного болта 7. Фрезу устанавливают по щупу, как показано на рис. 26. Приспособление пригодно для обработки крышек шатунов как двигателей СМД-7, так и двигателей СМД-14 и их модификаций.
Детали приспособления изготавливают из следующих материалов. Плита-основание 1 толщиной 25 мм — из листовой стали 35. Боковой упор 5 толщиной 32 мм — из стали 35. Из стали 35 изготавливают и болты 2 размером М1?60 мм. Нижний упор 4, прижимная планка 6, стяжной болт 7 и фиксирующий штифт 3 — из стали 45 и термообрабатываются до твердости НRС 40?45. Режим фрезерования:
Чистота обработанных поверхностей крышки шатуна должна соответствовать 5 классу. Расстояние от опорных поверхностей до поверхности разъема должно быть не менее 38,7 мм (СМД-14 и СМД-7), при разности размеров в одной крышке—не более 0,1 мм. Опорные поверхности должны быть перпендикулярны к поверхности отверстий под шатунные болты диаметром 14 мм с точностью 0,1 мм на длине 30 мм; контроль осуществляется при помощи приспособления, показанного на рис. 27.
Приспособление — это калибр, изготовленный из стали У7А с закалкой до твердости НRС 56?60. Неперпендикулярность поверхности Т относительно поверхности А должна быть не более 0,01 мм.
Контроль с помощью калибра производят следующим образом: калибр устанавливают в отверстие под шатунный болт до упора поверхности Т в опорную поверхность крышки, после чего плоским щупом проверяют зазор между крайними точками поверхности Т и опорной поверхностью крышки шатуна.
Фрезеруют опорные поверхности шатуна под головкушатунного болта дисковой трехсторонней фрезой со вставными ножами из твердого сплава Т15К6 диаметром 90 мм на горизонтально - фрезерном станке 6Н82Г. Шатун при фрезеровании закрепляют в приспособлении, показанном на рис. 28.
Одно приспособление должно быть изготовлено для шатунов двигателей СМД-14, а другое — для шатунов двигателей СМД-7, так как при одинаковом устройстве приспособлений имеют место значительные отклонения отдельных размеров, что видно из рис. 28.
Приспособление состоит из плиты-основания 1, к которой приварена вертикальная стойка 8, а также пяти упоров (заднего 5, заднего нижнего 4 и заднего бокового 1, переднего нижнего 11 и переднего бокового 10), установочного штифта 6, прижимных колец 2 и планки 12, двух установочно-стяжных болтов 3, М22?140, и четырех болтов (М18?50) 9 для крепления приспособления к столу станка. Задний упор 5 приварен к плите-основанию 1, как и стойка 8. Остальные упоры привернуты винтами М8?35 к плите-основанию 1 и стойке 8. Для установки и фиксирования приспособления на столе станка в плите-основании 1 запрессованы четыре гладких штифта размером 18?40 мм по глухой посадке второго класса точности.
Плита-основание 1 и стойка 8 изготовлены из листовой стали Ст. 3, установочно-упорный штифт 6 (?5?30) из стали У8 и термообработан до твердости НRС 50?55. Все остальные детали приспособления из готовлены из стали 45 и термообработапы до твердости НRС 40?45.
Приспособление устанавливают на стол горизонтально-фрезерного станка 6М82Г (6Н82Г).
Для обработки шатун устанавливают в приспособлении так, чтобы верхняя и нижняя головки опирались боковыми поверхностями соответственно на нижние упоры 4 и 11, а верхняя головка верхней базовой плоскостью упиралась в задний упор 5, причем цифры на шатуне должны быть расположены в сторону рабочего, который производит обработку шатуна.
Если базовый размер 36 мм (рис. 23) заводом-изготовителем нарушен во время подгонки шатуна по весу, в отверстие заднего установочно-стяжного болта 3 устанавливают установочно-упорный штифт 6 соответствующего размера, который будет выполнять роль заднего упора 5. Затем на установочно-стяжные болты 3 устанавливают прижимное кольцо 2 и прижимную планку 12 и шатун прижимают к боковым опорам 7 и 10, окончательно закрепляя его в приспособлении.
При фрезеровании поверхностей шатуна под головки шатунных болтов на шпиндель станка устанавливают трехстороннюю дисковую фрезу. Сначала обрабатывают поверхности шатунов с одной стороны, а затем — с другой. Режим фрезерования:
Чистота обработанных поверхностей шатуна должна соответствовать 5 классу. Расстояние от опорных поверхностей до поверхности разъема должно быть не менее 44,7 мм (СМД-14) или 40,7 мм (СМД-7). Опорные поверхности должны быть перпендикулярны к поверхностям отверстий под шатунные болты диаметром 14 мм с точностью 0,1 мм на длине 30 мм; приспособление для контроля показано на рис. 27.
После фрезерования опорных поверхностей шатуна и крышки под головку и гайку шатунного болта необходимо снять заусеницы и притупить острые кромки с помощью плоского личного напильника.
Наплавка.
Опорные поверхности шатуна и крышки под болт и гайку шатунного болта очищают от ржавчины стальной щеткой и вставляют в отверстия под шатунные болты медные или графитовые стержни диаметром 14 мм, предохраняющие от оплавления кромки отверстий.
Наплавляют поверхности электросваркой вручную электродом ОЗН-250, диаметром 4 мм при силе тока 170—200 а и напряжении 28—30 в с питанием электрической дуги от электросварочного трансформатора СТН-350.
Наплавляют поверхности до размера от опорных поверхностей до плоскости разъема: для крышки — 42 мм (СМД-14 и СМД-7), для шатуна—48 мм (СМД-14) или 44 мм (СМД-7).
Наплавленный слой металла должен быть ровным без трещин и пережога. Твердость наплавленного слоя должна быть НВ 220—280.
После наплавки опорные поверхности шатуна и крышки фрезеруют с применением указанного выше оборудования и приспособлений. Фрезеруют опорные поверхности до размеров соответственно данным, показанным на рис. 23, с соблюдением изложенных ранее технических условий.
Режимы обработки при фрезеровании приведены в табл. 21.
|