Главное меню

Главная Восстановление и ремонт двигателей СМД Кривошипно-шатунный механизм двигателя СМД Шатун двигателя СМД Восстановление опорных поверхностей шатуна и крышки под головку и гайку шатунного болта
Восстановление опорных поверхностей шатуна и крышки под головку и гайку шатунного болта

В зави­симости от величины износа опорных поверхностей ша­туна и крышки под головку и гайку шатунного болта восстанавливать их можно:

1) фрезерованием до выве­дения следов износа, когда местное углубление от изно­са не превышает 0,3 мм, а размер от изношенной опор­ной поверхности до плоскости разъема для крышки бо­лее 39 мм (СМД-14 и СМД-7) и для шатуна более 45 мм (СМД-14) или 41 мм (СМД-7);

2) наплавкой с последующим фрезерованием до нормальных разме­ров, когда при наличии местного углубления от износа расстояния от изношенных опорных поверхно­стей до плоскости разъема менее указанных выше размеров.

Фрезерование.

Опорные поверх­ности крышки шатуна под гайку шатунного болта фрезеруют на вер­тикально-фрезерном станке 6Н12 или 6М12П концевой фрезой 40?190мм с коническим хвостови­ком.

Для установки крышки на станке при фрезеровании применяют спе­циальное приспособление (рис. 26). Оно состоит из плиты-основания 1, двух нижних упоров 4, бокового упо­ра 5, прижимной планки 6, стяжно­го болта 7 и двух штифтов 3, фик­сирующих приспособление на столе станка. Для крепления приспособления на столе станка плита-основание 1 имеет два выреза под болты 2.

Приспособление для фрезерования поверзностей крышки шатуна под гайки шатунных болтов

Для фрезерования крышку шатуна устанавливают плоскостью разъема на нижние упоры 4 и прижимают боковой поверхностью к боковому упору 5, на котором расположено установочное кольцо. Затем устанавливают прижимную планку 6 и крышку шатуна зажимают в приспособлении с помощью стяжного болта 7. Фрезу устанавливают по щупу, как показано на рис. 26. При­способление пригодно для обработки крышек шатунов как двигателей СМД-7, так и двигателей СМД-14 и их модификаций.

Детали приспособления изготавливают из следующих материалов. Плита-основание 1 толщиной 25 мм — из листовой стали 35. Боковой упор 5 толщиной 32 мм — из стали 35. Из стали 35 изготавливают и болты 2 раз­мером М1?60 мм. Нижний упор 4, прижимная план­ка 6, стяжной болт 7 и фиксирующий штифт 3 — из ста­ли 45 и термообрабатываются до твердости НRС 40?45. Режим фрезерования:

Чистота обработанных поверхностей крышки шатуна должна соответствовать 5 классу. Расстояние от опор­ных поверхностей до поверхности разъема должно быть не менее 38,7 мм (СМД-14 и СМД-7), при разности размеров в одной крышке—не более 0,1 мм. Опорные по­верхности должны быть перпендикулярны к поверхности отверстий под шатунные болты диаметром 14 мм с точностью 0,1 мм на длине 30 мм; контроль осущест­вляется при помощи приспособления, показанного на рис. 27.

Калибр для проверки перпендикулярности отверстия диаметром 14 мм к опорным поверхностям и плоскостям разъема шатуна

Приспособление — это калибр, изготовленный из ста­ли У7А с закалкой до твердости НRС 56?60. Непер­пендикулярность поверхности Т относительно поверхнос­ти А должна быть не более 0,01 мм.

Контроль с помощью калибра производят следую­щим образом: калибр устанавливают в отверстие под шатунный болт до упора поверхности Т в опорную по­верхность крышки, после чего плоским щупом проверя­ют зазор между крайними точками поверхности Т и опорной поверхностью крышки шатуна.

Фрезеруют опорные поверхности шатуна под головкушатунного болта дисковой трехсторонней фрезой со вставны­ми ножами из твердого спла­ва Т15К6 диаметром 90 мм на горизонтально - фрезерном станке 6Н82Г. Шатун при фрезеровании закрепляют в приспособлении, показанном на рис. 28.

Приспособление для фрезерования поверхностей шатуна под головки шатунных болтов, плоскости разъема и паза под фиксирующий выступ вкладыша

Одно приспособление должно быть изготовлено для шатунов двигателей СМД-14, а другое — для шатунов дви­гателей СМД-7, так как при одинаковом устройстве при­способлений имеют место зна­чительные отклонения отдель­ных размеров, что видно из рис. 28.

Приспособление состоит из плиты-основания 1, к которой приварена вертикальная стой­ка 8, а также пяти упоров (заднего 5, заднего нижнего 4 и заднего бокового 1, передне­го нижнего 11 и переднего бо­кового 10), установочного штифта 6, прижимных колец 2 и планки 12, двух установочно-стяжных болтов 3, М22?140, и четырех болтов (М18?50) 9 для крепления приспособления к столу станка. Задний упор 5 приварен к плите-основанию 1, как и стойка 8. Остальные упоры привернуты винтами М8?35 к плите-основанию 1 и стойке 8. Для установки и фиксирования приспособления на столе станка в плите-основании 1 запрессованы четыре гладких штифта размером 18?40 мм по глухой посадке второго класса точности.

Плита-основание 1 и стойка 8 изготовлены из листо­вой стали Ст. 3, установочно-упорный штифт 6 (?5?30) из стали У8 и термообработан до твердости НRС 50?55. Все остальные детали приспособления из­ готовлены из стали 45 и термообработапы до твердости НRС 40?45.

Приспособление устанавливают на стол горизонталь­но-фрезерного станка 6М82Г (6Н82Г).

Для обработки шатун устанавливают в приспособлении так, чтобы верхняя и нижняя головки опирались боковыми поверхностями соответственно на нижние упо­ры 4 и 11, а верхняя головка верхней базовой плоскос­тью упиралась в задний упор 5, причем цифры на шату­не должны быть расположены в сторону рабочего, кото­рый производит обработку шатуна.

Если базовый размер 36 мм (рис. 23) заводом-изго­товителем нарушен во время подгонки шатуна по весу, в отверстие заднего установочно-стяжного болта 3 уста­навливают установочно-упорный штифт 6 соответству­ющего размера, который будет выполнять роль заднего упора 5. Затем на установочно-стяжные болты 3 уста­навливают прижимное кольцо 2 и прижимную планку 12 и шатун прижимают к боковым опорам 7 и 10, окон­чательно закрепляя его в приспособлении.

При фрезеровании поверхностей шатуна под головки шатунных болтов на шпиндель станка устанавливают трехстороннюю дисковую фрезу. Сначала обрабатывают поверхности шатунов с одной стороны, а затем — с дру­гой. Режим фрезерования:

 

Чистота обработанных поверхностей шатуна должна соответствовать 5 классу. Расстояние от опорных по­верхностей до поверхности разъема должно быть не ме­нее 44,7 мм (СМД-14) или 40,7 мм (СМД-7). Опорные поверхности должны быть перпендикулярны к поверх­ностям отверстий под шатунные болты диаметром 14 мм с точностью 0,1 мм на длине 30 мм; приспособление для контроля показано на рис. 27.

После фрезерования опорных поверхностей шатуна и крышки под головку и гайку шатунного болта необходи­мо снять заусеницы и притупить острые кромки с помо­щью плоского личного напильника.

Наплавка.

Опорные поверхности шатуна и крышки под болт и гайку шатунного болта очищают от ржавчи­ны стальной щеткой и вставляют в отверстия под шатун­ные болты медные или графитовые стержни диамет­ром 14 мм, предохраняющие от оплавления кромки от­верстий.

Наплавляют поверхности электросваркой вручную электродом ОЗН-250, диаметром 4 мм при силе тока 170—200 а и напряжении 28—30 в с питанием электри­ческой дуги от электросварочного трансформатора СТН-350.

Наплавляют поверхности до размера от опорных по­верхностей до плоскости разъема: для крышки — 42 мм (СМД-14 и СМД-7), для шатуна—48 мм (СМД-14) или 44 мм (СМД-7).

Наплавленный слой металла должен быть ровным без трещин и пережога. Твердость наплавленного слоя должна быть НВ 220—280.

После наплавки опорные поверхности шатуна и крышки фрезеруют с применением указанного выше обо­рудования и приспособлений. Фрезеруют опорные по­верхности до размеров соответственно данным, показан­ным на рис. 23, с соблюдением изложенных ранее тех­нических условий.

Режимы обработки при фрезеровании приведены в табл. 21.