Необходимость правки шатуна устанавливают при контроле, который производят после выпрессовки втулки верхней головки на специальном приспособлении для проверки параллельности (изгиба) и расположения в одной плоскости (скрученности) осей верхней и нижней головок (рис. 24).
Приспособление состоит из плиты-основания 1, к которой с помощью двух болтов прикреплена призма 2 и приварен специальный угольник 6, в двух отверстиях которого и двух кронштейнах 4 установлены два индикатора 5 в горизонтальной и два индикатора 3 в вертикальной плоскостях.
Плиту-основание 1 и угольник 6 изготавливают из стали 45 и подвергают термообработке до твердости НRС 30?40. Призму 2 изготавливают из стали 45. Призма имеет напайки четырех пластин ВК-8 на скошенных поверхностях под специальные оправки, которые вставляют в отверстие нижней головки шатуна.
В наборе этих оправок четыре для шатунов двигателей (СМД-7 и СМД-14), каждая оправка имеет длину 160 мм.
Под отверстие верхней головки шатуна с запрессованной и обработанной втулкой имеется набор валиков. В наборе четыре валика для шатунов двигателя СМД-7 и двигателя СМД-14, каждый валик имеет длину 140 мм. Все оправки и валики одного и другого наборов изготовляют из стали 20, цементируют (на глубину 0,7?1,1 мм) и закаляют до твердости НRС 55?60.
В комплект приспособления входит универсальная разжимная оправка .под отверстие верхней головки шатуна, которая состоит из разжимной втулки 8 (рис. 24, вид А), конуса — стяжного болта 7 и свободного конуса — пальца 9. Все три детали разжимной оправки точно изготовлены из инструментальной стали (У7 или У8) и термообработаны до твердости НRС 55?60.
Для контроля шатуна на изгиб и скрученность при выпрессованной втулке верхней головки приспособление (рис. 24) настраивают следующим образом. По контрольному (новому) шатуну устанавливают на нулевое положение с натягом 1,0 мм стрелки двух вертикально 3 и двух горизонтально установленных индикаторов 5. Затем контролируемый шатун собирают с крышкой шатуна на шатунных болтах; в отверстие нижней головки устанавливают одну из оправок, а в отверстие верхней головки — специальную разжимную оправку. Шатун устанавливают на приспособление и по отклонениям стрелок индикаторов определяют величину изгиба и скрученности.
Изгиб и скрученность шатунов двигателей СМД-14 и СМД-7 должны быть не более 0,06 мм на длине 100 мм, при этом гайки шатунных болтов должны быть затянуты моментом, равным 14—16 кгм.
Если изгиб или скрученность превышают указанную величину, шатун подвергают правке.
Скрученный шатун правят в тисках с алюминиевыми подкладками с помощью приспособления (рис. 25). Шатун, который имеет изгиб, выправляют на прессе типа ОКС-030,10т.
|