Главное меню

Правка шатуна от изгиба и скрученности

Необходи­мость правки шатуна устанавливают при контроле, ко­торый производят после выпрессовки втулки верхней го­ловки на специальном приспособлении для проверки па­раллельности (изгиба) и расположения в одной плос­кости (скрученности) осей верхней и нижней головок (рис. 24).

Приспособление состоит из плиты-основания 1, к ко­торой с помощью двух болтов прикреплена призма 2 и приварен специальный угольник 6, в двух отверстиях ко­торого и двух кронштейнах 4 установлены два индика­тора 5 в горизонтальной и два индикатора 3 в верти­кальной плоскостях.

Приспособление для контроля шатуна

Плиту-основание 1 и угольник 6 изготавливают из стали 45 и подвергают термообработке до твердости НRС 30?40. Призму 2 изготавливают из стали 45. Приз­ма имеет напайки четырех пластин ВК-8 на скошенных поверхностях под специальные оправки, которые встав­ляют в отверстие нижней головки шатуна.

В наборе этих оправок четыре для шатунов двига­телей (СМД-7 и СМД-14), каждая оправка имеет дли­ну 160 мм.

Под отверстие верхней головки шатуна с запрессо­ванной и обработанной втулкой имеется набор валиков. В наборе четыре валика для шатунов двигателя СМД-7 и двигателя СМД-14, каждый валик имеет длину 140 мм. Все оправки и валики одного и другого наборов изго­товляют из стали 20, цементируют (на глубину 0,7?1,1 мм) и закаляют до твердости НRС 55?60.

В комплект приспособления входит универсальная разжимная оправка .под отверстие верхней головки ша­туна, которая состоит из разжимной втулки 8 (рис. 24, вид А), конуса — стяжного болта 7 и свободного кону­са — пальца 9. Все три детали разжимной оправки точ­но изготовлены из инструментальной стали (У7 или У8) и термообработаны до твердости НRС 55?60.

Для контроля шатуна на изгиб и скрученность при выпрессованной втулке верхней головки приспособле­ние (рис. 24) настраивают следующим образом. По контрольному (новому) шатуну устанавливают на нуле­вое положение с натягом 1,0 мм стрелки двух вертикаль­но 3 и двух горизонтально установленных индикато­ров 5. Затем контролируемый шатун собирают с крыш­кой шатуна на шатунных болтах; в отверстие нижней го­ловки устанавливают одну из оправок, а в отверстие верхней головки — специальную разжимную оправку. Шатун устанавливают на приспособление и по откло­нениям стрелок индикаторов определяют величину изги­ба и скрученности.

Изгиб и скрученность шатунов двигателей СМД-14 и СМД-7 должны быть не более 0,06 мм на длине 100 мм, при этом гайки шатунных болтов должны быть затяну­ты моментом, равным 14—16 кгм.

Приспособление для правки шатуна от скрученности

Если изгиб или скрученность превышают указанную величину, шатун подвергают правке.

Скрученный шатун правят в тисках с алюминиевыми подкладками с помощью приспособления (рис. 25). Ша­тун, который имеет изгиб, выправляют на прессе типа ОКС-030,10т.