Картер шестерен двигателей СМД-14 (дет. № СМД14- 0201, рис. 15) и СМД-7 (дет. № СМД7-0201-1, рис. 15) и их модификаций изготавливается из чугуна СЧ 15-32 и имеет твердость НВ 163-229.
Дефекты, при которых картер шестерен подлежит восстановлению:
1) износ или повреждение резьбы резьбовых отверстий более двух ниток;
2) износ установочных отверстий до диаметра более: под бурт пальца промежуточной шестерни — 60,15 мм; под бурт подшипника распределительного вала — 74,15 мм; под установочный фланец топливного насоса— 105,25 мм;
3) неплоскостность поверхностей, сопрягаемых с блок-картером и с крышкой картера шестерен, более 0,2 мм;
4) трещины на поверхности картера шестерен — не более двух трещин между установочными отверстиями.
Картер шестерен выбраковывают при износе установочных отверстий под привод гидронасоса более 0,2 мм, а также при наличии изломов, пробоин или более двух трещин в перемычках между установочными отверстиями.
Восстановление и ремонт резьбовых отверстий.
Резьбовые отверстия, имеющие износ или повреждение резьбы, восстанавливают постановкой резьбовых втулок.
Последовательность выполнения операций по восстановлению резьбовых отверстий следующая.
Изношенное резьбовое отверстие рассверливают на вертикально-сверлильном станке или электродрелью на всю глубину сверления данного отверстия, после чего в резьбовом отверстии нарезают резьбу. Из стали Ст. 3 изготавливают резьбовую пробку, которая должна иметь припуск по длине, обеспечивающий возможность захвата пробки эксцентриковым ключом для шпилек. Эксцентриковым ключом пробку заворачивают в подготовленное резьбовое отверстие. Резьбовые пробки должны завертываться туго до упора (в глухих отверстиях) или до выхода с противоположной плоскости. Выступающие части резьбовой пробки срезают и зачищают напильником заподлицо с основной плоскостью. Для фиксирования ввернутой резьбовой пробки ее кернят в 3—4-х местах или 1на границе соединения пробки с картером сверлят отверстие диаметром 3 мм на глубину 8—10 мм, в которое запрессовывают гладкий штифт.
Затем в пробках размечают, накернивают и сверлят отверстия, в которых метчиком нарезают соответствующую нормальную резьбу. Обеспечение правильности взаимного расположения отверстий при сверлении может быть достигнуто применением специального накладного кондуктора.
Последней операцией является зенкование резьбовых отверстий в резьбовых втулках до наружного диаметра резьбы. Зенкование производят зенковкой 22 мм с углом 120° на вертикально-сверлильном станке.
Данные, необходимые для восстановления резьбовых отверстий, приведены в табл. 12. Глубину сверления и глубину резьбы принимают согласно данным рис. 15.
Изношенные резьбовые отверстия могут быть также подвергнуты ремонту рассверливанием с последующим нарезанием резьбы ремонтного размера (табл. 12).
Однако в этом случае возникает необходимость в изготовлении из стали Ст. 3 или стали Ст. 4 болтов (шпилек), имеющих резьбу ремонтного размера и длину, соответствующую »нормальному болту (шпильке). Кроме этого, в деталях, сопрягаемых с картером шестерен, необходимо рассверлить отверстия до диаметра, соответствующего размеру ремонтного болта (шпильки), который должен проходить через это отверстие.
Восстановление установочных отверстий.
Изношенные установочные отверстия под бурт пальца промежуточной шестерни, бурт подшипника распределительного вала и установочный фланец топливного насоса восстанавливают постановкой втулок.
Отверстия, которые подлежат восстановлению, растачивают на вертикально-расточном станке 277А или 288Н до диаметра, приведенного в табл. 13.
Ремонтные втулки изготовляют из стали Ст. 3 или стали Ст. 4 с припуском на окончательную обработку после их запрессовки.
Размеры ремонтных втулок приведены в табл. 13.
Чистота наружной поверхности втулки должна быть не ниже 6 класса, внутренней—3 класса и торцовых поверхностей — 5 класса.
Втулки запрессовывают в расточенные отверстия и растачивают на вертикально-расточном станке до нормального диаметра, после чего в этих втулках растачивают фаску 1X45°.
Диаметр и чистота обработанных отверстий должны быть такими, как показано на рис. 15.
Восстановление поверхностей сопряжения картера с крышкой и блок-картером.
Во время эксплуатации, а также при заварке трещин в картере шестерен может иметь место коробление плоскостей сопряжения картера шестерен с крышкой и блок-картером.
Контроль неплоскостности соответствующих поверхностей картера шестерен производят на поверочной плите 450?600 с помощью щупа.
Поверхность картера, которая имет неплоскостность более 0,2 мм, шлифуют на вертикально-сверлильном станке типа 2А135 с применением приспособления, показанного на рис. 4.
Неплоскостность описанных выше поверхностей после шлифования допускается не более 0,1 мм на длине 200 мм в прижатом состоянии.
Заварка трещин.
Трещины на поверхности корпуса шестерен заваривают способом наложения отжигающих валиков по технологии, изложенной для блок-картера при заварке трещин водяной рубашки и в ребрах жесткости.
Трещины в перемычках между отверстиями заваривают тем же способом, но с дополнительной постановкой штифтов (скоб) по технологии, изложенной для блок-картера при заварке трещин водяной рубашки и в ребрах жесткости.
Трещины в перемычках между отверстиями заваривают тем же способом, но с дополнительной постановкой штифтов (скоб) по технологии, изложенной для блок-картера при заварке трещин водяной рубашки и в ребрах жесткости.
|