Картер маховика (рис 17) двигателя СМД-14 (деталь 14-0103-1) изготавливают из чугуна СЧ 21-40, твердость НВ 170—141, а картер маховика двигателя СМД-7 (деталь СМД7-0103А) изготавливают из чугуна СЧ 15-32, твердость НВ 169-229.
Картеры маховиков двигателей СМД-14 и СМД-7 не взаимозаменяемы.
Картер маховика подлежит ремонту при наличии следующих дефектов:
1) износ или повреждение резьбы;
2) трещины;
3) износ поверхностей отверстий под установочные штифты;
4) Коробление (неплоскостность поверхности, прилегающей к блок-картеру более 0,07 мм и поверхности, прилегающей к крышке муфты сцепления более 0,15 мм).
Картер маховика выбраковывают при:
1) изломе;
2) трещинах, не поддающихся ремонту.
Резьбовые отверстия восстанавливают при срыве не более одной нитки резьбы прогонкой метчиками, а при износе или срыве более одной нитки — нарезанием резьбы ремонтного размера или постановкой резьбовых пробок.
Ремонт и восстановление резьбовых отверстий
Ремонт и восстановление резьбовых отверстий производят по технологии восстановления резьбовых отверстий в блок-картере. Данные для восстановления резьб указаны в табл. 15.
При нарезании резьбы ремонтного размера в картере маховика необходимо:
а) Рассверлить:
- в крышке муфты сцепления отверстия во фланце, сопрягаемом с картером маховика, до диаметра 16 мм; сверлить отверстия необходимо .после проверки, т. е. когда крышка муфты сцепления (не будет садиться на место при постановке шпилек ремонтного размера в картере маховика;
- в лапах опор двигателя отверстия до диаметра 17 мм;
- во фланце корпуса стартера отверстия до диаметра 17 мм (СМД-14) и 19 мм (СМД-7);
- в кронштейне крепления реле-регулятора отверстия до диаметра 17 мм (СМД-7);
- в корпусе подшипника вала ведущего шкива вентиляторного ремня отверстия до диаметра 13 мм.
б) Изготовить из стали Ст. 3:
- болты крепления крышки муфты сцепления М14?1,5?35 (СМД-14) и М12?40 (СМД-7);
- шпильки М16? 1,5?60 крепления лап опоры двигателя;
- болты крепления стартера М16?1,5?40 (СМД-14) и М18?1,5?40 (СМД-7);
- шпильки (плоскость «В») М1бх1,5х35 (СМД-14);
- шпильки М14?1,5?40 (плоскость «А») (СМД-14);
- болты М8?16 крепления крышки на плоскости «Б» (СМД-14);
- шпильки М12?45 и М12?85 крепления корпуса подшипника вала ведущего шкива вентиляторного ремня (СМД-7);
- болты М16?1,5?30 крепления кронштейна реле-регулятора (СМД-7).
в)Изготовить из стали 30 конические пробки 3/4" и 5/8" (СМД-7), а из стали 20 пробку У5-0815-1 с резьбой М24-1,5 кл. 2 (по образцу пробок с нормальной резьбой).
г)Изготовить из стали 45 установочную шпильку СМД55у-0140 с резьбой М12?1,75 кл. 2 (по образцу шпильки с нормальной резьбой).
Заварка трещин.
Заварку трещин производят одним из трех способов: заварка специальным электродом, заварка стальным электродом методом наложения отжигающих валиков и заварка стальным электродом с постановкой скоб.
Заварка трещин специальным электродом. Определяют границы трещины, накернивают и сверлом диаметром 3 мм засверливают концы трещины. Разделывают трещину электросваркой (силой тока 250—300а при напряжении 30—35 в) или слесарно-механическим способом с использованием обдирочно-шлифовального станка типа ЗА382 с гибким валом или крейцмейселя. При разделке с кромок трещины снимают фаску 5?45°. Трещину заваривают электродом Э42 (ГОСТ 2671—44) или медножелезным электродом ОЗЧ-1 диаметром 4 мм.
Режим заварки: сила тока 160—180а, напряжение — 15—25 в.
Заварка трещины стальным электродом способом наложения отжигающих валиков. Подготовка места заварки производится так же, как и при заварке трещины специальным электродом. Кроме того, от грязи, масла и коррозии очищают места, прилегающие к трещине на 10—15 мм с каждой стороны. Поверхность картера в зоне трещины должна быть зачищена до металлического блеска.
При разделке трещины снимают фаску под углом 90°. Ширина разделки верхних кромок должна быть в 2— 3 раза больше толщины стенки; ширина разделки нижней части должна быть в пределах 10—12 мм.
Заварку трещины производят электродом из проволоки Св-08 диаметром 4 мм с меловой обмазкой способом наложения отжигающих валиков (этот способ, рассмотрен при заварке трещин в блок-картере).
Заварка трещин стальным электродом с постановкой скоб. Очищают до металлического блеска места, прилегающие к трещине, на ширину 30 мм с каждой стороны. Определяют границы трещины, накернивают и засверливают ее концы сверлом диаметром 3 мм. На расстоянии 10—25 мм от трещины по обе стороны сверлят сквозные отверстия диаметром 4—6 мм под углом 10— 15° к поверхности в разные стороны. Отверстия сверлят вдоль трещины в шахматном порядке на расстоянии друг от друга 35—40 мм.
В отверстия поперек трещины устанавливают скобы (штифты) из электродной проволоки диаметром 4— 6 мм и концы их загибают навстречу друг другу. Штифты сваривают между собой, обваривают, а трещину заваривают электродом из проволоки Св-08 с меловой обмазкой диаметром 4 мм способом наложения отжигающих валиков.
Сварной шов должен быть плотным, без трещин, раковин и пережога. Наплавленный металл должен быть выше поверхности детали на 2—3 мм-.
На обработанной поверхности сварной шов должен быть зачищен заподлицо с поверхностью основного металла.
Ремонт отверстий под установочные штифты.
Изношенные отверстия под установочные штифты на поверхности, сопрягаемой с блок-картером, ремонтируют развертыванием под увеличенные ремонтные размеры диаметром 14-0,012 +0,015 мм. Технология ремонта отверстий под установочные штифты картера маховика рассмотрена
при ремонте отверстий под установочные штифты в. блок-картере.
Изношенные отверстия в картере маховика под установочные штифты крышки муфты сцепления восстанавливают также развертыванием до диаметра 13,5 0,035 мм. Развертывание отверстий производят одновременно в картере маховика и крышке муфты сцепления в собранном состоянии.
При развертывании отверстий под увеличенные размеры необходимо изготовить из стали 45 или 40Х ремонтные штифты: один длиной 30 мм и диаметром 14,5-0,012 мм, а другой длиной 26 мм и диаметром 13,5+0,040 +0,075 мм.
Чистота цилиндрической поверхности штифтов должна соответствовать 7 классу. На обоих концах штифта, размер которого 14,5?30 мм, снимают фаску 3?60° и у штифтов — 13,5?26 мм снимают фаски 1,8?60°.
При повторных ремонтах или при больших износах и при повреждении отверстий под установочные штифты отверстия восстанавливают под большие ремонтные размеры с интервалом в 0,5 мм.
Восстановление привалочных плоскостей.
Коробление картера маховика — неплоскостность поверхности, прилегающей к блок-картеру, и поверхности, прилегающей к крышке муфты сцепления, устраняется шлифованием на плоскошлифовальном или на вертикально-сверлильном станке с использованием специального приспособления для торцового шлифования самоустанавливающимся кругом (рис. 4). При этом применяют шлифовальные круги КЧ80-50 МЗ-СМ1К; КЧ80-50, С1-С2Б или 340-25 МЗ-С1К. Диаметр круга должен быть не менее 550 мм.
Чистота обрабатываемых поверхностей должна соответствовать 5 классу.
Неплоскостность поверхности, сопрягаемой с блок- картером, допускается не более 0,07 мм на всей длине и поверхности, сопрягаемой с крышкой муфты сцепления, не более 0,15 мм на всей длине. Непараллельность указанных поверхностей между собой допускается не более 0,07 мм на длине 250 мм.
Плоскостность поверхностей проверяют на поверочт ной плите 750x1000 мм с помощью щупа набора № 3. Непараллельность поверхностей между собой проверяют на поверочной плите с помощью штангенрейсмасса.
|