Картер маховика двигателя СМД

Картер маховика (рис 17) двигателя СМД-14 (деталь 14-0103-1) изготавливают из чугуна СЧ 21-40, твер­дость НВ 170—141, а картер маховика двигателя СМД-7 (деталь СМД7-0103А) изготавливают из чугу­на СЧ 15-32, твердость НВ 169-229.

Картер маховика двигателя СМД

Картеры маховиков двигателей СМД-14 и СМД-7 не взаимозаменяемы.

Картер маховика подлежит ремонту при наличии сле­дующих дефектов:

1) износ или повреждение резьбы;

2) трещины;

3) износ поверхностей отверстий под установочные штифты;

4) Коробление (неплоскостность поверхности, при­легающей к блок-картеру более 0,07 мм и поверхности, прилегающей к крышке муфты сцепления более 0,15 мм).

Картер маховика выбраковывают при:

1) изломе;

2) трещинах, не поддающихся ремонту.

Резьбовые отверстия восстанавливают при срыве не более одной нитки резьбы прогонкой метчиками, а при износе или срыве более одной нитки — нарезанием резьбы ремонтного размера или постановкой резьбовых пробок.

Ремонт и восстановление резьбовых отверстий

Ремонт и восстановление резьбовых отверстий про­изводят по технологии восстановления резьбовых отвер­стий в блок-картере. Данные для восстановления резьб указаны в табл. 15.

При нарезании резьбы ремонтного размера в картере маховика необходимо:

а) Рассверлить:

- в крышке муфты сцепления отверстия во фланце, сопрягаемом с картером маховика, до диаметра 16 мм; сверлить отверстия необходимо .после проверки, т. е. когда крышка муфты сцепления (не будет садиться на место при постановке шпилек ремонтного размера в картере маховика;

- в лапах опор двигателя отверстия до диаметра 17 мм;

- во фланце корпуса стартера отверстия до диаметра 17 мм (СМД-14) и 19 мм (СМД-7);

- в кронштейне крепления реле-регулятора отверстия до диаметра 17 мм (СМД-7);

- в корпусе подшипника вала ведущего шкива вентиля­торного ремня отверстия до диаметра 13 мм.

б) Изготовить из стали Ст. 3:

- болты крепления крышки муфты сцепления М14?1,5?35 (СМД-14) и М12?40 (СМД-7);

- шпильки М16? 1,5?60 крепления лап опоры двига­теля;

- болты крепления стартера М16?1,5?40 (СМД-14) и М18?1,5?40 (СМД-7);

- шпильки (плоскость «В») М1бх1,5х35 (СМД-14);

- шпильки М14?1,5?40 (плоскость «А») (СМД-14);

- болты М8?16 крепления крышки на плоскости «Б» (СМД-14);

- шпильки М12?45 и М12?85 крепления корпуса под­шипника вала ведущего шкива вентиляторного ремня (СМД-7);

- болты М16?1,5?30 крепления кронштейна реле-ре­гулятора (СМД-7).

в)Изготовить из стали 30 конические пробки 3/4" и 5/8" (СМД-7), а из стали 20 пробку У5-0815-1 с резьбой М24-1,5 кл. 2 (по образцу пробок с нормальной резьбой).

г)Изготовить из стали 45 установочную шпильку СМД55у-0140 с резьбой М12?1,75 кл. 2 (по образцу шпильки с нормальной резьбой).

Заварка трещин.

Заварку трещин производят одним из трех способов: заварка специальным электродом, за­варка стальным электродом методом наложения отжи­гающих валиков и заварка стальным электродом с по­становкой скоб.

Заварка трещин специальным электродом. Определя­ют границы трещины, накернивают и сверлом диамет­ром 3 мм засверливают концы трещины. Разделывают трещину электросваркой (силой тока 250—300а при на­пряжении 30—35 в) или слесарно-механическим спосо­бом с использованием обдирочно-шлифовального стан­ка типа ЗА382 с гибким валом или крейцмейселя. При разделке с кромок трещины снимают фаску 5?45°. Тре­щину заваривают электродом Э42 (ГОСТ 2671—44) или медножелезным электродом ОЗЧ-1 диаметром 4 мм.

Режим заварки: сила тока 160—180а, напряжение — 15—25 в.

Заварка трещины стальным электродом способом наложения отжигающих валиков. Подготовка места заварки производится так же, как и при заварке трещи­ны специальным электродом. Кроме того, от грязи, масла и коррозии очищают места, прилегающие к трещине на 10—15 мм с каждой стороны. Поверхность картера в зо­не трещины должна быть зачищена до металлического блеска.

При разделке трещины снимают фаску под углом 90°. Ширина разделки верхних кромок должна быть в 2— 3 раза больше толщины стенки; ширина разделки ниж­ней части должна быть в пределах 10—12 мм.

Заварку трещины производят электродом из прово­локи Св-08 диаметром 4 мм с меловой обмазкой спосо­бом наложения отжигающих валиков (этот способ, рас­смотрен при заварке трещин в блок-картере).

Заварка трещин стальным электродом с постановкой скоб. Очищают до металлического блеска места, при­легающие к трещине, на ширину 30 мм с каждой сто­роны. Определяют границы трещины, накернивают и засверливают ее концы сверлом диаметром 3 мм. На рас­стоянии 10—25 мм от трещины по обе стороны сверлят сквозные отверстия диаметром 4—6 мм под углом 10— 15° к поверхности в разные стороны. Отверстия сверлят вдоль трещины в шахматном порядке на расстоянии друг от друга 35—40 мм.

В отверстия поперек трещины устанавливают скобы (штифты) из электродной проволоки диаметром 4— 6 мм и концы их загибают навстречу друг другу. Штиф­ты сваривают между собой, обваривают, а трещину за­варивают электродом из проволоки Св-08 с меловой об­мазкой диаметром 4 мм способом наложения отжигаю­щих валиков.

Сварной шов должен быть плотным, без трещин, ра­ковин и пережога. Наплавленный металл должен быть выше поверхности детали на 2—3 мм-.

На обработанной поверхности сварной шов должен быть зачищен заподлицо с поверхностью основного металла.

Ремонт отверстий под установочные штифты.

Изно­шенные отверстия под установочные штифты на поверх­ности, сопрягаемой с блок-картером, ремонтируют раз­вертыванием под увеличенные ремонтные размеры диа­метром 14-0,012 +0,015 мм. Технология ремонта отверстий под установочные штифты картера маховика рассмотрена

при ремонте отверстий под установочные штифты в. блок-картере.

Изношенные отверстия в картере маховика под уста­новочные штифты крышки муфты сцепления восстанав­ливают также развертыванием до диаметра 13,5 0,035 мм. Развертывание отверстий производят одновременно в картере маховика и крышке муфты сцепления в собранном состоянии.

При развертывании отверстий под увеличенные раз­меры необходимо изготовить из стали 45 или 40Х ре­монтные штифты: один длиной 30 мм и диаметром 14,5-0,012 мм, а другой длиной 26 мм и диаметром 13,5+0,040 +0,075 мм.

Чистота цилиндрической поверхности штифтов долж­на соответствовать 7 классу. На обоих концах штифта, размер которого 14,5?30 мм, снимают фаску 3?60° и у штифтов — 13,5?26 мм снимают фаски 1,8?60°.

При повторных ремонтах или при больших износах и при повреждении отверстий под установочные штифты отверстия восстанавливают под большие ремонтные раз­меры с интервалом в 0,5 мм.

Восстановление привалочных плоскостей.

Коробление картера маховика — неплоскостность поверхности, при­легающей к блок-картеру, и поверхности, прилегающей к крышке муфты сцепления, устраняется шли­фованием на плоскошлифовальном или на вертикально-сверлильном станке с использованием специального при­способления для торцового шлифования самоустанавли­вающимся кругом (рис. 4). При этом применяют шлифовальные круги КЧ80-50 МЗ-СМ1К; КЧ80-50, С1-С2Б или 340-25 МЗ-С1К. Диаметр круга должен быть не менее 550 мм.

Чистота обрабатываемых поверхностей должна со­ответствовать 5 классу.

Неплоскостность поверхности, сопрягаемой с блок- картером, допускается не более 0,07 мм на всей длине и поверхности, сопрягаемой с крышкой муфты сцепления, не более 0,15 мм на всей длине. Непараллельность ука­занных поверхностей между собой допускается не более 0,07 мм на длине 250 мм.

Плоскостность поверхностей проверяют на поверочт ной плите 750x1000 мм с помощью щупа набора № 3. Непараллельность поверхностей между собой проверя­ют на поверочной плите с помощью штангенрейсмасса.