Трещины водяной рубашки, трещины по картеру и в ребрах жесткости заваривают способом наложения отжигающих валиков или с дополнительной постановкой штифтов (скоб).
При заварке способом наложения отжигающих валиков концы трещины не засверливают, а кромки ее не разделывают.
Перед заваркой поверхность, расположенную на расстоянии 10—15 мм вокруг трещины, очищают от грязи, масла и ржавчины до металлического блеска. Очищают поверхность с помощью обдирочно-шлифовального станка типа ЗА382 с гибким валом, шлифовальным кругом ПП 125x25x32 КЧ80-50 МЗ-СМ1К, стальной щеткой или шабером. На расстоянии 10—12 мм от конца трещины наплавляют участок поперечными постепенно расширяющимися валиками. После остывания шва на нет накладывают второй слой отжигающих валиков. Второй конец трещины обваривают точно так же, как и первый.
Вдоль трещины с обеих сторон на расстоянии 1 — 1,5 мм от нее наплавляют подготовительные валики длиной 30—50 мм. Наплавка производится вразброс в последовательности, указанной цифрами на рис. 2 а.
В процессе заварки трещины места наплавки периодически охлаждают до температуры 18—20°.
После наложения с обеих сторон подготовительных
валиков и охлаждения детали их сваривают между собой соединительными валиками длиной 50—60 мм вразброс с перерывами для охлаждения.
Во время заварки трещины сила тока должна равняться 120—160 а, напряжение — 18—25 в. В качестве электрода применяют проволоку Св-08 диаметром 4 мм с меловой обмазкой или электроды ЦЧ-4.
Сварку выполняют на переменном токе, используя электросварочный трансформатор СТН-350, или на постоянном токе, применяя при этом преобразователь ПСО-300.
После заварки трещины блок-картер проверяют на герметичность. Если трещины располагались в водяной рубашке, такой блок подвергают испытанию на стенде для гидравлического испытания под давлением 4 г/см2 в течение одной минуты; при этом течь воды и «потение» не допускаются.
Для проверки плотности шва в картерной части шов натирают мелом, смачивают внутреннюю сторону стенки керосином и выдерживают в течение 5 минут. Просачивание керосина и образование пятен при этом не допускается.
Те места, где обнаружено просачивание воды, керосина или «потение», подвергают пайке мягкими припоями, заделывают эпоксидной пастой и различными по составу мастиками. При этом место пайки или заделки предварительно зачищают до металлического блеска.
В водяной рубашке пористость сварного шва устраняют опрессовкой специальными растворами или лаками. Так, например, 5,5%-ного водного раствора хлористого железа, 3,5%-ной натриевой селитры и 8%-ного взмученного железного сурика заливают в водяную рубашку блок-картера, создают давление 5—10 кг/см2 и выдерживают блок-картер при этом давлении 10—15 секунд. Затем раствор сливают и блок-картер сушат при окружающей температуре.
Опрессовка 10-процентным водным раствором жидкого стекла или 4,5-процентным раствором нашатыря производится под давлением 2—3 кг/см2. При этом блок-картер предварительно подогревают до температуры 85—95°. Затем с поверхности блок-картера смывают жидкое стекло, нагревают блок-картер до температуры 100—110° и выдерживают при этой температуре 10—15 .минут.
Заварка трещины с дополнительной постановкой штифтов (скоб) обычно производится в тех местах, где от сварного шва требуется высокая прочность. Участок поверхности в зоне трещины на расстоянии 25—30 мм с каждой стороны и от краев зачищают до металлического блеска. Определяют границы трещины, накернивают и засверливают концы трещины сверлом диаметром 4 мм. На расстоянии 10—25 мм от трещины по обе стороны ее в шахматном порядке с шагом 35—40 мм сверлят отверстия диаметром 4 мм, под углом 10—15° к поверхности в разные стороны. В отверстия, поперек трещины, устанавливают штифты из малоуглеродистой проволоки диаметром 4 мм и их концы загибают навстречу друг другу. При этом устанавливают штифты, у которых загибаются концы только с одной стороны или с обеих сторон стенки блок-картера.
Более прочный шов получается со штифтами, у которых загнуты концы с двух сторон. Штифты, у которых загибается только один конец, обычно вставляют там, где с другой стороны загнуть конец штифта не представляется возможным. В последнем случае штифты рекомендуется ставить на резьбе.
На рис. 2,б показана слесарная подготовка блок-картера к заварке трещины.
Затем штифты сваривают между собой, обваривают их и запаривают трещину методом наложения отжигающих «валиков. Обварку штифтов начинают с наплавки валиков в два слоя в последовательности, указанной цифрами на рис. 2,в. После наплавки производят окончательную обварку штифтов в той же последовательности.
После обварки штифтов производят заварку трещины в последовательности, указанной цифрами на рис. 2,г.
Как видно из рисунков, наплавка производится вразброс. При этом после наплавки 2—3 валиков делают перерыв для охлаждения детали.
Сварной шов должен быть плотный, без трещин, раковин, и пережога.
Заварку трещины с дополнительной постановкой штифтов производят таким же режимом и электродами, как и заварку трещин без предварительной ее разделки,— методом наложения отжигающих валиков.
|