Блок-картеры (рис. 1) двигателей СМД-14 (деталь № 14 0101—2) и СМД-7 (деталь № СМД7—0101—1) и их модификаций изготавливаются из чугуна СЧ 18—36, твердость HB 163—241.
Блок-картеры двигателей СМД-14 и СМД-7 не взаимозаменяемы. Отличия блок-картера двигателя СМД-14 от блок-картера двигателя СМД-7 обусловлены главным образом различным диаметром цилиндров (120 мм у СМД-14 и 115 мм у СМД-7), величиной хода поршня (140 мм у СМД-14 и 130 мм у СМД-7), различным диаметром коренных и шатунных шеек коленчатых валов. Увеличение диаметра цилиндров у двигателя СМД-14 по сравнению с двигателем СМД-7 обусловило увеличение диаметров отверстий под гильзы в блок-картере.

Различные диаметры коренных шеек коленчатых валов у двигателей СМД-14 и СМД-7 обусловили соответственно и различие в диаметрах расточек под коренные шейки в блок-картерах и крышках подшипников.
Блок-картер двигателя СМД-14 на 12 мм шире блок-картера двигателя СМД-7.
Увеличение хода поршня у двигателя СМД-14 по сравнению с СМД-7 обусловило увеличение высоты блок-картера на 28 мм.
Несмотря на различные диаметры цилиндров, расстояние между их осями у обоих блок-картеров одинаковое. Увеличение диаметра цилиндров в блок-картере двигателя СМД-14 достигнуто за счет увеличения диаметра расточки гнезд под гильзы.
В блок-картерах обеих моделей одинаковыми остаются размеры гнезд под опоры распределительного вала, отверстия под палец промежуточной шестерни, отверстия под толкатели и другие размеры.
Блок-картер подлежит восстановлению при наличии следующих дефектов:
1) трещины на наружной поверхности водяной рубашки в картерной части блок-картера (не более четырех, общей длиной не более одного метра); трещины в перемычках между отверстиями под гильзы цилиндров (не более двух);
2) пробоины на стенках водяной рубашки и картерной части блок-картера общей площадью не более 300 см2;
3) излом гнезда под уплотнительное резиновое кольцо гильзы не более 1/3 периметра;
4) повреждение или коробление верхней плоскости блок-картера на 0,15 мм и более;
5) износ или деформация посадочных мест .под вкладыши коренных подшипников до диаметра более 98,046 мм (СМД-14) и 95,046 мм (СМД-7);
6) износ отверстий (гнезд) под опорные шейки распределительного вала до диаметра: переднего подшипника — 55,42 мм, второй опоры — 52,39 мм, третьей — 48,37 мм и более;
7) износ отверстия под палец промежуточной. шестерни до диаметра более 40,04 мм;
8) износ отверстий под толкатели до диаметра 34,32 мм и более;
9) износ отверстий под установочные штифты картера маховика;
10) износ отверстий под направляющие втулки картера шестерен и крышки картера шестерен;
11) износ или повреждение резьбы.
Блок-картер выбраковывается при наличии:
1) более двух трещин между отверстиями под гильзы;
2) более четырех трещин в стенках водяной рубашки или меньше четырех, но общей длиной свыше одного метра;
3) более двух трещин, выходящих на обработанные поверхности блок-картера;
4) излома более чем одного гнезда или только одного гнезда под уплотнительное резиновое кольцо гильзы, но величиной более 1/3 периметра;
5) более двух пробоин или 1—2 пробоин общей площадью более 300 мм2 на наружной поверхности водяной рубашки и на поверхности картерной части;
6) трещин и обломов гнезд под вкладыши коренных подшипников, в гнездах под шейки распределительного вала, проходящих через масляные каналы, и в местах, недоступных для производства сварочных и других работ.
|