Для передачи мощности между турбиной и гребным валом устанавливают передачу.
Существуют три типа передач: гидравлическая, электрическая и зубчатая.
Гидравлическая передача осуществляется посредством центробежного насоса, приводимого в действие турбиной, и нагнетающего воду или масло на лопасти гидравлической турбины, которая вращает валопровод. Преимуществом гидравлической передачи является реверсивность, в результате чего не требуется установка специальных ступеней заднего хода. Из-за ряда существенных недостатков — сложности устройства и обслуживания, малого передаточного отношения (не более 5—1), невозможности передачи вращения от нескольких турбин и низкого к. п. д. (85— 90%) —гидравлические передачи в современных судовых турбинных установках не применяют.
Электрическая передача осуществляется с помощью электрогенератора, вращаемого турбиной, и гребного электродвигателя, вращающего гребной винт. Электрическая передача обладает некоторыми преимуществами: реверсивностью, бесшумностью, отсутствием промежуточных валов, возможностью дистанционного управления, возможностью мгновенной перегрузки гребных электродвигателей и полной мощностью переднего хода на заднем ходу. Электропередачи широко применяют на современных ледоколах, мощных буксирах и крупных пассажирских судах. Основные недостатки электропередач: относительно низкий к. п. д. (85—94%), высокая первоначальная стоимость, большой вес и габариты.
Зубчатая передача осуществляется посредством ведущих шестерен, насаженных на вал турбины, и ведомого колеса, вращающего валопровод. Эти передачи наиболее приемлемы для современных судовых энергетических установок с паровыми и газовыми турбинами. Они имеют высокий к. п. д. (96—98%), небольшой вес и габариты, просты в устройстве и обслуживании и обеспечивают передачу мощности от нескольких турбин на один гребной винт.
Зубчатые передачи делятся на одинарные и двойные. Передача с одной парой зубчатых колес позволяет уменьшить частоту вращения ведомого вала не более чем в 20 раз, а передачи с двумя парами колес — в 100—150 раз, что особо важно для современных быстроходных турбин. Двойные зубчатые передачи в свою очередь делятся на цепные и гнездовые. В цепных (рис. 39, а) передачи расположены последовательно одна за другой. В гнездовых или встроенных передачах (рис. 39,6) колеса первой пары размещаются между зубчатыми венцами колес второй ступени.
|