Ротор турбины состоит из следующих основных деталей: дисков или барабанов, рабочих лопаток, вала, упорного гребня и соединительной муфты.
На роторе реактивных турбин устанавливают разгрузочный поршень или думмис. По конструктивному исполнению роторы подразделяются на дисковые, барабанные и комбинированные. Выбор конструкции ротора зависит от типа турбины. В активных турбинах применяют дисковые роторы, в реактивных— обычно барабанные роторы и в активно-реактивных — комбинированные.
По способу изготовления различают роторы цельнокованые, составные и сварные.
В зависимости от частоты вращения роторы могут быть жесткими или гибкими. Жесткие роторы работают при частоте вращения значительно ниже критической, а гибкие роторы — при частоте вращения выше критической. Практически рабочая частота вращения при номинальной мощности
Критической (nкр) называется частота вращения ротора, при которой частоты его вынужденных и собственных колебаний совпадают. При критической частоте вращения наступает резонанс и ротор начинает вибрировать с увеличивающейся амплитудой колебаний, что может привести к его разрушению.
Для большей надежности роторы главных судовых турбин почти всегда выполняют жесткими. При этом напряжения, возникающие от совместного действия изгиба и кручения, укладываются в допустимые пределы. Гибкие роторы применяют в турбогенераторах, работающих с постоянной частотой вращения. При использовании гибких роторов диаметры вала (в местах расположения диафрагм), шеек подшипников и наружных уплотнений меньшие, в результате чего уменьшается вес ротора, снижаются потери пара на трение в подшипниках и утечка пара через уплотнения, а также расход масла.
Дисковые роторы выполняют цельноковаными и составными. Цельнокованые роторы изготовляют ИЗ ОДНОЙ ПОКОВКИ, и диски составляют одно целое с валом. Уплотнительные втулки, паро- и маслозащитные кольца, упорные гребни, соединительные муфты и прочие детали этих роторов большей частью делают съемными, и их посадка на вал осуществляется с натягом. Составные роторы состоят из гладкого или слегка ступенчатого вала и насаженных на него дисков.
На рис. 24 показан цельнокованый ротор ТНД ТЗА для сухогрузных судов типа «Ленинский комсомол». Ротор имеет девять дисков 6 переднего хода и три диска 7 заднего хода. С наружных сторон крайних дисков выточены канавки 8 («ласточкин хвост») для размещения груза при балансировке ротора. Отверстия 5 в дисках являются разгрузочными. На всех дисках проточены Т-образные пазы для установки рабочих лопаток. Шейками 4 ротор удерживается в опорных подшипниках. Заодно с ротором выточен упорный гребень 3 упорного подшипника и полумуфта 1 для передачи мощности от турбины к редуктору. Центральное сверление 2 выполняется для того, чтобы уменьшить вес ротора и чтобы можно было контролировать качество поковки. С носовой стороны к ротору присоединяют вал 10 с рабочим колесом 11 измерителя скорости. Гребни с канавками 12 предназначены для уплотнений, а специальный гребень 9 предохраняет паровые уплотнения от проникновения масла.
В случае больших диаметров ступеней применяют составные дисковые роторы. При нагревании диаметр диска несколько увеличивается, что может вызвать ослабление его посадки на валу. Поэтому посадка диска всегда производится с некоторым натягом.
Для предохранения дисков от проворачивания применяют шпонки, обычно устанавливаемые симметрично (по две) для лучшей балансировки ротора.
Посадка дисков осуществляется непосредственно на вал ротора или па конические втулки. При непосредственной посадке вал изготовляют ступенчатым, с рядом уступов, на каждый из которые насаживают один или два диска. Перед посадкой диски нагревают до 150—200° С в масляной ванне или при помощи специальных электротрансформаторов. Крайние диски укрепляют на валу стопорной втулкой.
На рис. 25 показана посадка дисков с помощью разрезных конических втулок. Натяг получают при запрессовке втулки 1 на определенную глубину. Установочное кольцо 2 обеспечивает зазор между соседними дисками в пределах 0,10—0,15 мм.
Барабанные роторы применяют в реактивных турбинах, у которых окружные скорости сравнительно невелики. По конструктивному исполнению они делятся на три типа: цельнокованые со сквозным центральным отверстием, применяемые в основном для быстроходных реактивных турбин небольшого диаметра; полые составные с отдельно откованными одной или обеими шейками вала; составные из насаженных на вал дисков или сваренные из отдельных дисков. На рис. 26 показан барабанный ротор, сваренный из отдельных дисков, по форме близких к диску равного сопротивления. Кормовой вал 1 откован заодно с разгрузочным диском (думмис) 2, а носовой 5 — заодно с последним диском 4. Двухвенечное регулировочное колесо 3 выполнено в виде отдельного кованого диска, сваренного с барабаном.
Комбинированные роторы используют в судовых турбинных установках большой мощности. Наиболее нагруженная часть ротора выполняется в виде диска, а менее нагруженная — в виде легкого полого барабана. Встречаются комбинированные роторы, в которых вал обычно со стороны высокого давления откован заодно с дисками, а в части низкого давления на вал насажены диски; в некоторых конструкциях на шейку цельнокованого или составного барабанного ротора насаживают один или несколько дисков и т. д.
Турбинные валы изготовляют коваными из углеродистой стали для вспомогательных турбин, имеющих небольшие напряжения, и из легированных сталей с присадками никеля, хрома, молибдена, ванадия и др. для главных турбин.
Допускаемые касательные напряжения от совместного действия изгибающего и крутящего моментов для валов из углеродистой стали принимают 35—40 Мн/м2 (350—400 кгс/см2) и для валов из легированной стали — до 65 Мн/м2 (650 кгс/см2).
Отдельные детали ротора (диски, соединительная муфта и др.) подвергаются статической балансировке, а ротор в собранном виде динамической балансировке.
|