Корпус турбины имеет цилиндрическую или слегка коническую форму, ее выбирают в соответствии с формой ротора.
В пазах корпуса укреплены кольцевые ряды направляющих лопаток (реактивные турбины) или диафрагмы, разделяющие корпус на отдельные камеры (активные турбины). Для удобства изготовления и сборки в корпусе турбины имеется горизонтальный разъем в плоскости, проходящей через ось вала. Кроме того, каждую половину крупного корпуса изготовляют с одним или несколькими вертикальными разъемами, упрощающими ее отливку, механическую обработку и сборку.
Корпуса вспомогательных турбин обычно выполняют с одним горизонтальным или вертикальным разъемом. Фланцы разъемов тщательно пришабривают и для создания паронепроницаемоести смазывают слоем специальной мастики толщиной 0,2—0,5 мм и крепят прочными болтами и шпильками. В крышке корпуса устанавливают четыре—восемь отжимных болтов (чтобы можно было отделить ее от нижней части корпуса). Для правильного положения крышки при вскрытии или закрытии корпуса фланцы разъемного соединения имеют два—восемь установочных болтов.
В нижней половине корпуса расположены опоры, с помощью которых турбину крепят к судовому фундаменту. Опоры турбин бывают неподвижные и подвижные (рис. 9, а). Подвижные опоры устанавливают со стороны впуска пара; они обеспечивают возможность теплового расширения корпуса турбины. Подвижные опоры подразделяются на скользящие и гибкие. На рис. 9, б показана скользящая опора. По фундаментной плите 2 скользит стул турбины 5, обычно имеющий указатель, по которому следят за расширением корпуса турбины при прогревании. Подвижность опоры достигается с помощью зазоров между направляющими планками 3 и лапой стула 4 и между направляющей шпонкой 1 и шпоночным пазом фундаментной плиты. На рис. 9, в показана неподвижная опора. Лапа стула 3 крепится к фундаментной плите 2 болтами 1. На современных судовых турбинах применяют гибкие опоры, состоящие из одного или нескольких соединенных между собой стальных листов, расположенных в плоскости, перпендикулярной к продольной оси. При тепловом расширении турбины в продольном направлении происходит упругая деформация листов.
Устройство корпуса турбины высокого давления (ТВД) судового турбозубчатого агрегата (ТЗА) показано на рис. 10. Верхняя 8 и нижняя 20 половины литого стального корпуса соединяются фланцами. Каждая половина корпуса состоит из двух частей, скрепленных между собой вертикальными фланцевыми соединениями 6. Нижняя половина корпуса опирается на продольную раму своими стульями, в которых расположены полуцилиндрические гнезда 1 и 12 для установки вкладышей опорных подшипников и гнездо 14 для упорного подшипника. Опорные и упорные подшипники имеют съемные крышки 2 и 13. Носовая часть корпуса 17 турбины скреплена со стулом 16 скользящим соединением обеспечивающим сохранение соосности расточек корпуса и стула при температурных деформациях корпуса. Кормовая часть корпуса сварена со стулом 25. Носовой стул установлен на гибких опорах 15, а кормовой жестко прикреплен к продольной раме. Внутри корпуса проточены кольцевые выточки: 3 и 11 — для обойм наружных уплотнений, 7 — для диафрагм и 9— для направляющего аппарата регулировочной ступени. Со стороны впуска пара, в верхней части корпуса, приварена литая сопловая коробка 10, с патрубком 5 впуска пара, отлитая заодно с клапанной коробкой, а в нижней части приварена литая сопловая коробка 19 первой группы сопел. Выпускная часть корпуса 4 отлита в виде улитки с патрубком 23, через который отводится пар в турбину низкого давления. Кроме выпускного патрубка и патрубков впуска свежего пара на корпусе имеются патрубки: 22 — для отвода пара из ТВД непосредственно в конденсатор, 21—для отбора пара на регенерацию, 18 и 24 — для отсоса пара в уравнительный коллектор от кормового и носового уплотнений.
Корпус турбины находится под воздействием давления находящегося в нем пара, усилий от опор ротора и вибраций, передающихся через эти опоры, усилий, приложенных к корпусу со стороны диафрагм и направляющих аппаратов, усилий, возникающих в результате температурных деформаций, и усилий от собственного веса и веса закрепленных в нем и на нем неподвижных деталей.
Корпуса современных судовых турбин отливают или сваривают из стали. Чугунное литье применяют для корпусов при температуре пара не выше 523° К. Наибольшее применение для изготовления корпусов получила углеродистая сталь С40. При температуре пара выше 693° К используют легированные стали, а при температуре порядка 773° К — хромомолибденовые стали марки 20 ХМ.
|