В камерах сгорания происходит сжигание топлива и образование газового потока с необходимой температурой.
Процесс горения в камерах протекает с большими объемными тепловыми напряжениями, достигающими (22—126) ? 106
дж/(м3?ч) и более.
На рис. 111 изображена схема камеры сгорания трубчатой конструкции. Камера состоит из цилиндрического корпуса 1, жаровой трубы 3 и форсунки 5.
Воздух, необходимый для сгорания топлива (первичный), поступает в жаровую трубу через лопаточное воздухонаправляющее устройство 4 в количестве, превышающем теоретическое расчетное в 1,1—1,2 раза. Проходя через это устройство, воздух «закручивается», что обеспечивает лучшее его смешение с топливом. В зоне горения температура газов достигает 2073—2273° К. Для снижения температуры газов, поступающих в проточную часть турбины, до приемлемых пределов используется вторичный воздух. Вторичный воздух проходит по кольцевому каналу между корпусом и жаровой трубой и охлаждает их стенки: часть его поступает в жаровую трубу через отверстие 2, а остальная смешивается с газовым потоком за жаровой трубой. Общий коэффициент избытка первичного и вторичного воздуха ? = 4?8. При недостаточном количестве воздуха в камере возникают зоны, где происходит неполное сгорание топлива, вследствие чего на стенках жаровой трубы появляется нагар в виде слоя сажи и кокса. Нагар затрудняет охлаждение стенок, в результате возникают местные перегревы, приводящие к короблению и появлению трещин в жаровых трубах. Унос частиц нагара в проточную часть турбины вызывает повреждение лопаток.
Наибольшее распространение в судовых газотурбинных установках получили прямоточные камеры сгорания трубчатой кольцевой конструкции с одной или несколькими жаровыми трубами горизонтального или вертикального расположения.
На рис. 112 показана блочно-кольцевая камера с шестью жаровыми трубами диаметром каждая порядка 200 мм. Камера сгорания состоит из корпуса 4 и крышки 2, в которую вмонтированы топливные форсунки 1 по одной на жаровую трубу 6; каждая жаровая труба имеет свой кожух 5, выходной газосборный патрубок 7, воздухонаправляющее устройство 9. Со стороны выхода газов камера сгорания покрыта слоем теплоизоляции 8.
В камере сгорания находится три блока зажигания 3. На входе жаровая труба имеет снаружи обтекаемую профилированную горловину, внутри лопаточный завихритель первичного воздуха, конический дефлектор и конический фронт. В центре завихрителя расположено отверстие для рабочей форсунки.
На рис. 113 показана камера сгорания с жаровой трубой жалюзийного типа с большим моторесурсом. Жаровая труба 2 состоит из набора конических колец, вставленных одно в другое; между кольцами образуются щели-жалюзи, по которым входит вторичный воздух. Коническая форма колец не только увеличивает прочность и жесткость трубы, но и улучшает ее охлаждение, так как охлажденная поверхность колец превышает поверхность, обращенную к пламени факела. Жаровую трубу и смеситель 3 монтируют в корпусе 1 камеры сгорания. Камера сгорания снабжена четырьмя рабочими форсунками 4, допускающими их замену м процессе эксплуатации камеры. Одна из форсунок запасная.
Топливные форсунки камер сгорания газотурбинных установок разнообразны по конструкции, но наибольшее распространение получили механические, у которых распыливание топлива осуществляется за счет значительного давления топлива.
На рис. 114 показана механическая двухконтурная топливная форсунка с общим соплом. Форсунка состоит из корпуса 6, сопла 11, выполненного как одно целое с завихрителем второго контура, завихрителя 10 первого контура, втулки 9, в которой смонтированы сопло и завихритель, втулки 7, разжимающей коническую прокладку 8, которая устраняет протечки топлива через резьбу, дефлектора 5, фланца 4, которым форсунка крепится по месту на камере сгорания, специальных штуцеров 3 и 2 с невозвратными клапанами и воздушной крышкой 1 с невозвратным клапаном. Через штуцер первого контура 3 (малый ход) топливо поступает на всех режимах работы газотурбинной установки. Второй контур работает одновременно с первым контуром на тех режимах, на которых давление топлива остается выше давления включения второго контура. Давление включения второго контура в данной форсунке равно 1,75 мн/м2. Охлаждение дефлектора форсунки осуществляется воздухом, подаваемым в полость воздушной крышки; одновременно воздух ограничивает нагарообразование на торце форсунки.
На рис. 115 показана головка форсунки. Расход топлива в ней регулируется плунжером 3, шток 2 которого связан с системой управления газотурбинной установки. В зависимости от положения плунжера он полностью или частично перекрывает отверстие 1 для поступления топлива в сопло.
|