Детали газовых турбин (лопатки, диски, камера сгорания и др.) работают в области высоких температур, испытывают большие напряжения и подвержены действию сильно окисляющей среды.
Для изготовления таких деталей применяют сплавы, содержащие никель, хром, ванадий, молибден, вольфрам, кобальт. Жаропрочные материалы газовых турбин должны обладать высокими пределами ползучести и длительной стойкости и противостоять коррозии в условиях высоких температур.
Детали, работающие при температурах до 823° К, изготовляют из малоуглеродистых и среднеуглеродистых сталей с содержанием около 0,5% молибдена, а также из хромомолибденовых, хромомолибденованадиевых и кремнехромомолибденовых сталей. К ним относятся стали ЭН10, ЭН145 и др. Для деталей (сопловых и рабочих лопаток, дисков, жаровых труб камер сгорания), работающих при температурах 773—923° К, используют стали аустенитного класса на хромоникелевой основе. Они содержат 14— 18% хрома и 9—30% никеля, имеют присадки титана, молибдена, вольфрама и ниобия. К этим сплавам относятся стали марок ЭИ69, ЭИ123, ЭИ405, 1Х18Н9Т, ЭИ417, ЭИ395 и др. Детали (сопла, лопатки, жаровые трубы камер сгорания), работающие при температурах 923—1073° К, изготовляют из сплавов на кобальтовой, никелевой и хромовой основе с присадками молибдена, вольфрама, ниобия.
Указанные материалы трудно поддаются механической обработке резанием, поэтому для облегчения изготовления деталей газовых турбин применяют прецизионное литье и прецизионную штамповку. В последнее время разрабатываются керамические и керамикометаллические материалы.
По конструкции газовые турбины принципиально не отличаются от паровых. Так как газовые турбины срабатывают меньшие теплоперепады, чем паровые, то они имеют в большинстве небольшое число ступеней (обычно одну или две). Регулирование мощности газовой турбины осуществляется за счет изменения количества сжигаемого в камере сгорания топлива (в турбине отсутствуют регулирующие клапаны — сопловые).
Судовая Г'ГУ характеризуется относительной простотой и отсутствием целого ряда элементов оборудования, присущих современной паротурбинной установке. В состав судовой газотурбинной установки входит, газовая турбина, воздушный компрессор, камеры сгорания, редуктор, топливная система, система смазки, охлаждения и пуска, приборы контроля и управления. В ГТУ с регенерацией тепла и промежуточным охлаждением воздуха входят также теплообменники — регенератор и воздухоохладители.
Рассмотрим некоторые конструктивные узлы газовых турбин.
Сопловой аппарат (рис. 105, а и б) состоит из наружной обоймы 1, внутренней обоймы 3 с уплотнением 4 и сопловых лопаток 2. Сопловые лопатки закрепляются в пазах обойм штифтами или приварными планками со скошенными боковыми поверхностями. Различные углы скоса наружных и внутренних планок препятствуют выпаданию лопаток. Сопловые лопатки монтируют в обоймах с радиальным зазором (учитывают возможность теплового расширения лопаток). Встречаются также сопловые аппараты сварной конструкции. Сопловые лопатки, подверженные действию высоких температур газа, изготовляют пустотелыми. По каналам пустотелой лопатки движется охлаждающий воздух.
Направляющие и рабочие лопатки набираются непосредственно в корпусе турбины или в обойме, монтируемой в корпусе. Чтобы снизить вредное действие высоких температур, направляющие лопатки первых ступеней выполняют пустотелыми с воздушным охлаждением и реже — с водяным. Ввиду значительного объемного расхода рабочего тела (газа) лопатки имеют большую высоту. Для обеспечения безударного входа газа на лопатки их выполняют с закруткой (винтовые).
На рис. 106 показаны различные лопатки газовых турбин. Конструкция лопаток и их хвостовиков позволяет заменять отдельные лопатки при их повреждении независимо от соседних.
Роторы судовых газовых турбин имеют в основном дисковую конструкцию. Для уменьшения возникающих в теле диска напряжений ему придают форму бруса равного сопротивления. Диск отковывают как одно целое с валом или присоединяют к валу с помощью различного рода креплений. На рис. 107 показан консольный ротор. Диск 4 соединяется с валом 7 специальными болтами 6. В месте прохода вала через корпус турбины расположено усиковое лабиринтное уплотнение 5. На диске расположены два ряда рабочих лопаток, первой 1 и второй 2 ступеней. Замковая планка 3 препятствует осевому смещению лопатки.
На рис. 108 показана схема воздушного охлаждения диска. Между полотном диска 1 и экраном 2 образованы каналы 3 и 4, к которым подводится воздух от одной из промежуточных ступеней компрессора. Давление воздуха должно быть несколько выше, чем давление газа.
Корпус турбины для удобства изготовления и монтажа чаще всего имеет горизонтальную плоскость разъема. С целью уменьшения температуры стенок и фланцевых соединений корпус иногда с внутренней стороны покрывают теплоизоляцией. Конструкция корпуса показана на рис. 123. Корпус ТВД состоит из литого наружного корпуса 8 и внутреннего 10, изготовленного сварным из жаропрочной стали и слоя теплоизоляции 9. В обоймах располагаются сопла первой и второй ступеней. Для предотвращения утечек газа в корпусе монтируют концевое лабиринтное уплотнение. Горизонтальные фланцы корпуса крепят специальными шпильками.
Для предотвращения утечки газов из проточной части турбины и охлаждающего воздуха из полости между корпусом и дисками применяют лабиринтные уплотнения аналогичных уплотнениям паровых турбин.
|