Система охлаждения двигателя предназначена для охлаждения деталей
(цилиндровых втулок, крышек, поршней, выпускных коллекторов и др.) двигателя, обеспечивая им нормальные условия работы. Существует две системы охлаждения — водяная и воздушная. Воздушная система охлаждения не нашла широкого применения на судах, однако в последние годы к ней проявляется повышенный интерес, так как при такой системе охлаждения уменьшается масса установки. Водяная система охлаждения является наиболее распространенной и, в свою очередь, подразделяется на проточную (охлаждение забортной водой) и замкнутую (охлаждение пресной водой). В современных двигателях охлаждение забортной водой почти не применяют. В замкнутых системах пресная вода охлаждается забортной.
На рис. 179 показана схема замкнутой системы охлаждения. Охлаждение двигателя осуществляется пресной водой, которая в поверхностном водоохладителе охлаждается морской забортной водой. Насос 14 подает пресную воду через магистраль 13 в блок двигателя. После охлаждения цилиндровых втулок, крышек и выпускного коллектора нагревшаяся пресная вода поступает в холодильник пресной воды 9. При недостаточной температуре вода через клапан 11 и магистраль 12 подается непосредственно на терморегулятор 6, который автоматически регулирует температуру и количество воды, поступающей в водоохладитель. Утечки пресной воды периодически пополняются из расширительного бачка 10. Уровень в бачке контролируется по водомерному стеклу. Воздушный гусек служит для сообщения воздушной полости бачка с атмосферой при колебаниях уровня воды в ней. Насос 3 забирает забортную воду через бортовой кингстон 1, фильтр 2 и подает в маслоохладитель 5 и водоохладитель 9. Отвод морской воды за борт осуществляется через сливной трубопровод и невозвратный клапан 8. Трубопроводы 4 и 7 — обводные. Насосы пресной и забортной воды приводятся от самого двигателя или могут иметь электрический привод. Преимущество замкнутой системы охлаждения состоит в том, что она позволяет повысить температуру пресной воды при выходе из двигателя до 353—363° К при перепаде температур 10—15° К и достигнуть постоянного температурного режима охлаждения независимо от нагрузки двигателя, а также снизить тепловые напряжения в деталях и тепловые потери.
|