Фундаментная рама. Основными конструктивными соотношениями фундаментных рам двигателей являются высота, равная (0,5—0,8) S, ширина (2,4—2,7) S, толщина верхней доски (0,10—0,18) d, толщина стенки продольной балки (0,05—0,08)
d, диаметр фундаментных болтов dф = (0,1?0,12) d и шаг болтов t =10d, где S — ход поршня; d — диаметр коленчатого вала.
Фундаментную раму рассчитывают на максимальные напряжения изгиба в наиболее опасных сечениях, которыми являются сечения I — I и II — II (рис. 228).
где D — диаметр цилиндра, м;
рz — наибольшее давление цикла в цилиндре, Мн/м2;
l1 — расстояние между опорами, м;
l2 — расстояние между фундаментными болтами, м;
W1 — момент сопротивления изгибу сечения I— I, м3;
W2 — момент сопротивления изгибу сечения II — II, м3;
[?]и — допускаемые напряжения на изгиб, принимаемые для чугунных рам равными 25—30 Мн/м2 и стальных 50— 60 Мн/м2.
С учетом напряжений изгиба от действия сил инерции определяют суммарные напряжения для сечения I—I, причем ?сум ? [?]и.
Для станин картерного типа изгибающий момент относительно сечения I — I М1 = pzl1 / 8 . При наличии анкерных связей изгибающий момент в сечении II — II M2 = pzl2’ / 8, где l2'— расстояние между анкерными связями, м.
Станина (рис. 229). При расчете станин картерного типа за расчетное усилие принимают Рz = ?D2 / 2 pz.
При отсутствии анкерных связей напряжения в наиболее опасном сечении I—I будут:
Где fmin — площадь ослабленного сечения I— I между осями цилиндра, м2; l — длина плеча, м; W — момент сопротивления сечения I — I, м3.
Суммарные напряжения ?сум = ?р + ?и ? [?].
Допускаемые напряжения принимают для станин из чугуна и легких сплавов равными 20—25 Мн/м2, стальных 40—60 Мн/м2.
Рубашки и цилиндровые втулки (рис. 230). Толщину стенки рубашки принимают равной (0,06—0,0075)D, а при наличии анкерных связей (0,05—0,06)D. В случае отсутствия анкерных связей рубашка испытывает растяжение от давления газов на крышку цилиндра. Возникающие в стенках рубашки напряжения растяжения
где D — диаметр цилиндра двигателя, м; D3 и D4 — внутренний и наружный диаметры рубашки, м.
Допускаемые напряжения принимают для чугунных рубашек равными 20—25 Мн/м2 и стальных литых 40—50 Мн/м2.
Буртик рубашки (сечение II—II) рассчитывается на скалывание
где ?—1,35?1,5 — коэффициент предварительной затяжки шпилек крышки цилиндра; D2 — диаметр опасного сечения; [?]ск принимают для чугунных рубашек равным 30—40 Мн/м2 и стальных 60—80 Мн/м2.
Фланец крепления цилиндра к станине испытывает изгиб, напряжение изгиба в сечении I—I будет
где W — момент сопротивления сечения: W = ?D5h12; [?]и принимают для чугунных рубашек равным 25—30 Мн/м2 и стальных 40—60 Мн/м2.
При наличии анкерных связей в стенках рубашки цилиндра возникают только напряжения сжатия
где F' — наименьшее сечение рубашки рассчитываемого цилиндра, м2; [?]сж для чугунных рубашек принимают равным 35—40 Мнм2.
Цилиндровые втулки подвержены напряжению от наибольшего давления горения рz, нормального давления N и температурного перепада в стенке. Кроме того, опорный бурт втулки воспринимает усилие затяжки крышечных шпилек. Принимая равномерным распределение напряжений по толщине стенки втулки, напряжение растяжения в верхней части втулки
где ? — толщина стенки цилиндровой втулки, м.
Допускаемые напряжения принимают для чугунных втулок равными 40—60 Мн/м2 и стальных 60—100 Мн/м2. Дополнительные напряжения в стенке втулки от перепада температур
где ? — коэффициент линейного расширения, для чугунных втулок ? = 1,1 ? 10-5 на 1°;
?t—разность температур внутренней и наружной стенок цилиндровой втулки; она может быть принята равной 125— 150° К;
Е — модуль упругости материала втулки: для чугуна Е = 88?10 Мн:м2 и для стали E = 210?103 Мн/м2: ? —коэффициент Пуансона, для чугунных втулок ? = 0,3.
Суммарное напряжение растяжения в стенке цилиндровой втулки
Для чугунных втулок [?]= 100?120 Мн/м2.
Толщина нижней части втулки принимается ?'= (0,5—0,7) ?.
Опорный бурт втулки подвержен сложным напряжениям:
где Рd — усилие затяжки крышечных шпилек, н; Рп и Рt — соответственно нормальная и касательная составляющие от усилия затяжки шпилек, н;
h2 — высота опасного сечения, м;
Dm — диаметр центра тяжести сечения, м;
l1 — плечо изгибающего момента, м.
Суммарные напряжения в опасном сечении III=III опорного бурта цилиндровой втулки
Допускаемые напряжения принимают для чугунных втулок равными 40—60 Мн/м2 и стальных 60—80 Мн/м2.
Напряжение смятия в уплотнительной канавке бурта
где Рd — усилие затяжки крышечных шпилек;
D1 — средний диаметр уплотнительной канавки, м;
т—ширина уплотнительной канавки, м.
При уплотнительной прокладке из красной меди принимают [?]см?100 Мн/м2.
Напряжения смятия опорного бурта цилиндровой втулки
Для чугунной втулки [?]см = 60?80.
Крышки цилиндров. Основные конструктивные зависимости для крышек: высота крышки равна (0,6?1,0)D, толщина наружных боковых стенок (0,06?0,03)D и толщина нижнего днища для малых двигателей 0,1 D и больших 0,05 D где D — диаметр цилиндра.
На рис. 231 показана схема действия сил на крышку. На крышку действуют давление газов рz и усилие затяжки болтов Рd. Крышка подвержена изгибу. Опасным сечением крышки при ее изгибе является диаметральное сечение, проходящее через отверстия для клапанов. На половину крышки при отсутствии давления газов в цилиндре действует суммарное усилие от предварительной затяжки крышечных шпилек Рd /2, которое вызывает на полукольце уплотнительного бурта равную себе реакцию Р1 /2. Можно принять, что реакция Р1 /2 приложена в центре тяжести полуокружности диаметра D1. Координаты приложения сил Рd/2 и Р1 !2 соответственно равны: Х= Dd/?; Y=D1/?.
Суммарный изгибающий момент в опасном сечении крышки при отсутствии давления газов в цилиндре
При работе двигателя крышка цилиндра дополнительно нагружается силой
Опорная реакция при этом уменьшится и будет Р1 = Рd—Рz'. Координата центра тяжести силы Р2'/2 будет z = 2 / 3 D1 /?.
Для работающего двигателя изгибающий момент в опасном сечении крышки
где ? — коэффициент предварительной затяжки крышечных шпилек. Напряжения растяжения в верхнем днище крышки
Где l1 и l2 — расстояния наиболее отдаленных растянутых или сжатых волокон от ее нейтральной оси, м;
j —момент инерции сечения крышки относительно нейтральной оси, м4.
В нижнем днище крышки возникают дополнительные напряжения сжатия, обусловленные тепловой нагрузкой:
где q — количество тепла, передаваемое через 1 м2 поверхности: для четырехтактных двигателей q= (0,071 +0,0186 п)Рi и двухтактных q = (0,121 +0,316 n)Рі;
п — частота вращения двигателя, об/сек;
? — толщина нижнего днища, м.
Суммарные напряжения сжатия для нижнего днища крышки при сгорании топлива ?сум = ?с + ?с‘ не должны превышать 150 Мн/м2 для чугунных и 250 Мн/м2 для стальных крышек.
|