Шатуны изготовляют коваными или штампованными из качественной или легированной стали круглого, овального или двутаврового сечения, которое обеспечивает достаточную жесткость при меньшей массе.
На рис. 148 показан шатун с неразъемной верхней головкой. Основными частями шатуна являются: нижняя мотылевая разъемная головка 1, шатунные болты 2, стержень 3 и верхняя головка 4. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая или стальная облицованная свинцовистой бронзой втулка 6. Для уменьшения трения головной подшипник можно делать игольчатым. Рабочую поверхность втулки покрывают тонким слоем антифрикционного сплава. Головной подшипник шатуна работает в весьма тяжелых температурных условиях и для его охлаждения и уменьшения износа подводится смазка под давлением через центральное сверление 7 в стержне шатуна или по специальной трубке, прикрепленной к стержню.
Нижняя мотылевая (шатунная) головка выполняется разъемной, в ней располагают стальные вкладыши с антифрикционным покрытием рабочей поверхности. Шатунные болты, соединяющие нижнюю часть подшипника с шатуном, изготовляют из высококачественных сталей и точно пригоняют к отверстию, чаще всего по нескольким направляющим пояскам. Во избежание самоотвинчивания гайки шатунных болтов шплинтуют. Для затяжки шатунных болтов рекомендуется пользоваться специальными динамометрическими ключами. Набор прокладок 5 обеспечивает регулирование зазора между вкладышем и мотылевой шейкой коленчатого вала. Масло для смазки мотылевого подшипника поступает через сверления мотылевой шейки коленчатого вала (рис. 149). На этом же рисунке видно устройство верхнего (головного) подшипника. Соединение шатуна с поршневым пальцем может быть осуществлено и другими способами, один из которых показан на рис. 150.
На рис. 151 показан разъемный шатун крейцкопфного двигателя. Отличительной особенностью этого шатуна является вильчатая форма верхней головки 1, съемные верхняя и нижняя 5 головки. Головные и мотылевый подшипники — разъемные, с помощью набора прокладок 2 и 4 между вкладышами подшипников можно регулировать масляный зазор. Регулирование высоты камеры сжатия осуществляется набором прокладок 3, монтируемых между нижней пяткой шатуна и верхней половиной мотылевой головки.
На рис. 152 показаны некоторые конструктивные разновидности мотылевых головок шатунов. Основным материалом для изготовления стержня шатуна является углеродистая сталь марки 30, 35, 40, а также легированные стали 18ХНВА, 12ХНЗА, 45Г2 и др.
|