Цилиндры могут быть изготовлены каждый отдельно или блоками.
Блочная конструкция цилиндров (рис. 134) характерна для двигателей средней и малой мощности. Она обеспечивает большую продольную жесткость двигателя в целом, несколько уменьшает его вес и стоимость изготовления, а также объем сборочных и пригоночных работ.
Рабочий цилиндр двигателя состоит из цилиндровой втулки 1 и рубашки 2, между которыми образовано зарубашечное пространство 4. В зарубашечном пространстве циркулирует вода, охлаждающая цилиндровую втулку. Каналы 3 служат для перепуска воды на охлаждение крышки цилиндров.
Цилиндры двухтактных двигателей несколько сложнее по конструкции, чем цилиндры четырехтактных двигателей. Наиболее распространенной является литая конструкция рубашки цилиндров. Рубашки или блок цилиндров имеют люки для осмотра и очистки зарубашечного пространства, а в самом низком месте — краны для выпуска воды при стоянке в холодное время года. Рубашки цилиндров изготовляют из чугуна марок СЧ18-36, СЧ21-40, СЧ24-44. Для быстроходных легких двигателей применяют алюминиевые сплавы.
Цилиндровые втулки обычно изготовляют из модифицированных чугунов (СЧ28-48, СЧ32-52) или легированных сталей (35ХМЮА, 38ХМЮА). Вставные втулки позволяют производить их замену при износе, а также исключают напряжения в цилиндре, вызываемые разностью температур втулки, соприкасающейся с горячими газами, и рубашки, имеющей температуру охлаждающей воды. Учитывая возможность теплового удлинения втулки, ее нижний конец делают незакрепленным. Цилиндровые втулки для повышения твердости рабочей поверхности и уменьшения их износа шлифуют и подвергают нитрированию или хромированию.
На рис. 135, а представлена цилиндровая втулка четырехтактного двигателя. Посадочными поясками 1 и 2 втулка соприкасается с рубашкой 10, а крышкой 11 цилиндра втулка фланцем 3 прижимается к опорной поверхности 15 (узел А) и стопорится винтами 16 (узел Б). Красномедная прокладка 14 обеспечивает газонепроницаемость между крышкой и втулкой цилиндра. Для этой цели могут быть использованы жаропрочные мастики. Если крышки нескольких цилиндров конструктивно объединены в одно целое, то газонепроницаемость достигается постановкой общей цельной медно-асбестовой прокладки.
Внутренняя рабочая поверхность втулки 8 называется зеркалом цилиндра. Для облегчения заводки поршня в цилиндр, а также для равномерного износа втулки в верхней части она растачивается на конус 6 или на конус с цилиндрической выточкой 7. Карманы 5 обеспечивают свободное открытие впускных и выпускных клапанов. Прорези 9 служат для прохода шатуна в плоскости его качания. Чтобы вода из зарубашечного пространства не попала в картер, в нижней части втулки устанавливается уплотнение (11, 17 — узел В).
Охлаждающая вода движется снизу вверх зарубашечного пространства и через наружный соединительный патрубок или по внутренним патрубкам 12 с уплотняющими резиновыми кольцами 13 поступает в пустотелую крышку цилиндра. Для уменьшения коррозии втулку снаружи покрывают антикоррозионными красками. В утолщенной средней части цилиндровой втулки 4 (рис. 135, б) двухтактного двигателя расположены окна: продувочные 5 и выпускные 3. Уплотнение со стороны газа достигается поясками 2 отожженной красной меди, а со стороны воды резиновыми кольцами 1 рубашки цилиндра 7. Подача смазки для втулки осуществляется через отверстия 6. Масло нагнетается в цилиндр лубрикатором под давлением порядка 5,0 Мн/м2.
На рис. 136 показан штуцер для смазки втулок. Невозвратный шариковый клапан 3 обеспечивает подачу масла порциями. Красномедная прокладка 1 создает плотность со стороны рабочей полости цилиндра; снаружи штуцер имеет водяное резиновое уплотнение 2. Количество штуцеров от двух до восьми. Смазка цилиндров быстроходных двигателей производится разбрызгиванием масла из картера.
Крышка цилиндра замыкает верхнее пространство цилиндра и образует вместе с днищем поршня и стенками втулки камеру сгорания. В крышках двигателя размещают клапаны: впускной, выпускной, пусковой, предохранительный, декомпрессионный и форсунку. На крышке может быть установлен индикаторный кран
и размещаются приливы для стоек осей клапанных рычагов.
Крышка подвержена действию высоких температур и больших давлений со стороны газов в цилиндре, поэтому в ее огневом днище возникают высокие напряжения. С целью устранения появления трещин острые кромки у выхода клапанных гнезд скругляются, а гнездо форсунки интенсивно охлаждается. Крышки изготовляют обычно из специальных жаростойких чугунов, обладающих прочностью и хорошими литейными свойствами. Форма крышки в плане может быть цилиндрической, квадратной, шести- или восьмигранной. Для легких быстроходных двигателей с диаметром цилиндра менее 200 мм делают одну крышку на два или несколько цилиндров (блок-крышки) или выполняют ее в виде общей отливки.
На рис. 137, а показана крышка четырехтактного двигателя. Она состоит из нижнего 3 и верхнего 2 плоских днищ, соединенных вертикальными стенками 1 и стаканами для клапанов: впускных 10, выпускных 6, форсунки 8, пускового 9 и предохранительного 7. Внутренние перегородки 5 обеспечивают хорошее омывание охлаждающей водой стенок крышки. Для осмотра и очистки внутренних водяных полостей крышки в боковых стенках последней располагается канал, закрываемый заглушкой или пробкой 11. Полость для воды, охлаждающей крышки цилиндра, иногда разделяется горизонтальной перегородкой 4 на нижнюю и верхнюю полости. Так как нижняя полость имеет меньшее сечение, чем верхняя, то вода в ней движется быстрее и интенсивно охлаждает днище крышки. Из верхней полости вода направляется на охлаждение выпускного коллектора.
Крышки двухтактных двигателей проще по конструкции. Форма огневого днища в них определяется типом камеры сгорания. На рис. 137, б показана составная крышка двухтактного тихоходного двигателя, а на рис. 137, в нижняя крышка двигателя двойного действия. В центре ее располагается .корпус уплотнительного устройства штока. Крышки крепят к цилиндру с помощью шпилек, болтов или анкерных связей. Для разгрузки деталей от растягивающих усилий, возникающих при работе двигателя, применяют анкерные связи, показанные на рис. 138. Известно, что чугун плохо работает на деформацию растяжения, а лучше на сжатие. Затяжкой анкерных болтов чугунные детали остова будут испытывать все время сжатие. Применение анкерных связей позволяет несколько снизить вес двигателя за счет уменьшения толщины чугунных стенок деталей остова.
|