Рабочий цикл двухтактного двигателя осуществляется за два такта (за один оборот коленчатого вала).
Процессы выпуска и наполнения цилиндра воздухом происходят только на части хода поршня (130—150° поворота коленчатого вала), а потому они значительно отличаются от таких же процессов в четырехтактных двигателях.
Процессы очистки цилиндра (выпуска) и продувки (наполнения) весьма сложны и зависят и от типа двигателя, и от самого устройства органов продувки и выпуска. В судовых двухтактных дизелях нашли применение различные устройства органов продувки и выпуска, т. е. различные системы продувок.
На рис. 8 изображена схема устройства двухтактного дизеля тронкового типа с прямоточно-клапанной продувкой.
В нижней части боковой поверхности рабочего цилиндра расположены продувочные окна, а в крышке цилиндра — выпускные клапаны. Продувочный воздух нагнетается в цилиндр продувочным насосом (в рассматриваемой схеме — продувочный насос роторного типа, или объемный насос). Он расположен сбоку и приводится в действие от распределительного вала. Выпускные клапаны приводятся в действие от распределительного вала, число оборотов которого равно числу оборотов коленчатого вала.
Индикаторная диаграмма данного двигателя показана на рис. 9.
Первый такт — сжатие воздуха в цилиндре начинается с момента перекрытия поршнем продувочных окон (точка 7, рис. 8 и 9). Выпускные клапаны закрыты. Давление воздуха в конце сжатия (точка 2) достигает 35— 50 кГ/см2 и температура 700—750° С.
Второй такт включает горение топлива, расширение продуктов сгорания, выпуск и продувку. Процесс подачи топлива в цилиндр и его сгорание заканчиваются так же, как и в четырехтактном дизеле, и осуществляются в период расширения (точка 3). Начало подачи топлива — точка 2' (рис. 9), а точка 2 — конец сжатия.
Максимальное давление цикла достигает 55—80 кГ/см2, а температура 1700—1800° С.
При дальнейшем движении поршня от ВМТ к НМТ происходит расширение продуктов сгорания и в момент открытия выпускных клапанов (точка 4), которые открываются раньше открытия кромкой поршня продувочных окон, начинается выпуск.
Открытие выпускных клапанов раньше открытия продувочных окон необходимо для снижения давления в цилиндре до давления продувочного воздуха к моменту открытия продувочных окон.
Следовательно, с момента начала открытия поршнем продувочных окон (точка 5) до полного их открытия (точка 6) и вновь до момента закрытия окон (точка 1, при обратном движении поршня от НМТ к ВМТ) происходит процесс продувки цилиндра.
Продувочный воздух, заполняя цилиндр, поднимается вверх, вытесняя отработавшие газы из цилиндра через клапаны в выпускной тракт.
Таким образом происходит одновременная очистка цилиндра от отработавших газов и наполнение цилиндра свежим зарядом воздуха.
Закрытие выпускных клапанов (конец выпуска) производится несколько позже закрытия поршнем продувочных окон (точка 6), что способствует лучшей очистке верхней части цилиндра от отработавших газов.
После закрытия выпускных клапанов рабочий цикл повторяется в той же последовательности.
На рис. 10 приведена развернутая индикаторная диаграмма рассматриваемого двухтактного дизеля, а на рис. 11—его круговая диаграмма распределения. Обозначения фаз распределения такие же, как и на рис. 9.
Как видно на индикаторной диаграмме, давление в цилиндре всегда выше атмосферного. Величина минимального давления в цилиндре зависит от величины давления продувочного воздуха. Давление продувочного воздуха составляет 1,2—1,5 ата и при работе двигателя с наддувом повышается до 2,5 ата.
На круговой диаграмме (см. рис. 11) углы обозначают следующие фазы распределения.
|