Основные признаки классификации судовых двигателей внутреннего сгорания сведены в табл. 1.
Исходным классификационным признаком в этой таблице принят род топлива, на котором работает двигатель.
Как видно из указанной таблицы, судовые двигатели работают: на тяжелом жидком топливе (газойль, «дизельное» топливо, соляровое масло, моторное топливо, мазут);
на легком жидком топливе (бензин, бензол, керосин, лигроин); на газообразном топливе (генераторный газ, природный газ).
Здесь недостает только твердого топлива. Уместно заметить, что опыты по сжиганию твердого пылевидного топлива в цилиндре двигателя в прошлом проводились.
Для работы двигателя в цилиндр необходимо подавать топливо и воздух. В целом процесс подачи топлива и воздуха принято называть процессом заряжения.
Двигатели, работающие на тяжелых жидких сортах топлива, имеют отдельный подвод воздуха и топлива (внутреннее смесеобразование). Топливо подается в цилиндр в распыленном виде, для чего подводится оно под высоким давлением. Раньше для этой цели применялся сжатый воздух — воздушное распыливание топлива. При этом цикл осуществляется:
за четыре хода поршня, или, соответственно, за два оборота коленчатого вала (четырехтактные двигатели);
за два хода поршня, или, соответственно, за один оборот коленчатого вала (двухтактные двигатели).
В двигателях, работающих на легких жидких сортах топлива, применяется так называемое внешнее смесеобразование, т. е. в цилиндр двигателя поступает смесь воздуха с парами топлива. Рабочий цикл осуществляется также в четыре и в два такта.
При работе двигателя на газообразном топливе применяют внешнее и внутреннее смесеобразование.
Заполнение цилиндра воздухом или рабочей смесью осуществляется:
в четырехтактных двигателях без наддува — непосредственно засасыванием рабочим поршнем и в двухтактных — продувочным воздухом или смесью повышенного давления; -
в четырехтактных двигателях с наддувом — воздухом или смесью повышенного давления, нагнетаемыми наддувочным агрегатом, и в двухтактных — продувочным воздухом.
По способу воспламенения рабочей смеси (табл. 1) двигатели различаются с самовоспламенением топлива, в которых топливо, впрыснутое в цилиндр, самовоспламеняется без постороннего источника зажигания, к с принудительным зажиганием, в которых воспламенение рабочей смеси происходит от внешнего источника (электрическая искра, жидкое запальное топливо). Жидкое запальное топливо от нагрева сжатой газовой смесью прежде самовоспламеняется, а затем воспламеняет уже газовую смесь.
Двигатели, работающие на легких сортах жидкого топлива, для осуществления внешнего смесеобразования имеют карбюраторы и поэтому называются карбюраторными.
Газовые двигатели, в которых жидкое топливо используется как запальное, называются газожидкостными.
Основные признаки классификации двигателей, рассмотренные в таблице, можно дополнить следующим.
По способу действия двигатели называются:
простого действия, когда рабочий цикл совершается только в одной полости цилиндра двигателя;
двойного действия, когда рабочий цикл совершается в обеих полостях цилиндра двигателя. Судовые двигатели двойного действия строятся только двухтактными и большой мощности;
двухтактные с противоположно движущимися поршнями (ПДП).
По конструктивному выполнению двигатели делятся на: тронковые двигатели, в которых роль ползуна выполняет направляющая (тронковая) часть поршня; двигатели с ползуном;
двигатели с вертикальным расположением цилиндров; двигатели с горизонтальным расположением цилиндров; двигатели с V-образным расположением цилиндров, а также с W-образным, ?-образным и т. д. ;
нереверсивные двигатели, имеющие одно постоянное направление вращения вала. При установке нереверсивного двигателя на судно в качестве главного двигателя изменение направления движения судна достигается специальными устройствами;
реверсивные двигатели, которые имеют механизм реверса, позволяющий изменять направление вращения вала двигателя;
двигатели правой модели, у которых направление вращения по часовой стрелке (если смотреть с кормы в нос судна);
двигатели левой модели, у которых направление вращения против часовой стрелки.
Двигатели делятся на тихоходные (средняя скорость поршня меньше 6.5 м/сек) и быстроходные (средняя скорость поршня равна или больше 6.5 м/сек).
По назначению судовые двигатели бывают:
главными (работают непосредственно или через передачу на гребной винт);
вспомогательными (приводят в движение электрогенератор судовой электростанции, компрессор и другие механизмы).
|